Главным новостным трендом последних месяцев в Дагестане являются новости о похищении людей. Подавляющее большинство похищенных в республике идентифицируются как «практикующие мусульмане», а сами факты похищения рассматриваются обществом исключительно под углом религиозного противостояния в республике (которое, по идее, после последних мирных инициатив властей должно иметь тенденцию к уменьшению), встречаются и так называемые «нейтральные» похищения, имеющие откровенно криминальный характер.
Зачастую истории похищенных, переданные со слов очевидцев или самих жертв (к слову «удивительным» образом, позже обнаруживаемых в «застенках» МВД) — схожи, равно как и подчерк похитителей. Причем сходство наблюдается вплоть до мелких деталей. Любопытно также, что успешные (для похитителей) похищения, как правило, в МВД в республики переквалифицируются в «законное задержание» силовиками, а не удавшиеся — как попытку похищения «неустановленными людьми в камуфляжной форме». Остановимся на самых резонансных похищениях в южном регионе, ориентируясь при этом на местные источники в республиканской прессе.
Обыск по-кючхюрски
В конце апреля в Южном Дагестане, вооруженные люди в масках и камуфляжной форме, представившись сотрудниками ОВД Магарамкентского района, увезли с собой Рамазана Саидханова, жителя селения Кючхюр (селение, расположенное в Магарамкентском районе, административно относящееся к Курахскому району).
«Приблизительно в 6 часов нас разбудил сильный стук в дверь и крики, оскорбляющие нас и наше религиозное достоинство. Когда мы вышли во двор, там уже находились 12 неизвестных вооруженных лиц в масках и камуфляжной форме. Вели они себя грубо и агрессивно, понятых с ними не было.
Один из них представился начальником криминальной полиции ОВД Магарамкентского района. Потом полицейский засунул руку в окно подвала, откуда вытащил какой-то пакет. Он спросил: „Что это такое?“, потом дал пакет отцу Рамазана. Отец взял пакет, сказал „Это — не наше“», — рассказывает Саидханов.
Далее, по словам собеседника, полицейские сами раскрыли пакет, в котором лежал магазин от автомата и боевая граната. «После этого Рамазана, ничего не объясняя, якобы забрали в ОВД Магарамкентского района, но когда родители поехали за сыном, в полиции им заявили, что вообще не знают, где находится задержанный», — сообщает брат задержанного Абдулхамид Саидханов.
Он добавил, что брат нигде не работает, на учете в полиции не состоит, является строго практикующим мусульманином. В пресс-службе МВД Дагестана и ОВД Магарамкентского района также подтвердили, что ничего не знают о задержании и похищении Рамазана Саидханова.
Через несколько дней прокуратура Дагестана провела проверку информации о похищении Рамазана Саидханова и установила, что он был задержан после обыска в его доме, где были действительно обнаружены граната и патроны калибра 7,62 мм. В настоящее время в отношении задержанного возбуждено уголовное дело, он находится под подпиской о невыезде.
Сотрудники прокуратуры установили, что обыск по уголовному делу, возбужденному по признакам преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 222 и статьи 317 УК РФ по факту посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, проводился полицейскими отдела МВД России по Магарамкентскому району по поручению следователя Магарамкентского МРСО СУ СК РФ по РД. В ходе обыска были обнаружены и изъяты граната Ф-1 и восемь патронов калибра 7,62 мм. Проведение обыска Магарамкентским районным судом признано законным, — отмечает прокуратура. Кроме этого, прокуратура подчеркивает, что проверка в части похищения Саидханова не проводилась в связи с отсутствием оснований.
Отголоски Советского
По подобному сценарию летом 2011 года были задержаны уроженцы с. Советского Магарамкентского района — братья Ибрагим и Салман Сефербековы. Рамазана Саидханова и Сефербековых объединяет то, что они 13 мая 2011 года вместе с 70 прихожанами мечети с. Советское, были доставлены прямо с пятничного джума-намаза в местное РОВД.
Напомним тогда почти все прихожане были избиты, у некоторых из них были частично выбриты бороды и головы. По данному факту только под давлением общественности и московских правозащитников 2 июня 2011 года Следственным управлением СКР по Дагестану было возбуждено уголовное дело, избитые прихожане были признаны потерпевшими.
Однако следствие не смогло установить, кто, находясь на первом и втором этажах здания Магарамкентского РОВД, избивал и оскорблял потерпевших. Ходатайства адвоката потерпевших, отстранить перечисленных полицейских от занимаемых должностей на время проведения следствия и допросить их, остались без внимания.
Обжалование потерпевшими действий следователя Магарамкентского МР СО СУ СК РФ по РД в прокуратуре района тоже ничего не дало. Жалобами на действия прокурора района Гюльмета Ханамирова в Генпрокуратуру с трудом удалось добиться вынесения Ханамировым в адрес следователя представления об устранении нарушений.
