События

Горец, взрастивший Хачилаевых

На днях из Дагестана пришла трагическая новость – скончался Мугад Хачилаев – отец братьев Хачилаевых, гремевших на всю Россию в 90-х годах. Для тех, кто не знает этой семьи, стоит напомнить, что после краха Союза братья Хачилаевы – Магомед, Надыр, Джабраил и Адам – стали одними из самых влиятельных политических фигур в Дагестане. Однако сколь стремителен был взлет братьев, столь трагичен был и конец этой сильной горской семьи.

Четверо горцев

Семья Хачилаевых жила в селении Кума Лакского района, однако, как признавался Магомед, происходит их род из селения Вихли – одного из самых больших сохранившихся селений в лакских землях. Отец, Мугад, всю жизнь работал пастухом, а мать, Фатима, была домохозяйкой.

Все братья Хачилаевы были известными в республике и стране спортсменами. Магомед был мастером спорта по вольной борьбе и дзюдо, трехкратным чемпионом России по каратэ. Надыр был также мастером спорта по вольной борьбе, кандидатом в мастера по классической борьбе, а также по дзюдо. Выступал за городскую сборную Ленинграда по каратэ.

Джабраил и Адам также всерьез занимались каратэ. Однако Адам рано погиб в перестрелке. А Джабраил с головой ушел в семейный бизнес. Магомед и Надыр, наиболее известные из братьев, в свое время успели избраться в депутаты республиканского и федерального парламента, возглавляли лакское национальное движение «Кази-Кумух» и Союз мусульман России, руководили большим количеством предприятий и компаний.

Их становление в качестве общественных и политических фигур происходило в непростое время – на изломе эпох. «Я стал зарабатывать еще в те времена, когда занимался спортом, – рассказывал в свое время Магомед, – а с первых же дней либерализации мы с братьями организовали платные школы восточных единоборств. Открыли малые предприятия различного профиля, стали соучредителями нескольких коммерческих банков».

Отец братьев

Братья Хачилаевы в 90-е годы гремели на всю страну. Одни эксперты писали о них восхищенные статьи, видя в них лидеров Дагестана, а другие писали разоблачительные материалы, обвиняя их в связях с криминалом и поддержке радикальных исламских группировок. Однако тот человек, который воспитал этих братьев, их отец Мугад все эти годы оставался в тени.

«Наш отец работал чабаном, – рассказывал Магомед в одном из интервью, Всего у моих родителей было семеро детей». «Во время летних каникул вместе с братьями чабанил, помогая отцу, – вспоминал в свое время Надыр, – Детство помню так: или на огороде работаешь, или на пастбище».

На вопрос журналиста, заставлял ли их отец работать, Надыр отвечал прямо: «Да, заставлял. Даже принуждал. Он считал, что труд – это основа всего, а тунеядство развращает человека».

«Отец с детства внушал нам, что самый главный капитал в жизни – это честное имя. Причем воспитывал нас исключительно на собственном примере. Он гордится, что за всю свою жизнь из колхозного сада ни единого яблока не своровал. К подобного рода вещам он всегда был предельно строг. И если бы он узнал и тогда, и сейчас, что в доме есть что-то нажитое нечестным путем, – убил бы, – признавался Надыр, – Правду говорю».

Верующий коммунист

Со слов Надыра, их отец Мугад был членом партии, «несгибаемым человеком, преданным коммунистической идее». На это утверждение беседовавший с ним журналист воскликнул: «Интересно! Папа – коммунист, а сын – человек верующий…»

«В том-то и дело, что отец был одновременно и глубоко верующим человеком, и коммунистом, – ответил Надыр, – Отец молился, исполнял религиозные обряды. Он не был двуличным. В партию он вступил сознательно, а не для того, чтобы выбиться в начальники. Просто он не противопоставлял одно другому».

