Среда обитания

К Бин Ладену и обратно. Путь Сальмана аль-Ауда

Наше бурное и противоречивое время являет нам удивительные жизненные истории самых ярких лидеров исламского мира. Среди них – весьма респектабельный саудовский ученый Сальман аль-Ауда, известный также по своей кунье, как Абу Муаз, директор арабской версии сайта IslamToday, автор многочисленных книг, статей, телевизионных передач и отец 12 детей. 

За короткий период он успел запомниться мусульманам своим противостоянием правящей саудовской семье, критикой официального муфтия КСА, цитатами из Усамы бин Ладена (или приписываемых ему), пятилетним тюремным сроком и, наконец, переосмыслением своего радикального опыта и критикой своего прежнего авторитета. Сегодня шейх, на которого ранее любили ссылаться поборники крайних взглядов, близок к идеям и практике концепции аль-Васатыйя (исламская умеренность).

 

 Становление консерватора

Сальман аль-Ауда родился в 1955 году в местечке аль-Баср, неподалеку от города Бурайда в провинции Касим, в центральной части Саудовской Аравии. Первые годы своей жизни он провел в аль-Басре, а затем переехал в Бурайду для учебы. Там аль-Ауда поступил в институт, где обучался в течение шести лет.

 

За годы своей учебы он получил классическое исламское образование, углублено изучив арабский язык, грамматику, ханбалитский фикх (право) и хадисы под личным руководством местных шейхов. Институт в Бурайде собрал самых примечательных региональных ученых того времени, среди которых были шейх Салих ас-Сукайти, шейх Али ад-Дали, шейх Салих аль-Буляйхи и многие другие.

 

Обучение в этом институте позволило ему не только непосредственно перенимать знания у видных шейхов, наблюдать их образ жизни, но пользоваться богатой библиотекой. За период учебы аль-Ауда заучил наизусть несколько коротких трактатов по различным предметам, среди которых значились:

 

  • «Аль-Усуль ас-Саляса», «аль-Каваид аль-Арбаа», «Китаб ат-Таухид» и «аль-Акида аль-Васатыйя», все из которых связаны с исламскими убеждениями;
  • «Матн аль-Аджурумийя» по арабской грамматике, который он, выучив наизусть, затем преподавал своим молодым ученикам в мечети;
  • «Матн ар-Рахбиййя» – по законам о наследовании;
  • «Зад аль-Мустакни» - возможно наиболее известный и наиболее всеобъемлющий трактат по исламскому праву в соответствии с ханбалитским фикхом. Аль-Ауда изучил большую часть этого комментария в институте и продолжал изучать его с рядом ученых, в частности, шейхом Салихом аль-Буляйхи и шейхом Мухаммадом аль-Мансуром;
  • «Нухба аль-Фикр» Ибн Хаджара аль-Аскаляни по терминологии хадисов. Он выучил его в студенческие годы, а затем преподавал его собственным студентам и помогал им в его запоминании;
  • Целый ряд трактатов он выучил наизусть частично. Среди них «Альфийя» Ибн Малика по арабской грамматике и ряд трактатов в области юриспруденции и других предметов.

 

По итогам обучения он завершил бакалавриат и магистратуру в области исламской юриспруденции в Университете Имама Мухаммада бин Сауда и получил степень магистра в науке Сунны на факультете Усулю д-дин (Основ религии). Его магистрская диссертация была посвящена проблеме чуждости и странности Ислама этому миру, в соответствии с известным хадисом Посланника Аллаха (мир ему), а также правовым положениям из него вытекающим. Впоследствии аль-Ауда получил степень доктора также в области наук Сунны.

 

В период своего становления как ученого и общественного деятеля аль-Ауда идентифицировал себя с саудовским интеллектуальным движением «Сахва», которое возникло в 1970-х годах. Движение Сахва – от слова «пробуждение» - было основано в ханбалитской традиции суннизма. Оно рассматривало истинное исламское правление как равноправное партнерство между улемами (учеными) и государством на основе исламского права, выведенного исключительно из Корана и Сунны.

