بسم الله الرحمن الرحيم
Вопрос.
Ассаламу алейкум я бы хотел узнать можно ли делать каляски и люльки для детей из ткини на которой изображени всякие куклы медвежата зайцы и.т.д?, я просто слышал что детям можно покупать всякие мягкие игрушки медвежата и.т.д. ответьте пожалуйста по скорее если можно.
Ответ.
Уалейкум ассалам уа рахматуЛлах уа баракатуху.
Также к нам пришел вопрос о положении продажи такого рода колясок.
Значит у нас три действия – производство, продажа и использование.
Все эти вопросы конечно возвращаются в основе к вопросу использования изображений.
В этом вопросе есть разногласие среди ученых, но мы приведем одно из мнений и на нем будет строится все остальное.
Это мнение о разрешении использования того, на чем есть изображения живых существ, если эти изображения будут на том, что не возвеличивается однако этой вещи не придается особое значение, используется в такой форме что оно подвергается износу, поломке и т.д. Как например подушка на которую опирается сидящий или лежащий, тарелка, чашка поднос и т.д.
Сказал имам ибн Абдуль-Барр после того как упомянул это мнение:
"И это самый средний и справедливый мазхаб.
На нем большинство ученых. И тот, кто отнес к нему доказательства (т.е. понял их в таком смысле), то между ними, при таком понимании не будет противоречия…"
См. ат-Тамхид 21199
Сказал шейх аш-Ширбини:
"И общее правило (определение) в этом вопросе – если изображение будет на чем то, чем пренебрегают, то это будет разрешено, если нет, то не будет разрешенным."
См. Мугний ль-Мухтадж 4406
Сказал шейх Исмаи'л аль-Мукри:
"… Пренебрегается использованием …"
См. Асна ль-Маталиб 6552
В кратце доказательство этого мазхаба.
Сказал шейх аш-Ширбини:
"Доказательство на это – то, что передал имам Муслим от Аишы – да будет доволен ею Аллах – :
"Прибыл Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует – из путешествия, и Аиша повесила у себя занавеску, на ней были (изображены) кони с крыльями. Посланник Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует- приказал снять эту занавеску."
И в другом варианте- …" И мы разрезали ее (сделали из занавески) на подушку, или две, на которые Посланник Аллаха (потом) опирался" (сделали из занавески).
Так они аргументировали. И сказал ас-Субки:
"Эта аргументация ошибочна, так как есть вероятность что разрез был в месте изображения, и само изображение ушло, затем из нее была сделана подушка…"
Однако на это можно ответить тем, что основа – отсутствие этого (т.е. в основе были изображения, и нет точного утверждения что разрез был именно по ним)…"
См. Мугний ль-Мухтадж 4406
Подтверждает эту основу то, что кони в хадисе пришли во множественном числе.
Сказал шейх Ибн Хаджар:
"Предположение того, что разрез был в месте изображения – далекое. Так как внешний смысл (хадиса) указывает на то, что изображения охватывали всю занавеску."
См. Тухвату ль-Мухтадж 3372
И если это ясно, то коляски, колыбели и подобные вещи в которых ребенок спит, может справить нужду, выкатываются на улицу и т.д. это будет из раздела того, что можно использовать с изображениями.
И это в том, что касается простых моделей, которым люди не придают особое значение. Что касается каких то шикарных моделей, высоких, о которых люди сильно заботятся и т.д., то в этом есть неясность.
Затем вопрос продажи этого строится на разрешении использования. Поэтому можно продавать и покупать то, что можно использовать.
Затем следующий вопрос. Производство этих изображений.
Что касается изображения использовать которые нельзя, то нет разногласия в мазхабе что это действие запрещено.
Доказательство этому – общие хадисы в которых упомянуто проклятие делающих изображения.
И нет разницы будет ли это изображение животных реальных или фантастических.
См. Нихаяту ль-Мухтадж, Хашия аш-Шабрамальси 6372
Затем они исключили из этой обобщенности производство кукол для девочек, так как Аиша –да будет доволен ею Аллах – играла с куклами (Муслим 2440).
И причина этого – тренировка девочек для воспитания детей.
См. Мугний ль-Мухтадж 4406 , Тухвату ль-Мухтадж 3373 , Нихаяту ль-Мухтадж 6376
Затем в шафиитском мазхабе два мнения относительно разрешения изображать то, что может быть использовано в разрешенной форме о которой было сказано выше.
Однако основное мнение, и это мазхаб – запрет. Доказательство – общие тексты запрещающие это действие как таковое. А то, что можно использовать некоторые его виды, это не указывает на разрешение делать это. Так как есть разница между изначальностью и продолжительностью.
См. Раудату т-Талибин 5606, Шархуль-Азиз 8350
Хотя второе мнение тоже достаточно основательно если посмотреть на смысл. И на это указали некоторые поздние ученые.
См. Хашия Умейра 3298
Однако нет сомнения, что в этом вопросе лучше выйти из этого разногласия, если в этом нет острой нужды.
Поэтому отталкиваясь от основного мнения нельзя делать эти вещи (коляски и т.д.) с изображениями.