На первом судебном заседании по делу Мирзаева состоится допрос родителей Ивана Агафонова
Первое судебное заседание по существу в отношении чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева, после удара которого погиб 19-летний москвич Иван Агафонов, назначено на 25 июля, на нём состоится допрос потерпевших – Татьяны и Александра Агафоновых. Родители погибшего давали показания в ходе предварительного расследования, а теперь они озвучат свою позицию в зале суда. Они не приняли извинения Мирзаева и не поменяли своё отношение к этому делу, заявляет их представитель Оксана Михалкина.
Учитывая значительный общественный интерес к рассмотрению данного уголовного дела на официальном сайте Замоскворецкого районного суда при поддержке Российского агентства правовой и судебной информации будет организована онлайн-трансляция первого судебного заседания, говорится в сообщении на сайте суда.
Напомним, 17 июля в Замоскворецком суде Москвы прошло предварительное судебное слушание по делу Мирзаева. В ходе заседания суда было заявлено ходатайства защиты о возврате дела прокурору и переквалификации, однако суд его отклонил. Также адвокат Мирзаева заявил ходатайство об исключении из числа доказательств последней экспертизы, проведенной в НИИ имени Бурденко, из которой следует, что спортсмен применил боевые навыки, однако суд отклонил его.
Согласно решению суда, Расул Мирзаев оставлен под стражей на весь период судебного разбирательства. Также судья отклонил просьбу спортсмена о рассмотрении дела в закрытом режиме. В ходе заседания суда Мирзаев также попросил прощения у семьи Агафонова.
Заседание проходило в закрытом режиме при большом скоплении представителей СМИ. Никого из родственников и друзей подсудимого в здании Замоскворецкого суда не было. Родители Ивана Агафонова принимали участие в судебном процессе вместе со своим представителем Оксаной Михалкиной. Все участники давали пояснения журналистам о ходе заседания и о факте гибели Ивана Агафонова. Суд начался с более чем часовым опозданием.
Гребенской: суд полностью принял сторону обвинения
Адвокат Расула Мирзаева Алексей Гребенской считает бесполезным кассационное обжалование постановления Замоскворецкого суда о содержании спортсмена под стражей на всё время судебного разбирательства, вынесенного 17 мая судьёй Андреем Фединым. Об этом корреспонденту "Кавказского узла" заявил сам защитник самбиста.
По его словам, предварительное заседание подтвердило его мнение и мнение его подзащитного о том, что суд полностью принял сторону обвинения в нарушение существующих норм закона.
Началось заседание с рассмотрения ходатайства, заявленного стороной защиты подсудимого. Адвокат Мирзаева Алексей Гребенской попросил суд вернуть уголовное дело прокурору, так как, по мнению защиты, обвинительное заключение было составлено с нарушениями требований статьи 220 УПК РФ.
"Вся ситуация началась с момента возвращения дела прокурору 13 февраля. Обвинение Мирзаеву было перепредъявлено 16 февраля, и тогда же был продлён срок следствия по делу и срок содержания под стражей. Но, в соответствии в законом, в течение 10 дней после принятия решения это дело не могло быть истребовано, поскольку этот срок установлен для кассационного обжалования данного решения. А все эти следственные действия были проведены в период срока кассационного обжалования, поэтому мы полагаем, что эти действия были проведены незаконно", - рассказал журналистам Алексей Гребенской в перерыве судебного заседания.
По его словам, если незаконно был продлён срок следствия, значит ставится под сомнение и законность проведения следственных действий, которые проводились вплоть до июля этого года.
"Мы настаивает на том, чтобы суд высказался о законности проведения данных следственных действий. Я ходатайствовал о возвращении дела прокурору, потому что, на мой взгляд, эти нарушения можно устранить только путём проведения дополнительного следствия по делу. Цели затягивать процесс ни у кого нет. Мы добиваемся справедливого судебного разбирательства, справедливого расследования по делу", - заявил Алексей Гребенской.
Михалкина: потерпевшие вправе рассчитывать на скорое и справедливое рассмотрение дела
Представитель потерпевших Оксана Михалкина в то время, когда судья удалился в совещательную комнату для принятия решения также дала пояснения прессе.
"Сторона потерпевших возражала против удовлетворения данного ходатайства (о возвращении дела прокурору – прим. "Кавказского узла"). Мы считаем, что оно направлено на умышленное затягивание данного уголовного дела, что нарушает права потерпевших, потому что мы вправе рассчитывать на скорое и справедливое рассмотрение дела", - сообщила Оксана Михалкина.
По ее словам, основное нарушение, на которое ссылался адвокат Алексей Гребенской состоит в том, что действия Мирзаева были переквалифицированы с части 1 статьи 109 УК РФ на часть 4 статьи 111 УК РФ в период кассационного обжалования на возвращение дела прокурору.
"Адвокат считает, что на данной стадии проводить следственные действия было незаконно, хотя прямого запрета УПК не содержит. Защитник ссылается на нарушение части 1 статьи 220 УПК, эта статья поясняет, что должно быть написано в обвинительном заключении, но подробно он не расшифровал, что именно в этой норме закона было нарушено", - уточнила представитель потерпевших.