 

Взгляды аль-Ауда в рамках движения «Сахва» включали в себя идеи личной ответственности правителя и обычных мусульман за выполнение коранических предписаний по одобрению благого и запрещению дурного. Согласно его убеждениям, данная ответственность не могла быть отменена ни под какими предлогами, ни в пользу каких бы то ни было государственных учреждений и официальных улемов.

 

На мнения и убеждения шейха аль-Ауда о роли правительства и состоянии общества повлияли условия, в которых он родился и вырос. Будущий ученый рос в сельскохозяйственном районе возле Бурайды, которое, как и вся провинция Касим в целом, отличались бедностью, слабым уровнем развития в сравнении со столичным регионом и городами Хиджаза.

 

Бурайда исторически была известна как оплот ортодоксального суннитского консерватизма. Она традиционно отличалась активной оппозиционностью некоторым продвигаемым государством проектам. В особенности тем, которые влияли на местные культурные ценности и устоявшиеся обычаи. Одним из таких проектов было предоставление образования девочкам, впервые введенное в стране в начале 1960-х годов.

 

Именно поэтому аль-Ауда в своих проповедях и лекциях с самого начала выражал идеи сопротивления культурным вызовам, возникающим в результате глобализации и модернизации. Он также призывал к противодействию монополии одной правящей семьи на власть в Саудовской Аравии, критикуя ее неспособность существенно изменить экономический и политический климат в стране.

Первые политические схватки

 

Кризис и война в Персидском Заливе 1990-1991 годов, в ходе которых американцы противостояли режиму Саддама Хусейна, вторгшегося в нефтненосный Кувейт, дали шейху аль-Ауда возможность сыграть на уже существующем социальном напряжении и недовольстве внутри саудовского государства. Поводом к тому послужила фетва (богословско-правовое заключение) тогдашнего муфтия Саудии Абдель-Азиза ибн База, обосновывающая дозволенность приглашения на территорию Королевства американских войск для защиты правящего режима от Саддама Хусейна.

 

Аль-Ауда тогда поднял вопрос о неспособности военных Саудовской Аравии защитить свою страну. Причем до этого саудовское правительство вложило огромные средства в закупку американского вооружения и обучение собственной армии.

 

За период войны в Заливе аль-Ауда стал основным инициатором двух обращений на имя короля, призывающих к серьезным реформам. Первое 1991 года, известное, как Письмо требований, было подписано ведущими саудовскими религиозными и общественными деятелями, а также бизнесменами. Они призывали короля к изменениям в форме правления, в частности, к созданию консультативного совета – Шуры.

 

Год спустя, было подготовлено второе обращение, известное как Меморандум о консультациях, которое также было подписано более чем сотней религиозных деятелей. Данный документ призывал к расширению личностных свобод и вновь к созданию Шуры. Кроме того, в обращении содержались призывы поставить СМИ под религиозную цензуру и обеспечить анализ всех саудовских законов на предмет их полного соответствия Шариату.

 

Оба обращения критиковали правительство, находящееся у власти и одновременно выражали лояльность правящей семье Саудитов. Одновременно с этими инициативами, по всей стране большое распространение получили аудиокассеты с проповедями аль-Ауда.

 

Эти проповеди и инициативы оказали поддержку другим оппозиционным голосам в послевоенные годы. Особенно после того, как на территории Саудии были созданы американские военные базы.

 

Кроме того, аль-Ауда продолжал плодотворно трудиться на научном поприще. Он написал и издал десятки книг, многие из которых и сегодня доступны на веб-сайте Сальмана аль-Ауда IslamToday. Среди этих книг стоит отметить следующие:

 

  • «Первые гураба» (странники от Ислама),
  • «Качества гураба» (странников от Ислама),
  • «Уход от общества и участие в нем»,
  • «Дискуссия с шейхом Мухаммадом аль-Газали»,
  • «Кто имеет право участвовать в независимых правовых дебатах?»
  • «Руководство к изучению исламского закона».

