Единственной действующей мечетью в городе Ставрополе, на настоящий день, является молебельная комната на окраине краевого центра, в здании фабрики «Восход». Не представляю каково верующим мусульманам молиться в здании завода, но точно знаю, что держать картинную галерею в самом центре города под куполом минарета — дело в Ставрополе вполне законное и соответсвующее этическим нормам.
Да, в Ставрополе, в самом центре города на улице Морозова 12, был и до сих пор есть минарет, минарет последний намаз под которым совершили 8 апреля 1929 года, когда Ставропольскую мечеть, как в принципе и большинство остальных религиозных храмовСтаврополя и СССР, решением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров (СНК), закрыли. С 1917 по 1931 годы, согласно «Декрету о земле» и «Декларации прав народов России», все принадлежавшие религиозным организациям церкви, храмы и мечети были переданы народу и стали, таким образом, народным достоянием. То были страшные времена в истории России. Власти проводили массовые аресты религиозных деятелей, взрывали храмы и церкви, пытаясь тем самым полностью уничтожить организованную религиозную жизнь в советском союзе. Всё встало на свои места лишь в 1990 году, с момента вступления в силу закона «О свободе вероисповеданий», за которым в 1993 году последовало распоряжение президента России о передачи зданий, имеющих религиозное и культовое значение, соответствующим религиозныи организациям и одноименной постановление правительства России от 1994 года. И всё бы ничего, но все новые законы и распоряжение стороной обошли ставропольский «Дом Аллаха», который так и не был передан мусульманам города, даже несмотря на многочисленные просьбы о возвращении мечети мусульманской общиной города Ставрополя.
Сегодня в святом для ставропольских мусульман здании находится картинная галерея пейзажей ныне покойного Павла Моисеевича Гречишкина, известного советского и российского художника. Экспозиция работ Павла Моисеевича оказалась в бывшей мечети по воле Ставропольского государственного краеведческого музея (с 2005 года Ставропольский государственный историко-культурный и природно-географический музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве), которому по решению Ставропольского городского совета от 30.12.1986 и было передано в арендное пользование это здание.
Когда и кем была построена мечеть города Ставрополя? Ответить на этот вопрос нам поможет историко-архивная справка Санкт-Петербургского государственного университета. Ставрополь, как впрочем и некоторые другие южные города России (например Моздок), многие называют «Вратами Кавказа». Называют его так потому, что изначально город строился как крепость, форпост на пути Российской империи вглубь Кавказа. Город быстро развивался и несмотря на его исконно русское происхождение, а также статус военной крепости, вскоре стал оживленным торговым и транспортным узлом региона. Сюда съезжались торговцы со всего Кавказа и хотя русское население составляло в разные периоды истории около 85 — 90% от общего, Ставрополь всегда считался многонациональным городом, примером мирных, дружелюбных и взаимовыгодных отношений народностей региона. В городе возводились русские храмы, строились армянские церкви, в самом центре стояла синагога (сегодня здание Ставропольского ЗАГСа, которое также до сих пор не вернули еврейской общине города), а в 1895 году мусульманской общиной города были предприняты первые шаги для получения разрешения и участка земли для строительства мечети. Община подала прошение с 347 подписями в администрацию города.
Ответственным по всем вопросам связанным со строительством был назначен основатель мусульманской общины Давлет-Гирей Бибердов — абазинский князь, уроженец аула Элькуш (рядом с Кисловодском). Бибердов, будучи человеком в Ставрополе довольно состоятельным, выкупил земельный участок па перекрестке Семинарской и Гимназистской улиц (ул. Пушкина и ул. Морозова), чтобы в будущем посвятить его в вакуф или другими словами безвозмездно передать на религиозные цели. В дореволюционной России, вакуф был основным источником существования большинства мечетей, а также многих образовательных и благотворительных учреждений. В 20х годах, в РСФСР, даже существовало Главное вакуфное управление и специальные вакуфные отделы.
Передав в 1897 году участок в вакуф, Бибердов возложил ответственность за строительство мечети на преподавателя Ставропольской гимназии, мусульманского педагога и просветителя Гасанбека Нуцалова. Однако, после скоропостижной смерти князя Давлет-Гирея Бибердова, возникло множество причин и бюрократических сложностей, мешавших началу строительства. В 1908 году, известный осетин, друг Коста Хетагурова, Уполномоченный старший советник Ибрагим Бойевич Шанаев (1848 года рождения), уже известный нам мулла Гасанбек Нуцалов, а также Джантемиров Бек-Мурза Бонухович организовали Ставропольское мусульманское благотворительное общество, целью которого являлся сбор благотворительных средств на строительство мечети, а также на проведение нравственно-воспитательной работы с мусульманскими жителями города. Общество было успешно зарегистрировано в 1909 году, когда 27 января ему был присвоен номер в реестре. Спустя 4 года, в 1913, мусульманская община города Ставрополя наконец-то получила в свои владения долгожданный земельный участок на ул. Морозова, где располагалась усадьба Бибердова. Мечеть было решено строить по проекту известного Ставропольского зодчего Григория Павловича Кускова, творениями которого также являлась церковь Андрея Первозванного на ул. Дзержинского, Евдокиевсквая церковь и около 50 других православных храмов, мечетей и буддийских хурулов по всему Ставропольскому краю, за что в городе его называли «церковным строителем». Магометанская мечеть, которая была возведена на ул. Морозова имеет один цилиндрический минарет, представляющий из себя трехярусную башню. Однако, задумке Кускова не суждено было быть реализованной полностью, так как с началом 1 мировой войны строительство мечети пришлось прервать и тексты из Корана, а также различные фрески и картины, которые планировалось нанести после окончания штукатурных работ остались в проекте. Тем не менее, внешне мечеть была полностью закончена, став одним из самых успешных проектов Кускова. Как и многие ставропольские здания, мечеть была выполнена из популярного в то время натурального камня известняка (ракушечник), из которого к примеру была возведена и крепость вокруг города. В 1915 году, ставропольская мечеть открылась и в ней стали проходить службы.