Со слов Надыра, их дядя мой по материнской линии – тот был настоящим антисоветчиком. «Он был сильным, отчаянным человеком, – продолжал свой рассказ Надыр, – Его знали во всем Дагестане. И если был тогда хоть один кавказец, который ни в чем не подчинялся коммунистам, так это дядька. Даже в советское время он всегда ходил с оружием. И в доме у него на стенах тоже оно висело».

Как рассказывал Надыр, так и вышло, что отец их по-своему воспитывал, а дядя – на собственный лад. «У него были все причины не любить коммунистов, – откровенно признавался он, – В годы репрессий погибли его отец и два брата. И даже Сибирь не перевоспитала его. Вот так мы и росли между ними».

Отторжение системы

После такого откровенного рассказа о своей семье Надыр признался: «С детства и я, и мои братья ощущали фальшь того строя». Признаться, многое от своего отца и от своего дяди они привнесли и в новую, постперестроечную Россию. Братья Хачилаевы, несмотря на всех их достижения в спорте, бизнесе и политике, так и не смогли вписаться в сложившуюся в России и Дагестане систему.

Они всегда на фоне кавказской и российской бюрократии смотрелись несистемными фигурами. Этакими бунтарями и возмутителями спокойствия. И шлейф громких дел, тянувшихся за ними, был тому свидетельством – захват здания Госсовета Дагестана, организация массовых беспорядков в Махачкале, поддержка боевиков в Кадарской зоне…

Кавказ – жесткий край. И зачастую таких жестких лидеров, какими были братья Хачилаевы, ждет жесткий конец. Через девять лет после смерти первого брата Адама, в 2000 году от пули своего же охранника погибает Магомед. А еще через три года наемный убийца расстреливает у порога собственного дома и Надыра.

Последний путь отца

Один из друзей Надыра оставил подробное описание того, как престарелый Мугад хоронил своего третьего убитого сына в высокогорном селении Кума:

«Спотыкаясь и опираясь на посох, поспешными шагами, за телом своего сына следовал престарелый отец покойного Мугад, которого судьба испытывает в очередной раз. В покрове темноты разглядеть его лицо не удавалось. Но в освещенной мечети все заметили его мокрое от слез, разбитое горем лицо мужественного горца.

Он стремительно подошел к телу Надыра, обнял его и, рыдая, спросил у него на родном языке: Надыр, почему? С его глаз текли отцовские слезы, и он часто протирал глаза платком. Он встал перед присутствующими и на родном языке обратился к ним.

Хотя не все понимали лакского языка, но язык чувств, на котором он говорил, был понятен всем. Мужчины должны сдерживать слезы, но в этот момент мало, кто думал об этом. Они текли у всех непроизвольно. Чувство обиды, горечи и досады не покидало никого…»

А на днях и сам Мугад последовал за своими сыновьями. Его тело в родную каменистую землю в горах Дагестана опускал последний из братьев Хачилаевых Джабраил, который теперь остался главой большого рода с трагической судьбой.

Автор: Тимур Юсупов
Комментарии 3
  • Инна лиллахи ва инна илайхи роджиъун. Человек воспитал настоящих мужчин-мусульман.
    (19)
    27 июля'2012 в 11:45
    • Их всех, род Хачилаевых убивала сегодняшняя либерально-демократическая власть, ненавидящая мусульман, ненавидящая коренные народы России. Сколько было вылито через их центральные СМИ самой изощренной, грязной клеветы на Хачилаевых, в том числе, что они финансируют терроризм. Либералы захватили Россию, им надо освободить Россию для своего племени, слетевшихся как шакалы, вороны на раздираемую ими Россию со всего мира.

      Об этом пел Игорь Тальков. Он сразу стал духом непокоренной России. Убили. Больше никого не убивали, не было необходимости. Все ушли в разрешенный разврат, раздевание, девочки-припевочки т.н. "шоу-бизнес" по развращению России.
      (764)
      27 июля'2012 в 12:37
      • Иннэ лиллэхи вэ иннэ илэйхи ражиун.
        (87)
        27 июля'2012 в 13:02