Среда обитания

Секрет успеха властей КЧР в борьбе с экстремизмом: мифы и реальность...

Главным критерием спокойствия в Карачаево-Черкесии в сознании многих россиян является отсутствие плохих новостей. Но если вспомнить случаи вооруженных противостояний в КЧР, то за последние 10-15 лет вырисовывается не самая приятная картина.

-  Август 1999 г. – участие жителей КЧР в вооруженном мятеже на территории Дагестана

- Апрель 2001 г. – в КЧР задержан 24-летний Альберт Лайпанов, подозреваемый в соучастии в организованной вооруженной группе, совершившей террористические акты в регионе Кавказских Минеральных Вод.

- Июнь 2001 г. – схвачен один из террористов, вступивших в бой с карачаевским СОБРом. В последующем, в Карачаевском и Малокарачаевском районах продолжалась операция по поимке членов банды, среди которых была женщина и русский мужчина.

- Июнь 2001 г. – в результате кратковременной перестрелки два сотрудника милиции получили огнестрельные ранения, два преступника были уничтожены на месте, а третий, 29-летний житель поселка Московский Джегутинского района КЧР, скончался при доставке в больницу.

- Август 2001 г. – группировка чеченского полевого командира Руслана Гелаева планирует совершить попытку прорыва в республику через приграничные с Абхазией горные районы КЧР. Все силовые структуры приведены в боевую готовность. В КЧР вводят дополнительные подразделения внутренних войск МВД России и более 50 единиц бронетехники.

- Август 2001 г. – в ходе расследования уголовного дела по фактам терактов в Минеральных Водах, Ессентуках и Карачаево-Черкесии обезврежено преступное сообщество, готовившее мятеж.

- Май 2003 г. – арестованы четверо подозреваемых в причастности к захвату Театрального центра на Дубровке. По некоторым данным, это трое жителей республики и одна жительница Москвы. Подозреваемые были задержаны в Усть-Джегутинском районе КЧР.

- Август 2004 г. – карачаевский джамаат организовывает подрыв станции «Рижская».

- Октябрь 2004 г. – на центральной площади Черкесска проходит митинг, участники которого требуют отставки руководителей силовых структур Карачаево-Черкесии, в частности, министра внутренних дел, руководителя управления ФСБ и прокурора.

- Апрель 2005 г. – правоохранительные органы республики предотвратили захват одной из школ Карачаевска.

- Май 2005 г. – в Черкесске в результате спецоперации ФСБ и МВД Карачаево-Черкесии уничтожены шесть боевиков.

- Октябрь 2005 г. – сотрудники МВД КЧР перешли на усиленный вариант несения службы, в связи с атакой боевиков на здания МВД, ФСБ и аэропорта в Нальчике: предприняты меры по усилению охраны особо важных объектов и объектов жизнеобеспечения, усилен досмотр транспортных средств.

- Апрель 2006 г. – в станице Сторожевая Зеленчукского района республики уничтожена группа боевиков, планировавших совершить теракт 9 мая. Позже их обвинят в подготовке административных и правительственных зданий с помощью заминированного автомобиля.

- Декабрь 2006 г. – совершено покушение на председателя Координационного Совета мусульман Северного Кавказа и Духовного управления мусульман КЧР и Ставропольского края Исмаила Бердиева.

- Декабрь 2006 г. – в Черкесске совершено вооруженное нападение на милиционеров.

- Июнь 2007 г. – в Верховный суд КЧР направлено уголовное дело в отношении пяти членов бандформирования, задержанных правоохранительными органами, обвиняемых в совершении терактов, бандитизме, незаконном обороте оружия, нападениях на сотрудников правоохранительных органов и других преступлениях.

- Сентябрь 2007 г. – уничтожен главарь боевиков Абубакар, причастный к организации терактов в республике.

- Октябрь 2007 г. – силовыми структурами в ходе военной спецоперации в с. Первомайское уничтожен подозреваемый в участии в вооруженном бандформировании.

- Ноябрь 2009 г. – убито четверо и задержаны двенадцать членов группировки, совершавшей нападения на милиционеров.

