Просвещение

Мирская жизнь для лицемера (мунафика)

Говоря о лицемерах, Священный Коран упоминает такое их качество, как желание посеять смуту на земле, что связано с их душевной болезнью. А это означает, что лицемеры ради своей личной выгоды могут привести в расстройство любое жизнеустройство. Поясняя значение этих слов, Эльмалылы говорит: «Сеять смуту на земле – это приводить в расстройство нормальный образ жизни рабов Аллаха, будь то в мирских делах или делах, касающихся их вечной жизни, действия, влекущие за собой беспорядки или конфликты».[1]

Получать безграничное наслаждение из всего того, чем наделил мирскую жизнь Аллах, есть общее качество и лицемеров, и нечестивцев. Об этом Коран говорит так: «[Скажи им: "Вы, мунафики,] подобны тем, которые жили задолго до вас. Они превосходили вас могуществом, и у них было больше [чем у вас,] имущества и детей. Они вкушали в удовольствие свою долю [земных благ]. Вы же при пользовании вашей долей уподоблялись тем, которые жили до вас. Вы предавались пустословию и хуле  так же, как погрязли в этом жившие до вас". Тщетны их деяния и в этой жизни, и в будущей, и потерпели они урон!»[2]

Очевидно и то, что лицемеры падки до мирского. Ведь, «среди мунафиков есть такие, кто злословит о тебе из-за милостыни. Если им перепадет что-либо из милостыни, то они рады; а если же не перепадет, то они сердятся».[3] Об этом же говорится и в следующем хадисе: «После битвы Хунайн Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) делил трофеи.  Зуль-Хувейсир из племени бану Тамима сказал Пророку: «Блюдите справедливость, о, Посланник Аллаха!». На что услышал: «Горе тебе, кто же, если не я, блюдёт справедливость?»»[4] Позже Зуль-Хувейсир стал предводителем хариджитов – течения, открывшего врата многовековой смуте.

Говорится также, что в этот же день и лицемер по имени Абу аль-Джуваз отзывался о Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям) так: «Взгляните на него – ведь он раздаёт трофеи пастухам и считает, что поступает справедливо!», на что и снизошёл этот аят.[5] Это также указывает на то, что лицемеры крайне падки до всего мирского.

Хасан аль-Барси говорил о том, что жизнь мирская не лучшее место для неверных и лицемеров, ведь работая день и ночь, и снискав своё пропитание, они все отправляются в Ад. [6] То есть лицемеров, как и неверных, ожидает та же участь. Ведь они, хотя и говорят, что верят в иную жизнь, всё равно остаются рабами мирского. И так же, как и неверным, не поможет им ни их имущество, ни их потомство. Многие аяты Корана говорят именно об этом. В одном из них говорится:

لَن تُغْنِيَ عَنْهُمْ أَمْوَالُهُمْ وَلَا أَوْلَادُهُم مِّنَ اللَّهِ

شَيْئاً أُوْلَئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

[Ни имущество, ни дети нисколько не спасут их от [гнева] Аллаха. Они - обитатели Ада, вечно пребудут они там».[7]

В поведении лицемеров заметно сходство с тем, как в мирских делах ведут себя неверные. И участь их ожидает такая же. Ведь учёные, разделяя разновидности неверия на четыре группы, называют неверие тех, кто на словах утверждает веру в Аллаха, но не верит в своём сердце, лицемерным неверием.[8]

И так как лицемеры зарабатывают и тратят свои средства недозволенным Аллахом методом, блага эти не принесут никакой пользы им ни в этой жизни, ни следующей. Ведь каждый получит воздаяние за своё намерение и за то, насколько он был стоек в своём намерении. И так же, как всё стремление и неверных, и лицемеров направлено на утоление лишь мирских желаний, таким же будет и воздаяние.

Таким же образом толкует аяты о лицемерах и ибн Касир, который говорит, что лицемеры, которые давали верующим при жизни ложные клятвы и обещания, в День Суда будут считать, что они находятся на верном пути, и даже станут клясться в этом Аллаху. Так как человек умрёт и будет воскрешён именно в таком состоянии, в каком он жил.[9] И так же, как ни их имущество, ни их потомство не приносят им никакой пользы в этой жизни,  не принесут они никакой пользы и в День Суда, когда лицемеры станут клясться всем этим.

После всего вышесказанного следует заключить: будь то многобожник, идолопоклонник, неверный или лицемер-нечестивец, его взгляд на жизнь совершенно отличается от мировоззрения верующего. Так же отличается у них и то, как и во имя чего они пользуются благами. Поскольку они всегда спешат к вероломству и чрезмерности, их жизнь далека от совершенства. И не смотря на то, что земными благами пользуются и многобожники, это нельзя назвать истинной жизнью и истинным ее использованием. Ну а в том, что жизнь тех, кто поступает вероломно, всегда будет далека от нормального образа жизни, нет никаких сомнений. Грешники, утопающие в распутстве, даже купаясь в благах мирского, никогда не обретут ни спокойствия, ни духовного удовлетворения, а положение их всегда опасное. Что же касается верующих и тех, кто творит благое, то, несмотря на трудности и испытания, через которые они проходят, их сердца всё равно спокойны и довольны.[10]


[1] См. Хак Дини, 1/233.

[2] Ат-Тавба 9/69.

[3] Ат-Тавба 9/58.

[4] Бухари, Манакыб, 25, Адаб, 95; Муслим, Закят, 142, 148.

[5] См. Эльмалылы, Хак Дини, 4/2571.

[6] См. Ахмад бин Ханбаль, Китабуз-Зухд, стр. 400.

[7] Аль-Муджадаля 58/17.

[8] См. Ибн Манзур, Лисануль-Араб, пункт «кфр».

[9] Ибн Касир, Тафсир, 4/351.

[10] См. Эльмалылы, Хак Дини, 4/2753.

Автор: Благотворительный фонд содействия духовному развитию личности «Ихлас»

Комментарии 1