Оксана Михалкина заверила, что данное дело пора начинать рассматривать по существу, а не затягивать умышленно суд.
"Я полагаю, что действия Расула Мирзаева носили умышленный характер и обвинение предъявлено законно и обоснованно по части 4 статьи 111 УК России. Родители и сестра Ивана Агафонова ожидают от суда справедливого и обоснованного приговора, но требовать максимальное наказание - такой цели нет. Мы рассчитываем на объективное рассмотрение этого дела и на то, что убийца понесёт наказание", - высказала пожелание потерпевшей стороны Оксана Михалкина.
Мирзаев отказался от своего права на публичное рассмотрение уголовного дела
Судья отказал в удовлетворении ходатайства защиты о возвращении дела прокурору, не усмотрев в этом достаточно законных оснований. После этого подсудимый заявил, что он отказывается от своего права на публичное рассмотрение уголовного дела. Сторона защиты заявила пожелание о рассмотрении дела по существу в закрытом режиме. Сторона потерпевших возражала, поскольку уголовное разбирательство в судах открытое и гласное, что прописано в УПК.
"Законных оснований для закрытия процесса нет, у нас дело не содержит гостайну, не является "половым" преступлением, все лица совершеннолетние. Мирзаев не хочет, чтобы знали, что происходит в зале суда, он желает сохранить свою позицию и то, что говорят свидетели и очевидцы, чтобы это не вышло за пределы зала суда. Мы считаем, что процесс должен быть публичным и гласным. Родители Агафонова возражали против закрытия процесса, они хотят, чтобы процесс начался, как можно быстрее. Именно с допроса потерпевших начнётся судебное следствие", - прокомментировала позицию потерпевшей стороны Оксана Михалкина.
"Защита выдвинула такое предложение, чтобы заседание проходило в закрытом режиме, чтобы там были только потерпевшие и свидетели. Мы возражаем против этого, потому что нам скрывать нечего, мы хотим, чтобы было справедливое решение. То, что он перед нами не извинился, пусть останется на его совести", - поддержала слова своего представителя мама Ивана Агафонова Татьяна Агафонова.
Адвокат Расула Мирзаева объяснил просьбу своего подзащитного о закрытии процесса тем, что "Мирзаев очень стесняется прессы".
"Мирзаев многое готов рассказать суду и многое хочет сказать потерпевшим, а при таком большом количестве журналистов он не может этого сделать. Его смущает присутствие прессы и не имеющих отношения к делу людей, он стесняется", - кратко прокомментировал позицию своего подзащитного Алексей гребенской.
Защита Мирзаева утверждает, что спортсмен не наносил профессионального удара Агафонову
После перерыва адвокат самбиста заявил следующее ходатайство об исключении из числа доказательств заключения последней судебно-медицинской экспертизы, которая проводилась в НИИ имени Бурденко.
"Я просил суд рассмотреть вопрос допустимости доказательства и законности проведения этой экспертизы. Суд обязан вынести решение по нашему ходатайству относительно того, законно ли это доказательство, добыто ли оно законным путём или с нарушением УПК, чтобы мы смогли впоследствии на это ссылаться, не является ли оно недопустимым доказательством. Если суд сочтёт, что это допустимое доказательством, мы будем с этим согласны и обжаловать отказ в удовлетворении ходатайства не будем, нам важен сам факт подтверждения законности", - отметил Гребенской.
По словам адвоката защиты, он не имеет возможности разглашать данные следствия, тем не менее опроверг информацию о том, что удар нанесён профессионально.
"Этого нет в материалах уголовного дела, и это не будет предметом судебного разбирательства. Он - профессиональный спортсмен, но профессиональный спортсмен наносит профессиональные удары исключительно на ринге. В этой случайной и трагической ситуации с Агафоновым мой подзащитный не наносил профессионального удара, это была пощёчина, что и подтвердило заключение экспертизы, что это удар небольшой силы", - пояснил журналистам Алексей Гребенской во время судебного перерыва.
Представитель потерпевшей стороны Оксана Михалкина также дала свою оценку экспертизе.
"Выводы этой экспертизы сторону защиты не удовлетворяют, потому что именно в ней дан ответ о том, что Расул Мирзаев использовал свои навыки в области боевых единоборств. Также экспертиза подтвердила, что удар был нанесён со значительной силой", - высказала мнение Оксана Михалкина.
Отец Агафонова не принял извинения Мирзаева
Следующее ходатайство было заявлено государственным обвинителем о продлении подсудимому срока содержания подсудимого под стражей до приговора суда. Сторона потерпевших полностью поддержала данное ходатайство прокурора.
После того, как суд удалился для принятия решений по всем трём ходатайствам, Оксана Михалкина сообщила журналистам, что Мирзаев принёс свои извинения семье Ивана Агафонова, а именно отцу и маме погибшего, которые присутствовали в зале судебного заседания.
"Прошло одиннадцать месяцев со дня смерти Ивана, и слова извинения прозвучали в кулуарной обстановке зала суда в отсутствие прессы. На мой взгляд, он искренне попросил прощения у родителей за то, что он так поступил с их сыном", - сказала Оксана Михалкина.
Папа Ивана Агафонова простить подсудимого не смог. "Я никогда это не прощу. Потерять самое дорогое - это непростительно. Прошло одиннадцать месяцев, и до него только дошло, что он убил человека. Мне трудно, извините...", - со слезами на глазах произнёс дрожащим голосом Александр Агафонов.
Гребенской не верит в возможность освобождения Мирзаева под залог или под подписку о невыезде
Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат Алексей Гребенской, он не будет обжаловать вынесенные постановления, поскольку считает это бессмысленным.
"Я не могу прогнозировать развитие ситуации, с учётом тех заседаний, которые уже были - это лишнее тому подтверждение, я не знаю, как будет идти уголовное дело. Но, в любом случае, мы будем добиваться квалификации действий Мирзаева по части 1 статьи 109 УК РФ, по которой свою вину он полностью признаёт", - рассказал Алексей Гребенской.
По его словам, Мирзаев не отрицает, что наносил удар и, с самого начала не отрицал факт нанесения удара, факт конфликта. "То, что он косвенно виновен в причинении Агафонову смерти по неосторожности, этого никто не отрицал. Делать из него какого-то монстра я никому не рекомендую. По статье "причинение смерти по неосторожности" он признал вину. По этой статье ему может быть назначено наказание в виде двух лет лишения свободы, и он готов нести ответственность и наказание. Наша задача - добиться справедливого применения закона по отношению к Мирзаеву", - отметил Гребенской.
В освобождение Мирзаева под залог или под подписку о невыезде, защитник не верит.
"Мало вероятным мне представляется вопрос изменения ему меры пресечения, что бы защита ни сделала. Если мой подзащитный будет настаивать на том, чтобы мы добивались изменения ему меры пресечения, то мы будем это делать", - уточнил Гребенской.
По окончании предварительного слушания Оксана Михалкина рассказала, что потерпевшая сторона хочет видеть этот процесс как можно более гласным и общественно резонансным.
"Мы хотим, чтобы каждое слово, которое будет произнесено в зале судебного заседания, было донесено до всех интересующихся этим процессом, чтобы журналисты могли объективно освещать его ход. Потерпевшие считают, что данный процесс должен быть показательным, чтобы сдерживать агрессию на улицах, чтобы показать тем, кто необоснованно применяет свои навыки силовых единоборств против лиц неподготовленных, чтобы больше этого не повторялось", - прокомментировала представитель потерпевших.
Родители Агафонова готовы обсудить вопрос о возмещении морального вреда со спортивными ассоциациями
Оксана Михалкина также рассказала и о гражданском иске по возмещению родителям погибшего морального вреда, связанного с потерей сына.
"Гражданский иск по этому делу не заявлен, потому что позиция матери и отца Ивана Агафонова однозначна. Родителям не нужны эти кровавые деньги, но если какая-либо из спортивных ассоциаций, но не диаспора, возьмёт на себя материальную ответственность за поведение такого спортсмена, тогда потерпевшие могут обсудить данный вопрос", - отметила Михалкина.
Но всё, по ее словам, будет зависеть от того, в каком виде будет предложена компенсация.
"О сумме речь не шла, и договорённостей по этому вопросу нет. Я знаю, что уже есть представители спортивного мира, которые готовы взять на себя моральную ответственность за некорректное поведение этого горе-спортсмена. Мирзаев находится в достаточно подавленном состоянии, судя по тому, что мы видим на каждом продлении срока содержания под стражей, у него на глазах слёзы, то есть равнодушно он к этому не относится. Но он и не раскаивается, хотя в результате его действий не стало молодого человека у которого вся жизнь была впереди. Горе родителей безмерно", - подчеркнула Оксана Михалкина.
Как сообщал "Кавказский узел", конфликт между Мирзаевым и Агафоновым произошел 13 августа 2011 года в центре Москвы у ночного клуба "Гараж". В ходе ссоры Мирзаев нанес Агафонову удар, после чего студент был доставлен в больницу, где 18 августа 2011 года скончался. Расул Мирзаев находится под стражей с августа 2011 года. 27 июня было закончено предварительное расследование по делу Расула Мирзаева.
Изначально дело было возбуждено по статье 111 УК РФ, предусматривающей до 15 лет лишения свободы. Затем Мирзаеву смягчили обвинение на 109 статью УК РФ "Причинение смерти по неосторожности", максимальная санкция по которой составляет 2 года заключения. Однако позже было возвращено первоначальное обвинение.
Так закон или давление?....
Кстати, почему никто не требует рассмотрения дейтвий сотрудников м.в.д., которые в нарушение закона фальсифицировали улики, оградив Агафонова от ответственности за групповую кражу, участником которой он был в бытность его - Агафонова - курсантом милиции, если бы его не отмазали "правоохранители", то Агафонов должен был бы сидеть в тюрьме как вор, и у него не было бы возможности хамить прохожим, нарываясь на адекватный ответ.