- Февраль 2011 г. – на границе Ставропольского края и Карачаево-Черкесии уничтожены пять боевиков.

- Апрель 2011 г. – в Подмосковье задержан боевик, прошедший подготовку на базе в лесу в КЧР.

- Сентябрь 2011 г. – совершено нападение на пост ГИБДД в п. Мирный Ставропольского края. Впоследствии будут производиться массовые задержания (более ста человек) в КЧР для поимки подозреваемых в данном нападении.

- Октябрь 2011 г. – совершено нападение на патрульную машину ДПС, дежурившую на дороге в с. Учкекен. Убит один полицейский и один из нападавших.

- Ноябрь 2011 г. – двое боевиков при попытке задержания оказали вооруженное сопротивление, легко ранив двух полицейских и сотрудника УФСБ. Ответным огнем один из бандитов был убит, а второй тяжело ранен.

- Декабрь 2011 г. – ликвидированы четыре боевика, в том числе главарь местного бандподполья и его сообщница, которую, по информации следствия, готовили для совершения теракта.

- Декабрь 2011 г. – в ходе крупной спецоперации в с. Учкекен уничтожены трое подозреваемых в нападении на пост ГИБДД в п. Мирный.

- Апрель 2012 г. – убит сотрудник УФСБ России по КЧР, кроме того, ранения получили полицейский и сотрудник республиканского пограничного управления. Ответным огнем был убит и нападавший.

Это далеко не полный перечень событий за последние 15 лет. А имена Киткеев Николай, Крымшамхалов Юсуф, Гочияев Ачемез и Ижаев Анзор стали известны на всю Россию. Шесть сотрудников правоохранительных органов Карачаево-Черкесии погибли в 2011 году, за этот же срок ликвидировано 14 боевиков, – это официальные данные МВД КЧР.

Таким образом, репутация КЧР как самого спокойного региона складывалась в основном за счет отсутствия независимых региональных СМИ и отсутствия заинтересованности федеральных СМИ в освещении событий, происходящих в республике.

Новое обострение или широкая огласка?

Как мы уже выяснили ранее, локальные вооруженные столкновения с боевиками бывали и раньше. Единственным отличием событий прошлого года является их широкая огласка в федеральных СМИ.

Причинами появления таких вооруженных формирований можно назвать следующие факторы:

1. Неэффективная деятельность духовного управления в деле просвещения молодежи и удовлетворения их духовных свобод и потребностей.

2. Пособничество официальных властных и правоохранительных структур в борьбе ДУМ с независимыми исламскими организациями.

3. Кланово-коррупционная система власти республики, действующая в своих корыстных целях. Это, в свою очередь, усиливает чувство социальной несправедливости среди населения и, впоследствии, приводят к полной потере доверия молодежи к власти как регионального, так и федерального уровня.

4. Отсутствие в республике независимых СМИ, способных трезво и объективно оценивать и освещать происходящие в республике события.

5. Полное делегирование решений проблем с радикализацией молодежи силовым структурам, которые способны на нейтрализацию (и, чаще всего, физическую) радикальных элементов общества, но не могут бороться с причинами появления таких вооруженных формирований в будущем.

6. Устрашение мирного населения как профилактика радикализма, что скорее приводит не к снижению, а, скорее, к усилению радикальных настроений в обществе.

Вышеперечисленные факторы представлены не в порядке их значимости, потому что совокупность всех этих причин способствует нарушению спокойствия и стабильности в регионе.

Будущее КЧР: опасность «закручивания гаек»

 Несмотря на все это, на сегодняшний день КЧР находится в более завидном положении, нежели другие северокавказские республики. Однако это не повод для спокойствия. Силовой эксперимент на Кавказе продолжается, и, судя по всем предпосылкам, на очереди Карачаево-Черкесия.

Так, отчитавшись о количестве потерь в рядах МВД и числе убитых боевиков, глава МВД Ахметханов Ж.Ю. в феврале текущего года сказал: «Однако до сих пор еще скрываются несколько членов бандгрупп, в том числе Байчоров, Семенов и Каракотов, которых в очередной раз хочу призвать сдаться. Они могут сдаться, обратившись в одну из структур – УФСБ по республике, прокуратуру, Следственный комитет или МВД республики».