Дело Ханмагомедова
В первых числах прошлого месяца в Дербенте, «немаркированные» вооруженные люди в неизвестном направлении увезли 31-летнего жителя Дербента Джафара Ханмагомедова. Родственники почти сразу заявили, что к похищению могут быть причастны сотрудники силовых структур.
Жена Ханмагомедова Зарема Балабекова заявила, что утром ее муж вышел из дома, с тех пор «на телефонную связь не выходил». По заявлению свидетелей — очевидцев событий, Ханмагомедова похитили «неизвестные вооруженные люди».
Сразу после случившегося родственники похищенного попытались обратиться с письменным заявлением в РОВД и ГОВД г. Дербента, но там их не стали слушать и отказались принять заявление, ссылаясь на то, что «нет того, кто должен его зарегистрировать».
В этот же день, родственники обратились в ФСБ по Дербентскому району, но и там подтвердили, что среди задержанных такого нет. Отметим также, что похищенный Джафар, находится на учете в полиции как последователь салафизма, с 2008 по 2011 годы отбывал свой срок в тюрьме.
Спустя некоторое время похищенный «случайно» оказался в следственном изоляторе города. Где отдел дознания ОВД Дербента проверял его на причастность к организации незаконного вооруженного формирования или участие в нем. «Дежурный МВД перезвонил мне и сообщил, что мой муж находится ГОВД Дербента и посоветовал нам найти адвоката», — говорит жена Ханмагомедова.
Джафар Ханмагомедов подозревается в хранении взрывного устройства, также проверяется его причастность к преступлению, предусмотренному статьей 208 УК («Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем», наказывается лишением свободы на срок до семи лет). По данным правоохранительных органов, в ходе досмотра в ГОВД в сумке Джафара Ханмагомедова были обнаружены тротиловая шашка, детонатор и телефон. Об этом сообщил адвокат задержанного Исрафил Гададов.
«Мой подзащитный дал признательные показания, потому что ему сказали, что так будет лучше для него: сознаешься, будет особый порядок рассмотрения. После встречи со мной он отказался от этих показаний. Сейчас он утверждает, что взрывное устройство было ему подброшено. Оно ему не принадлежало, он к нему не прикасался. Мы будем ходатайствовать о назначении дактилоскопической, биологической и молекулярно-генетической экспертиз, чтобы проверить наличие на этом взрывном устройстве его отпечатков и потожировых выделений», — сказал адвокат Исрафил Гададов.
Обвинение Джафару Ханмагомедову пока не предъявлено. Он находится в изоляторе временного содержания. По словам адвоката, никаких следственных действий, кроме допроса, произведено не было.
11 мая об исчезновении своего мужа Фейтуллы Фейтуллаева, и о том, что до сих пор его местонахождение неизвестно, заявила жительница Махачкалы Джамиля Фейтуллаева.
«Мой муж, Фейтуллаев Фейтулла, 1975 года рождения, 11 мая выехал в Дербент, чтобы уложить маму в больницу. В тот же день около 15.00 он позвонил мне и сказал, что немного задержится. Затем приехал брат моего мужа вместе с матерью и сказал, что им дали направление в больницу Махачкалы. Кроме того, брат мужа сказал, что Фейтулла уезжает в Ростов на лечение эпилепсии. Диагноз „эпилепсия“ ему поставили в октябре 2011 года», — рассказывает Джамиля Фейтуллаева.
По ее словам, «после этого Фейтуллаев Фейтулла больше на связь не выходил, и о нём до сих пор нет никакой информации». «Кроме того, хочу указать, что за моим мужем до его исчезновения около недели следили, поэтому я думаю, что он стал жертвой очередного похищения», — уточнила женщина. В дежурной части ГОВД Дербента сообщили, что Фейтулла Фейтуллаев их сотрудниками не задерживался.
Дербентские «бермуды»
11 мая 2012 года, пропали Тимур Алиев вместе со своим другом, Мустафой, которые выехали из Дербента в Махачкалу, чтобы затем из Махачкалы выехать в город Ростов, на автомобиле Мерседес марки 180 за гос. номером К036КО, зеленого цвета. Последний раз их видели в Махачкале около 20.30.
13 мая стало известно, что Тимур звонил Рамилю Ярмагомедову, около 11 часов дня и назначил встречу на 14 часов у кафе «Хабиби» в Дербенте, что по улице Буйнакского. Впоследствии, когда Рамиль направился на встречу, туда приехали неизвестные лица на «Приоре» белого цвета без номерных знаков и пытались его похитить, но ему удалось бежать, а похитители скрылись. О попытке похищения жителей региона — Рамиля Ярмагомедова, Сейфудина Бабаева, а также Сиражутдина Шафиева «Кавказская политика» ранее уже подробно писала (см. «Киднепинг по-дербентски»).
