События

"На муфтия покушались из-за денег"

Религиозный мир — это не только молитвы и верующие, но и огромные деньги, которые вполне могут привлечь внимание криминальных группировок. О том, почему муфтий Татарстана Илдус Файзов, на которого было совершено покушение, и его первый заместитель Валиулла Якупов, убитый киллером, могли стать жертвами этих разборок, корреспонденту "Росбалту" рассказал публицист и телеведущий Максим Шевченко.

 


 

— Максим Леонардович, сейчас есть несколько версий случившегося в Татарстане. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее реальны?

— Я рассматриваю любые версии, в том числе действия экстремистов. Но мне трудно представить, что в Казани может возникнуть какая-то экстремистская группа, которая организует столь высокопрофесиональный и требующий специальной подготовки двойной теракт. И при этом данная группа не будет находиться под контролем спецслужб. Все оппозиционные мусульмане там, даже более-менее молодые, — наперечет и находятся под очень пристальным надзором.

В этом покушении были две цели, которых "вели", выслеживали их контакты. Очевидно, велось долгое наружное наблюдение, выяснялось время посадки в машину и выхода из подъезда жертв. Наводились киллеры — одни специалисты по подрывным устройствам, другие — по физическому устранению. В этом двойном теракте принимали участие не менее десяти человек, включая тех, кто оказывал электронную и техническую поддержку.

— Вы считаете, что это все-таки были профессионалы, а не просто фанатики?

— Подобную акцию непрофессионалы просто не в состоянии сделать. Это же не хулиган шел по улице и выстрелил, и не подъехал кто-то на "шестерке" и расстрелял наряд ГИБДД. Такая акция требует тщательной и долгой подготовки. Такие профессионалы есть у криминального сообщества. Но я не думаю, что какие-либо формы радикального религиозного направления способны сегодня в Татарстане организовать такой теракт.

— А северо-кавказские боевики?

— Северо-кавказские боевики и на Северном Кавказе таких терактов не организовывают. Какой смысл в том, чтобы ехать в Татарстан из Дагестана или каких-либо еще мест, чтобы там организовать такой достаточно сложный теракт, при том, что ни в Дагестане, ни в других местах мы ничего подобного не видим. Мы видим истерические атаки с помощью смертников или какой-то молодежи.  

— Говорят, что муфтий Илдус Файзов — борец с ваххабизмом в Татарстане...

— Я не знаю, что это значит. Его избрание сопровождалось очень большими критическими высказываниями, обсуждения были очень бурные. Многие мусульмане, которые не являются ваххабитами, были очень недовольны его избранием в качестве муфтия. Я слышал, что помимо этого там были очень серьезные разборки по поводу денег на хадж, по поводу этих огромных неконтролируемых сумм, которые связаны с хаджем. В свое время мне довелось консультировать государственную комиссию по хаджу, когда ее возглавлял Ахмед Хаджиевич Билалов. И я столкнулся с обзором денег на хадж, которые идут по стране через муфтияты. Могу сказать, что в некоторых регионах, особенно татарских, речь идет об огромных суммах и о так называемых незаполняемых квотах. Куда деваются деньги, которые являются дельтой между количеством реально поехавших в Мекку и количеством теоретически запланированных людей для поездки, — это, как говорится, одному Аллаху известно.

Сейчас, конечно, можно начать дикие репрессии и вернуть Татарстан в ситуацию Кабардино-Балкарии 2004 года. Но надеюсь, что хватит разума и рассудка и у руководства республики, и у местных силовых структур, которые, еще раз подчеркну, держат руку на пульсе и хорошо осведомлены о том, что на самом деле происходит в религиозном мире Татарстана. Они прекрасно понимают, что ни у каких "исламских групп" нет возможности в Татарстане провернуть теракт такого масштаба, требующий специальной диверсионной и военной подготовки.  

— То есть ваша версия покушения на муфтия Татарстана и убийства его заместителя основывается на контроле над этими деньгами?