Непонимание цели и психологии людей, вышедших на путь вооруженного сопротивления, бесполезные призывы сложить оружие без учета их требования и причин их мятежа против существующей системы власти, наглядно показывают, что силовые структуры не готовы к диалогу, и нацелены только на физическое уничтожение всех, кто не согласен с существующей системой.

Примером еще одной «мирной» республики, постепенно превращаемой в плацдарм для вооруженных противостояний можно привести Северную Осетию. Курьез, но главы МВД КЧР и Северной Осетии, где используются аналогичные схемы для дестабилизации ситуации, имеют одинаковые фамилии и происхождение.

Постоянные провокации, убийства видных политических и духовных деятелей и очернение Ислама в глазах населения могут привести к непредсказуемым последствиям. В любом случае, на примере Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии ничего хорошего из этого не вышло.

Неправомерное применение силы, как к радикальным, так и к мирным мусульманам может привести к радикализации последних, а вследствие этого и к расширению области и численности вооруженного сопротивления.

Устрашение верующей молодежи приняло такой масштаб, что сегодня редко кто из молодежи осмеливается постоянно ходить в мечеть, дабы не попасть под пристальное «око» правоохранительных органов. Многие предпочитают молиться дома.

Методы правоохранительных структур образно напоминают сюжет из к/ф «Джентльмены удачи»: «… надо, как в старину в Турции поступали. Посадят вора в чан с дерьмом, – только голова торчит, – и возят по городу. А над ним янычар с мечом, и через каждые 5 минут как вжик мечем над чаном. Так что, если не успеет вор в чан нырнуть, то голова с плеч. Вот так весь день он в дерьмо и нырял».

Сегодня Дагестан и Ингушетия стараются выйти на путь установления мира и спокойствия. В Дагестане произошло историческое примирение ДУМ и саляфитских общин. В Ингушетии на неправомерные действия силовых структур обратил внимание президент Евкуров. Две республики пришли к этому через больше количество пролитой крови, ненависть, материнские слезы, смерть и горе.

Преимущество КЧР над этими республиками в том, что еще есть возможность предотвратить трагический сценарий развития событий. Ведь в республике нет единого организованного вооруженного подполья. Все это время на территории республики действовали отдельные локальные вооруженные группировки. Чтобы избежать организации подполья в единую организованную структуру и расширения масштаба их деятельности, необходимо принять следующие меры:

1. Отказаться от угроз и устрашения как способа профилактики радикализма.

2. Содействовать появлению организаций, способных вести просветительскую деятельность среди верующего населения.

3. Уменьшить полномочия НАК, вплоть до сведения к нулю всей его деятельности на территории республики. У региональных правоохранительных органов хватит компетентности и профессионализма решать вопросы с локальными очагами радикализма в обществе.

4. Привлечь к работе в мечетях, медресе, университете им. Абу-Ханифа выпускников зарубежных исламских вузов. Их багаж знаний способствует укреплению их авторитета среди верующей молодежи.

5. Снизить накал межнациональных отношений, путем контроля пропаганды национального превосходства, исходящих от национальных организаций. Также необходимо отказаться от негласных правил распределения должностей в структурах власти по национальному признаку.

6. Привести к власти в республике людей, не связанных с текущей правящей элитой.

7. Разработать план эффективного использования федеральных дотаций для создания своей производственной (по большей части сельскохозяйственной) инфраструктуры. Это поможет решить главную проблему в республике – безработицу.

8. Создание финансовых фондов, использующих беспроцентные схемы предоставления денег населению для развития среднего и малого предпринимательства.

Безусловно, все в республике и за ее пределами заинтересованы в процветании КЧР. Остается надеяться, что Карачаево-Черкесская республика всегда будет примером стабильности, спокойствия и радужного гостеприимства.

Автор: Азрет Эльканов
подписаться на канал
Комментарии 0