По словам местных жителей, особенно людно у мечети было по пятницам, когда на молитву приезжали со всего города. К сожалению, по назначению мечеть использовалась лишь 15 лет, до мая 1930 года, когда согласно постановлению ВЦИК и СНК, мечеть, в рамках работ по изъятию церковных ценностей, была реквизирована советской властью. С тех пор, на протяжении 56 лет, в ставропольской мечети размещалась часть краевого архива. Ну а в 1986 году, как я уже говорил в самом начале статьи, здание передали Ставропольскому краевому музею, после чего и по сей день здесь располагается известная на всю страну галерея Гречишкина.
Всего через 2 года, восхитительному памятнику архитектуры и святому для мусульман города месту, Ставропольской мечети, исполнится 100 лет. Хочется верить, что до того времени власти и администрация города откликнется на просьбы верующих вернуть здание мусульманской общине. Сегодня, проблема возврата здания мечети обсуждается на многих форумах города. Однако внятного решения принято до сих пор не было, ведь возвращение религиозных ценностей, находящихся в составе музейного фонда Российской Федерации, происходит лишь по решению суда. Не удивительно, что отказы властей вернуть мечеть ранят чувства верующих мусульман. А причины отказа, зачастую довольно сомнительны. К примеру, власть полагает что мечеть не может находиться в центре города, так как проводимые в ней службы нарушат покой проживающих вблизи ставропольчан и предлагают возвести новое здание где-нибудь на окраине Ставрополя. С другой стороны, в центре города расположено несколько христианских храмов и покою горожан, проводимые в них службы, не мешают. Причин отказа в передачи здания мечети мусульманской общине довольно много. Однако в 2010 году было создано так называемое Духовное Управление Мусульман (ДУМ) ставрополья, которое одной из целей своей работы считает возврат мечети верующим мусульманам города и края, которых здесь кстати более 500 тысяч.
Представитель ДУМ, Муххамад-Хаджи Рахимов, ведёт переговоры по этому вопросу с правительством края. Сегодня уже известно, что до возвращения мечети на ул. Морозова, на окраине Ставрополя, мусульманам планируется выделить довольно внушительную территорию для строительства целого комплекса зданий религиозного назначения. Удаленность такого комплекса, включающего в себя мечеть, мусульманское учебное заведение — медресе, резиденцию Духовного Управления Мусульман, общежитие и другие необходимые объекты инфраструктуры, по задумке не будет сказываться на повседневной жизни ставропольцев. По словам М.-Х. Рахимова, историческая справедливость вскоре восторжествует и здание старой мечети на ул. Морозова также будет рано или поздно передано верующим, во что очень хочется верить. В религии должны отсутствовать какие либо двойные стандарты. Люди имеют право выбирать во что им верить, ведь такое право гарантировано им конституцией России. А в таком многонациональном регионе как Ставрополье, к религиозной толерантности должно проявляться повышенное внимание. Ведь всем православным жителям Ставрополя так приятно наблюдать за тем как воздвигаются новые храмы и церкви, к примеру Казанский кафедральной собор на крепостной горе или Крестовоздвиженский храм на Голенева. Почему же не вернуть мусульманам мечеть, а евреям синагогу? Ведь только так можно достичь взаимопонимания и только так, уважая религию, традиции и культурные ценности соседа, можно наладить полноценный диалог. Возвращение религиозным общинам культовых зданий должно происходить без каких либо конфликтов и напряжения, а усилия к этому должны прилагать не только религиозные деятели, но и власти города, а также его жители. В жителях города нужно воспитывать толерантность, а не разжигать ксенофобские настроения. И если представители власти, жители города, а также религиозные общины проявят добрую волю и пойдут навстречу друг другу, то большинство межэтнических проблем можно будет считать исчерпанными, а межконфессиональные отношения придут в гармонию, укрепляя духовные ценности ставропольцев.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. Ставропольская мечеть на ул. Морозова, 12 находится в собственности Ставропольского государственного краеведческого музея, который в свою очередь с 1986 года содержит здесь экспозицию картин художника П. М. Гречишкина. Власти города не планируют передать мечеть мусульманской общине, предлагая взамен строительство нового религиозного комплекса за пределами городского центра. Духовное управление мусульман ставрополья, однако, не теряет надежды на передачу им мечети.
Отсюда следуют обоснованные вопросы:
1. Почему мечеть в Ставрополе до сих пор не была возвращена мусульманам города?
2. Что мешает передать мечеть мусульманам Ставрополя?
3. Когда состоится и состоится ли вообще передача мечети? Стоит ли ожидать возвращение мечети к столетию её основания?
4. Когда начнется и начнется ли вообще строительство новой мечети за пределами центра города?
5. Куда будет перенесена выставка пейзажей Гречишкина, в случае передачи мечети мусульманам города?
6. Нарушит ли возврат мечети мусульманской общине спокойствие проживающих здесь горожан?
Думаю, большинству людей, читающих эту статью, интересно будет узнать ответы на эти вопросы, которые в свою очередь должна предоставить администрация города, правительство Ставропольского края, представители Духовного управления мусульман ставрополья, а также дирекция Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве.