В беседе с KazanWeek председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль высказал свое мнение о покушении на муфтия Татарстана Илдуса Файзова и убийстве его заместителя Валиуллы Якупова.
— Как вы оцениваете события в Казани?
— Думаю, что кто-то хочет превратить Татарстан в зону нестабильности. Возможно, это кто-то из бывших силовиков. Не исключено, что эти преступления — результат конфликта, который произошел на уровне татарстанских силовиков.
— Не рассматриваете вариант, причиной которого могла стать борьба Духовного управления мусульман Татарстана с ваххабизмом?
— Где те ваххабиты, которые могут исполнить преступление на таком высоком уровне? Покажите мне вооруженное подполье в Казани, откуда вылезли эти заказные убийцы. Очевидно, что оба преступления были тщательно спланированы. Это сделали люди, хорошо знающие Казань. Ко всему прочему, Илдус Файзов и Валиулла Якупов — это люди не того уровня, чтобы им занималось вооруженное ваххабитское подполье.
— Возможны ли повторения этих преступлений?
— Возможно все. Поскольку речь идет о наступлении нового сезона оппозиционной активности, которая совпадает с перетрясками в силовых структурах и возвратом к работе ранее уволенных силовиков.
— Возможно ли, что у этих преступлений есть кавказский след?
— Я не думаю, что теракт и убийство в Казани как-то связаны с Северным Кавказом. Там своих головных болей хватает. Я уже говорил, чтобы проводить такие операции, надо хорошо знать «поляну». В Татарстане нет экстремистов, которые могли бы такое провести.
— Исламские иерархи России после сегодняшних преступлений предпримут какие-нибудь меры по разряжению обстановки?
— Они будут делать то, что им скажут. Эти иерархи — ставленники администрации президента. Соответственно, они могут действовать только в жестком и узком формате, который диктуется сверху светскими бюрократами и силовыми структурами.
— Чем же вы объясните случившееся?
— Идет обострение внутрисистемной борьбы на фоне тех пертурбаций, которые Медведев провел в бывшей милиции. Бывшие и нынешние силовики могли играть в убийстве Якупова и покушении на Файзова одну из главных ролей. Совершенно понятно, что такие вещи делаются обычно по-домашнему, что называется, внутри конторы.
— Что вы можете сказать про Валиуллу Якупова?
— Он был осведомителем ФСБ. В начале 90-х годов Якупов был салафитом: носил большую бороду и короткие штаны, что свойственно радикальным мусульманам. При этом он делал провокационные заявления. Затем он неожиданно вышел из этого и стал антиваххабитом.
— Может быть, убийство и произошло из-за смены убеждений?
— Наверное, какие-то проблемы возникали. Но кто бы стал ждать столько времени, чтобы отомстить именно сегодня.
— В других регионах России можно ли ожидать похожих на сегодняшние преступления событий?
— Я бы не стал этого исключать. Предполагать, где именно могут произойти подобные преступления, нельзя. Для этого нужно залезть в мозги оперативных разработчиков и стратегов, которые исходят из своей повестки дня. Ее ни я, ни вы не знаете.
Allâhümme ecirnâ min tecâvuzi'l-mülhidîyn
Allâhümme ecirnâ min şerri'l-munâfıkîyn
Allâhümme ecirnâ min fitneti'l-fâsıkîyn
О Аллах! Защити нас от нападок безбожников!
О Аллах! Защити нас от зла мунафиков!
О Аллах! Защити нас от фитны фасиков!