Общество

Шариатские суды дойдут до столицы

Мусульмане из-за проволочек судебной системы в Москве предлагают создать суды шариатские

Из-за того Мещанский суд Москвы почти год не может рассмотреть дело авторов проекта реконструкции Московской соборной мечети, адвокат Дагир Хасавов предложил создать в столице шариатские суды и дать им статус третейских.

"Уже трижды менялся судья, и все начинается заново, нарушены все мыслимые сроки рассмотрения подобных дел (не более двух месяцев), а наш иск поступил в суд 21 марта 2011 года", - рассказывает адвокат Дагир Хасавов о проволочках в Мещанском суде.

"Районный суд фактически загнал себя в тупик ввиду нежелания в разумные сроки вынести решение по нашему иску к Духовному управлению мусульман Европейской части России", - приводит "Интерфакс" слова адвоката.

При этом Хасавов рассказал, что когда он побывал в Дагестане, Чечне и Ингушетии, то убедился, что в этих республиках шариатские суды действуют там повсеместно, рассматривая значимые спорные вопросы мусульман: примирение врагов, в том числе кровных, бытовые споры, вопросы, связанные с возможностью видеться с женщиной своих детей после развода, примирение после похищения невесты и так далее.

Суды эти работают быстро и эффективно. Поэтому Хасавов планирует учредить общероссийский правозащитный центр "Мусульманский союз", который займется в том числе учреждением в стране шариатских судов.

"Мы будем помогать мусульманам создавать шариатские суды в Москве и других городах", - заявил Хасавов.

Адвокат считает, что у таких судов должен быть статус третейских.

В защиту своей идеи адвокат приводит опыт дореволюционной России. Он напомнил, что в период реформ Петра I два сословия - купечество и духовенство - получали определенную автономию в своих судебных делах.

"У нас вместо купечества существует класс предпринимателей, и они имеют свои третейские и арбитражные коммерческие суды, а духовенство, увы, нет", - говорит Хасавов.

Хасавов также напомнил, что учрежденному в 1722 году Синоду было предписано "по оговорам (кроме тяжких государственных дел) духовных судить в Синоде и не брать тех дел ни в коллегии, ни в другие судебные учреждения". Указом 4 сентября 1722 года в городах в качестве суда первой инстанции были учреждены "духовных дел управления", которым были подсудны дела духовных "в брани, в бою, в краже и в других обидах и бесчестиях и в прочих исках".

Судебная реформа в этом направлении продолжалась и Екатериной II, которая учредила так называемые "совестные суды".

По словам Хасавова, на Северном Кавказе поддержали его идею и выразили готовность содействовать учреждению там филиалов "Мусульманского союза".

Комментарии 2