Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин в беседе с корреспондентом сайта Slon утверждает, что никакого конфликта между мусульманами в республике нет. "Да, в Татарстане есть разные течения, но нет организованного идеологического движения против традиционного Ислама", – говорит он.
– Насколько силен в Татарстане конфликт между мусульманскими течениями?
– Никакого заметного конфликта нет. В отличие от Северного Кавказа грань между различными течениями здесь особо не прослеживается. Да, в Татарстане есть разные течения, но они не существуют в виде каких-то организованных групп. Это отдельные личности, они высказывают свои взгляды, но умеренно. В Татарстане нет организованного идеологического движения против традиционного Ислама.
– Вы имеете в виду ваххабитские организации?
– Да. В девяностые годы, когда началось исламское возрождение, сюда приезжали преподаватели, открывали медресе, которые функционировали за счет зарубежных мусульманских организаций. Мы все время говорим, что традиционный Ислам в России имеет тысячелетнюю историю. Но в советское время мусульманское духовенство представляли необразованные бабаи, которые сидели в мечетях, да и сегодня сидят и для молодежи олицетворяют некую совокупность обычаев и обрядов. Влияние оттуда более привлекательно – это современные проповедники, образованные, которые хорошо знают арабский язык. И поэтому в обществе формируется иллюзия, что наши обычаи устарели, они далеки от Ислама, а истинный Ислам – вот он, на родине пророка Мухаммеда. Но это не доходит до формирования радикальных течений, просто акценты постепенно сместились в направлении нетрадиционных ценностей. Ситуация осложнилась еще тем, что произошло идеологическое слияние нескольких течений. Намаз они читают по ханафитскому мазхабу, а идеологически придерживаются салафитского течения. Полноценного кондового салафита, какие встречаются на Северном Кавказе, среди татар найти сложно. И когда спрашивают, мол, где ваши ваххабиты, я теряюсь, что ответить. Это феномен центральной России, а не только нашей республики.
– Есть ли опасность новых терактов на религиозной почве?
– Я не думаю, потому что реальной почвы нет. Все в недоумении после недавнего теракта. Когда мы говорим про радикализацию в обществе – это не только идеология, это и экономические проблемы, и нерешенные социальные вопросы. А мы знаем, что Татарстан – один из наиболее благополучных регионов, то есть социально-политической подоплеки для радикализации нет. Но и идеологических нет – Татарстан является наиболее толерантным регионом, где никогда не было межконфессионального противостояния. И я не думаю, что отдельно взятое событие станет толчком к радикализации.
– Какие версии по поводу причин теракта наиболее популярны в городе?
– Версии две: идеологическая и экономическая – и, видимо, отрабатываются обе. Насчет экономической подоплеки убийства Валиуллы Якупова говорить сложно – бизнес-проектами Духовного управления мусульман он не занимался. И, если это не ложный след, остаются только идеологические причины. Он действительно занимал радикальную позицию с точки зрения традиционных ценностей, неоднократно очень жестко высказывался на эту тему. Ему принадлежит заявление, что в России надо принимать закон, запрещающий ваххабизм. В 2010 году он заявил в СМИ о возникновении некоего ваххабитского холдинга – имея в виду слияние административных и религиозных структур. Он открыто говорил, что ваххабитов, к сожалению, поддерживают довольно высокие структуры, в том числе силовые. Он был руководителем издательства, которое выпускало очень много традиционной исламской литературы – другого такого издательства в России нет. У него оптом закупали книги все мечети центральной России. То же самое можно сказать и о муфтии – когда он был избран, у него были довольно смелые высказывания. Он принимал и кадровые решения, идеологическая подоплека которых была на поверхности, и это вызывало недовольство у официальных лиц, которые работали в разных духовных структурах.
– Кто-то из них мог быть заказчиком теракта?
– Это было бы слишком громко сказано, я пока не стану это комментировать. В любом случае это недовольство не было оформлено в виде радикального организованного подполья.
– Есть версия, что теракт организован кем-то извне.
– Из других стран – однозначно нет. Правда, "Кавказ-центр" в последнее время начал писать, что на Среднее Поволжье надо обращать внимание, создавать специальную структуру, которая бы им занималась. Но какого-то кавказского следа в Татарстане заметно не было. Преподавателей вузов и миссионеров из-за рубежа у нас уже почти нет. Остались только выходцы из арабских стран, которые получили российское гражданство и тут работают.
– Экономическая версия связана с мечетью Кул Шариф?
– Нет, это не обязательно Кул Шариф. Следствие прорабатывает версию, связанную с организацией хаджа. В СМИ прозвучало, что 150–200 миллионов рублей в год проходят через компанию, которая им занимается. Но что остается в доходе? Два миллиона долларов – это не тот бизнес, из-за которого нужно убивать.
– Отъезд имама Кул Шариф Юнусова в Великобританию мог быть связан с последними событиями?
– Я думаю, что он с ними никак не связан. Разве человек будет демонстративно куда-то уезжать в такой ситуации? Его поступок все и будут трактовать в связи с этим событием. Поездка, очевидно, была запланирована заранее.
Мухаметшин ведь ничего подобного не сказал, а когда спросили его мнение относительно того, считает ли он причастными к преступлениям кого-либо из оппозиции, он отказался это комментировать (дав понять, что такой вариант возможен). так что многообещающий заголовок совсем не отражает сути статьи, если ему не противоречит.
относительно того, что он читает кавказ центр - то ничего удивительного в этом, на мой взгляд, нет. Они хотят знать "врага" в лицо, хотят заранее быть знакомыми с его планами.
29 июля 2012 года в 15.00 часов на площади Театра Камала состоится ПИКЕТ протеста со следующими ТРЕБОВАНИЯМИ:
- прекращения незаконных задержаний и арестов мусульман; - прекратить незаконные обыски; - остановить беззаконие, произвол и «топорную» работу спецслужб и их принципа «хватать всех подряд».
Топорная работа спецслужб вызывает раздражение! Хватают всех подряд!
По всей республике прошло более 400 арестов и более 160 обысков!
Скажем «НЕТ!» - произволу спецслужб!
Мы не обязаны терпеть это беззаконие!
Потребуем выпустить незаконно арестованных!
Это может коснутся каждого! Не будьте равнодушны! Приходите и приглашайте друзей!
Просьба распространить эту информацию!
ВНИМАНИЕ!!! ПИКЕТ СОГЛАСОВАН С АДМИНИСТРАЦИЕЙ г. Казани!!!
Организаторы: Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас».
С вопросами обращаться по телефонам: 89047609301 и 89625609443
Просьба всех, кто был задержан или же у кого были обыски оставить информацию о себе или же свои координаты. Обращаться в Союз Татарской Молодежи «Азатлык» и мечеть «Аль-Ихлас», или же звонить по вышеуказанным телефонам.
Распространите эту информацию и обязательно участвуйте на мероприятии ради Аллаха, не оставляйте ваших братьев и религию Ислам в этот священный месяц рамадан!
хотя, он говорит "в Татарстане есть разные течения, но нет организованного идеологического движения против традиционного Ислама". с этим я очень даже согласна.. в "подполье" сейчас очень много групп, все они несогласны с политикой муфтията, но они не связаны между собой и, естественно, не ведут организованной (согласованной) деятельности против против "традиционного" Ислама.