 

Традиционно аль-Ауда имел обыкновение давать еженедельные уроки для широкой аудитории в главной мечети Бурайда. Кроме того, он проводил и другие уроки, посвященные комментариям к книге «Булюг аль-марам». После каждой утренней молитвы он выступал с разъяснениями по авторитетным сборникам хадисов – «Сахих аль-Бухари», «Сахих Муслима», а также с некоторыми комментариями Корана.

 

Кроме того, он преподавал такие книги как «Китаб ат-таухид», «Усуль ас-саляса» и «Нухба аль-фикр». Эти уроки были утрачены, наряду с другими оригинальными и полезными произведениями шейха, во время тех потрясений, которые ему пришлось пережить наряду с другими исламскими активистами.

Аль-Ауда и Бин Ладен


Доктор аль-Ауда был заключен в тюрьму на пять лет в период с 1994 до конца 1999 года из-за некоторых своих уроков и книг, которые он активно готовил и издавал. К примеру, в своем открытом письме шейху Ибн Базу 1994 года, в котором он обосновывал недействительность его фетвы относительно мира с израильтянами, аль-Ауда цитировал Усаму бин Ладена.

 

Он был освобожден спустя 5 лет вместе со своими единомышленниками и возобновил свою активную деятельность. Аль-Ауда вернулся к своим еженедельным урокам в мечети по таким предметам, как коранические комментарии, исламская этика, образование и личностный рост.

 

В настоящее время он призывает к миру и взаимодействию с представителями иных религий. Что же касается пересмотра тех взглядов, за которые он пострадал, шейх заявил, что это стало возможным в результате более глубокого понимания им исламского учения.

Доктор аль-Ауда в настоящее время осуществляет руководство популярным веб-сайтом IslamToday, который поддерживается на четырех языках – арабском, английском, французском и китайском. Данный ресурс был первым, который предложил в Саудии столь широкое разнообразия тем и мнений относительно проблемных вопросов.

 

Кроме того, аль-Ауда дает уроки и лекции через Интернет, а также по телефону для широкого круга слушателей. Он ежедневно отвечает на вопросы, которые к нему поступают от читателей и слушателей, в дополнение к своей основной работе. Кроме того, он регулярно участвует в телевизионных передачах на влиятельном ближневосточном канале MBC TV.

Сегодня аль-Ауда выступает с конструктивных позиций, критикуя те или иные вещи и одобряя то, что этого заслуживает. Он пользуется большой популярностью у молодежи. Говоря с ней на ее же языке, аль-Ауда преломляет религиозные положения и принципы к реальной жизни, дает ответы на конкретные проблемы конкретных людей, делает исламское право живым и откликающимся на сегодняшние запросы.

 

Доктор особенно стал известен своей критикой атак 11 сентября и своим личным упреком к Усаме бин Ладену (или же в его лице к тем, кто исповедует крайние взгляды). В 2007 году, примерно через шесть лет после событий в Нью-Йорке, в эфире MBC TVон сделал обращение, привлекшее внимание всего мира.


«Мой брат Усама, сколько крови было пролито? – вопрошал аль-Ауда, обращаясь, скорее, не к своему земляку Бин Ладену, а ко всем, кто увлечен утопией «всемирного джихада». - Сколько ни в чем не повинных людей, детей, стариков и женщин было убито под флагом «Аль-Каиды»? Будешь ли ты счастлив встретить Аллаха Всемогущего, неся на себе бремя этих сотен тысяч и миллионов жертв?» С полным текстом его обращения к бин Ладену может ознакомиться любой желающий на сайте IslamToday.

Автор: Руслан Курбанов

Комментарии 0