— В Татарстане очень сильные криминальные сообщества. Об этом написаны десятки книг. Почти каждый день в Татарстане, в Приволжском и Уральском федеральных округах взрывают машины, убивают бизнесменов. Нападают на сотрудников полиции. А сотрудники полиции нападают на людей, засовывая им бутылки из-под шампанского в разные места. В целом ситуация достаточно криминальная. И выискивать там ваххабистские следы — это искать соломинку в стоге сена. Вокруг полно соломы, а ты начинаешь выискивать травинку, которая во всем виновата. Начать сейчас репрессии среди части верующих, превратив спокойный и мирный Татарстан в территорию террористической войны, — было бы безумием и абсурдом. Еще раз повторю: там огромные суммы денег. Я сейчас говорю вещи, которые реально могут стоить мне жизни. Я знаю, что криминальные группировки, которые связаны с некоторыми духовными управлениями по стране опасны, жестоки и серьезны. Мне приходилось сталкиваться с материалами по этим делам.

— Насколько муфтият Татарстана близок правительству республики? Он не играет роль этакой "РПЦ" при Казанском руководстве?

— Предыдущий муфтий был очень близок Ментимеру Шаймиеву. А избрание нынешнего муфтия, повторю, сопровождалось громким скандалом. Против него выступили много людей, которые были далеко не салафитами и ваххабитами. Более того, они негативно относятся к разного рода ваххабистским проявлением в исламе.

Мне кажется, что наступают большие перемены. И демократизация коснется, в том числе, и исламского пространства Татарстана. Выросло целое поколение, которое хочет быть законопослушными гражданами, мусульманами, татарами, оно с уважением относится к своему народу, но которое совершенно не хочет никак участвовать, например, в схемах избрания муфтия или распределения денег на хадж. Достаточно сделать финансовую деятельность всех муфтиятов открытой для верующих, через ревизионные комиссии и соответствующие институты, и количество так называемых "терактов" и убийств резко сократится. Я вообще подозреваю, что многие убийства религиозных деятелей в последнее время, как в Дагестане, так и в Татарстане, — это не следствие террористической деятельности их политических оппонентов, а следствие криминальных разборок из-за больших сумм.

Автор: Беседовал Константин Петров, ИА «Росбалт»
подписаться на канал
Комментарии 7
  • Если убили из-за денег, а не затем, чтобы угодить Господу, значит надеяться среди людей не на кого.
    Проклятые уголовники заполонили всё, а воинов ислама единицы - неужели и здесь поганая разборка вместо священной войны?! - не хочется в это верить...
    (206)
    20 июля'2012 в 01:26
    • Судя по комментариям и разговорам мусульман, более 90% уверены, что эти покушения - дело рук спецслужб.
      (5146)
      20 июля'2012 в 01:45
      • Один Армян, о какой священной войне вы говорите?! Какими бы ни не были, они мусульмане.
        (244)
        20 июля'2012 в 01:55
        • kaifan, Да дело тут даже уже не в этом.
          Убийства имамов и муфтиев идут сплошной год повсеместно.
          Поставь имама или муфтия который будет вызывать резонанс или недовольство, убей этого имама или муфтия, посмотри кто из мусульман этому обрадовался или кто был им недоволен и свали это убийство на них и настрой других мусульман против них, потом убей имама или муфтия из другой группы и окончательно всех страви.
          Вот похоже какая стратегия.
          (59)
          20 июля'2012 в 02:09
          • Aasim, Ваши слова косвенно показывают, что умма в РФ сильно разобщена.
            (206)
            20 июля'2012 в 02:23
            • kaifan, о той, что может быть основа на фактах из статьи "Муфтий лицемерия".
              (206)
              20 июля'2012 в 02:25
              • В наше время убивают всех мусульман и простых,и имамов,даже тех кто делает только первые шаги к исламу,важно то,ради чего эти мусульмане умирают.А там уж АЛЛАХ рассудит,и те кто виноваты в этом безнаказанными не останутся ИНШААЛЛАХ
                (139)
                20 июля'2012 в 09:38