15 мая состоялось заседание суда над жителем Дербента Румилем Бегеевым, где федеральный судья Дербентского городского суда Наида Гаджимурадова из-за неявки одного из свидетелей перенесла рассмотрение процесса по нашумевшему делу Румиля Бегеева на понедельник 21 мая. Напомним, 22 января 2010 года в Дербенте силовики в штатском незаконно попытались похитить Бегеева.
Воспользовавшись суматохой, когда «кто-то из своих случайно выстрелил и смертельно ранил одного из ОМОНовцев, ему удалось вырваться из рук четверых вооружённых сотрудников и таким образом спастись». В августе того же года, после продолжительных переговоров Бегеев в надежде на справедливое расследование дела добровольно сдался властям.
Румиля Бегеева обвинили в убийстве сотрудника милиции, и дали гарантии рассмотрения дела в суде присяжных. Изначально ему предъявили обвинение по статье 318 УК РФ, предусматривавшей рассмотрение дела в суде присяжных. Однако его действия на предварительном следствии переквалифицировали со статьи 318 УК РФ — применение насилия в отношении представителя власти — на статью 105 УК РФ — убийство, и дело передали в федеральный суд города Дербента. Там Бегеев был оправдан, однако в Верховном суде РД оправдательный приговор отменили и направили дело на новое рассмотрение в тот же суд.
Во вторник, 15 мая в Дербентском городском суде свидетели по делу — ОМОНовцы, которые собственно и пытались его похитить в тот злополучный для Бегеева день, как и на прошлых заседаниях дали свидетельские показания. На вопрос гособвинителя Агабека Мирзабекова по поводу цели командировки в Дербент свидетели заявили, что в городе они оказались по приказу начальства для проведения оперативно-разыскных мероприятий (ОРМ).
Что конкретно подразумевалось под понятием ОРМ, сотрудники ОМОН не смогли объяснить. Остались без ответа и вопросы Федерального судьи Наиды Гаджимурадовой, по поводу отсутствия отпечатков пальцев Бегеева на пистолете Мурада Исаева, из которого якобы стрелял обвиняемый, и почему там нет следов самого владельца оружия.
16 мая в Дербенте неизвестные вооруженные люди в масках избили и похитили двух местных жителей — Тагира Гуджаева, 1984 года рождения и Ризвана Ферзалиева, 1985 года рождения.
«Очевидцы сообщили, что ВАЗ 2109 с Тагиром и Ризваном на улице Буйнакской заблокировали несколько автомашин, из которых был открыт автоматный огонь. Затем выскочившие из автомобилей неизвестные вооруженные люди в камуфляжной форме и масках вытащили Тагира и Ризвана на улицу. Они принялись избивать друзей до крови, после чего их забросили в один из автомобилей и увезли в неизвестном направлении», — сообщил друг пропавших Али Гаджиев.
Гаджиев также заявил, что место инцидента было оцеплено вооруженными людьми в камуфляжной форме и масках. Они, по его словам, запретили врачам скорой медицинской помощи, которые прибыли по вызову очевидцев, оказать помощь избитым. Он также сообщил, что похищенные были строго практикующими мусульманами, на учете в полиции не находились. В свою очередь в дежурной части ОВД Дербента «дежурно» заявили, что ничего не знают об инциденте.
Очевидцы полагают, что к случившемуся причастны силовики. Известно, что после похищения в доме у Тагира Гуджаева прошел обыск, в ходе которого была «обнаружена граната». Родственники уверены, что ее туда подбросили. Тагир и Ризван являются «соблюдающими мусульманами» и никогда не занимались противоправными действиями, отмечают родственники.
Ризван Ферзалиев работает в автосервисе, а Тагир Гуджаев торгует халяльным мясом. По словам близких, «он — спортсмен, и пользуется уважением среди братьев-мусульман в Дербенте». По информации родственников Тагира Гуджаева, его вместе с Ризваном, вероятно, удерживают в ИВС Махачкалы. В свою очередь в прокуратуре Дагестана по факту похищения человека дали свои пояснения.
«Проверкой сообщения о похищении Тагира Гуджаева установлено, что 16 мая, сотрудниками правоохранительных органов в Дербенте задержан Гуджаев Тагир, у которого при личном досмотре обнаружена и изъята граната Ф-1 с запалом, а также наркотическое средство „гашиш“ в крупном размере.
В отношении него возбуждено уголовное дело по статьям „незаконное хранение и ношение боеприпасов“ и „незаконное хранение наркотических средств“ УК РФ. Постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Гуджаева Тагира надзирающим прокурором признано законным», — говорится в сообщении прокуратуры Дагестана. В части похищения Ризвана Ферзалиева, по заявлениям прокуратуры, на данный момент ведется оперативная проверка.