Общество

Мусульмане и христиане – только мирное соседство!

Более 50% населения мира сегодня исповедуют ислам и христианство и живут бок о бок.  К сожалению, все чаще в заголовках новостей мы читаем о разгорающихся в различных странах конфликтах.  Мы не можем объективно судить о том, кто является истинным зачинщиком волнений. Однако мы можем, и должны напомнить друг другу о том, что мы ответственны друг за друга, и обязаны защищать наш общий мир и безопасность.

Священное писание мусульман призывает уважать право людей на свободное исповедание своей религии и не приемлет лицемерного обращения в ислам. «Нет принуждения  в религии», - гласит 256 аят второй суры Корана. Мусульманские завоевания, начавшиеся в эпоху правления первых четырех халифов, никогда не сопровождались массовыми казнями или преследованием единоверцев. 

Историк Эдуард Гиббон в своем известном труде «Закат и падение Римской империи» признавал, что мусульмане не принуждали христиан отрекаться от Евангелия и принимать Коран. «Гражданские должностные лица, — писал он, — охраняли достоинство, привилегии и церковную юрисдикцию патриархов, епископов и духовенства; учёность христиан доставляла им должности секретарей и методиков; они могли обогащаться на доходных должностях сборщиков податей, а благодаря личным достоинствам они иногда возвышались до управления городами и провинциями».

Положение христиан и иудеев в странах Ислама зачастую  было  более благоприятным, чем положение иноверцев в странах средневековой Европы. Часто иудеи и даже восточные христиане предпочитали жить под властью мусульманских, а не европейских христианских правителей.

Пророк заповедал  защищать христиан

 

Хорошее отношение к немусульманам опиралось на коранические предписания, которые обязывают мусульман быть справедливыми  и добрыми в отношении немусульман, не проявляющих вражды. Пророк Мухаммед (мир ему) на собственном примере обучал единоверцев тому, что хорошего отношения заслуживает любой человек не зависимо от вероисповедания.

Согласно историческим хроникам, когда Пророк предложил посланцам из Наджрана стать мусульманами, они отказались. Тем не менее, они подписали договор, согласно которому должны были платить мусульманам налог (джизью). Этот документ сохранился,  и вот как он звучит: 

«Наджран и его округа получают покровительство Аллаха и опеку Мухаммада, Пророка и Посланника Аллаха, над самими жителями, над их религиозной общиной, над их землями и скотом, над отсутствующими из них и присутствующими, и над их караванами, и над храмами их, и над изображениями в храмах.  Не будет изменено положение, в котором они были, не будет изменено ничто из принадлежащих им обычаев и изображений, ни один из епископов не будет лишен своего сана, ни один из монахов своего монашества, ни один из священников своего священства…» .

Глава делегации и духовенство Наджрана, заключив этот договор, уехали на родину, но через короткое время они вернулись и объявили, что выбирают ислам. Важную роль  в их решении сыграла именно терпимость Пророка, его защита свободы религии. 

Так же  как жителям Наджрана, пророк даровал разнообразные религиозные свободы народу Йемена. В письме-поручении посланцу пророка в Йемене Му’азу ибн Джабалю, о народе Йемена говорилось следующее: 

«Я направил Му’аза ибн Джабаля призвать вас на путь Аллаха добрыми словами. Он примет все, что дозволяет Аллах, и отвергнет все, что Аллах запрещает. Те из вас, кто признают, что нет бога кроме Аллаха и Мухаммад – Его слуга и Посланник, и примет ислам со всей покорностью, будут иметь права и обязанности мусульман. Те, кто захочет остаться в своей вере, платя джизью, могут следовать своей религии. В этом случае они будут под защитой Аллаха, Его Посланника и Его народа; никто из них не будет убит, отдан в рабство или обременен сверх своих возможностей, никого из них не будут заставлять отказываться от своей веры». 

Монастырь на Синае – полтора тысячелетия под защитой мусульман

Еще один пример веротерпимости мы находим в истории Египта.

У подножия горы Синай расположен знаменитый монастырь святой Екатерины. Этот монастырь входит в число объектов мирового наследия. Он владеет старейшей коллекцией христианских икон, и эта сокровищница христианской истории более 1400 лет сохранялась под покровительством мусульман.

История гласит, что в 628 г. делегация из монастыря пришла к Пророку Мухаммаду (мир ему) и попросила его защиты от мусульман. Была составлена грамота, которая и по сей день бережно хранится в монастыре. В ней говорилось:

«Это послание от Мухаммада, сына Абдуллы, пусть будет соглашением с принявшими Христианство, далеко или близко, мы с ними.

Поистине я, помощники и мои последователи защищают их, потому что христиане – наши сограждане, и по воле Аллаха я выступаю против всего, что может их обидеть.

В их отношении не должно применяться никакого принуждения. Как их судьи не будут сняты со своих постов, так и их монахи не будут выдворены из монастырей. Никто не разрушит дом их религии и не повредит его и не унесет из него ни единой вещи в жилища мусульман.

Если же кто-то возьмет ту или иную вещь оттуда, он нарушит Божьи предписания и окажет неповиновение своему Пророку. Поистине они мои союзники, заручившиеся моей гарантией безопасности против всего, ненавистного им.

Никто не заставит их переезжать с места на место или участвовать в битвах. За них должны сражаться мусульмане. Если христианка выйдет замуж за мусульманина, это должно происходить только по ее согласию. Запрещается препятствовать ей посещать церковь для молитв. Их церкви следует уважать. Не нужно мешать им восстанавливать свои церкви и поддерживать святость их Заветов.

Никто из мусульман не должен нарушать это соглашение до самого Судного дня».

Муктадер Хан, возглавляющий отделение  исламских наук в университете Делавера (США), комментируя это документ, подчеркивает, что ключевые фразы здесь – первая и последняя. «Они делают это обещание вечным и универсальным,  - пишет он. Мухаммад (мир ему) подчеркивает, что мусульмане – всегда рядом с христианами, далеко или близко, что означает – это обещание касается не только монастыря св. Катерины. Приказывая мусульманам соблюдать соглашение вплоть до Судного дня, этот документ вновь предостерегает верующих от попыток ограничить его срок действия. Эти права – неотчуждаемы. Мухаммад объявил всех христиан своими союзниками и приравнял дурное обращение с христианами к нарушению Божьих предписаний».

Свобода отправления религиозных обрядов и молитвы также предполагает защиту культовых сооружений немусульман, таких как церкви и синагоги. Так, Пророк позволил посланникам из Наджрана молиться в мечети Медины, и они совершали свои христианские обряды в священном месте, где молились мусульмане. 

Также известно, что в седьмом веке при правлении  Омейядов, комплекс мечети в Дамаске работал как мечеть, и как церковь.

Мирное соседство возможно и сегодня!

Да и в сегодняшние дни мы также можем найти замечательные примеры  взаимопомощи  христиан и мусульман. Совсем недавно мы публиковали новость о том, как в американском городе Сакраменто (штат Калифорния), местная христианская община   вследствие ряда обстоятельств осталась без храма, и возник вопрос, где проводить праздничное пасхальное богослужение. Необходимо было найти достаточно большое помещение, и на помощь пришли мусульмане. И вот, пасхальная служба 8 апреля 2012 года была проведена в центре Лиги мусульман Сакраменто.

Это замечательный и позитивный пример взаимопонимания и веротерпимости.

Как видно, в исламе четко оговариваются права на имущество, свобода вероисповедания, право на труд и личную безопасность всех людей.

Те, кто стремятся разжечь разногласия между мусульманами и христианами, обращают внимание на их расхождения и делают упор на зоны конфликта взглядов. Но когда людям напоминают о замечательных и вдохновляющих примерах из истории христианства и ислама,  то это возвышает на межобщинной нетерпимостью и сглаживает разногласия,  порождая добрые чувства в душах людей.

Способность творить добро и хотеть добра для всех людей заложена в каждом из нас. Если мы подавляем в себе это глубинное стремление,  мы тем самым отрицаем нашу фундаментальную сущность  - быть человечным.

"Фикх исламской цивилизации" Мухаммад Имара.

Автор: Журнал "Мусульманка"

Комментарии 3