Общество

Есть ли в исламе духовенство?

Они взяли своих священников и монахов и Ису сына Марьям себе за господ вместо Бога. Хотя им было приказано поклоняться единому Богу:" Коран 9:31

Когда принявший Ислам христианин Ади ибн Хатим спросил у пророка (с.а.в.) о значении этого аята, посланник Аллаха Мухаммад (с.а.в.) сказал: "Считаете ли вы запретным то, что они вам запрещают, и позволяете ли вы себе то, что они вам позволяют?" Ади ибн Хатим ответил: "Да". Пророк на это сказал: "Это значит, что вы почитаете их вместо Бога" (Бухари/Муслим)


Иногда приходится обнаруживать у некоторых мусульман чувство благоговения перед т.к. исламским "духовенством". Некоторые всерьез говорят о совершенствовании "духовных" структур в России и других странах СНГ. Отдельные люди даже стремятся получить у представителей этого "духовенства" благословения, так, как это делают у христианских священников. В связи с этим необходимо внести ясность в понимание термина "исламское духовенстве" и в понятие "духовенство" вообще.

Жречество существует с незапамятных времён. Всем известны жрецы Исиды и Орфея, Атона и Митры, Ваала и Зевса и т.д. Для руководства отправления культа они создавали сословия или касты, в которую принимали только "посвящённых". Они претендовали на то, что обладают некими тайными знаниями, якобы внушённые им богами. Для воздействия на массы они применяли различные эффекты гипнотического характера и магию. Жреческие касты обладали несметными богатствами и политическим весом. Многие монархи были вынуждены с ними считаться.

Жреческое сословие, правда, в видоизменённом, но, по сути, в том же виде образовалось и в религиях, которые принято называть монотеистическими. Суть та же. Претензии на тайное знание, сословность, баснословные прибыли за счёт народа, воздействие на политическую жизнь. Всем жрецам присуще выделение себя из массы народа по всем параметрам. Они по-другому одеваются, разговаривают на другом или несколько отличном от своего народа языке. Индийские брахманы говорят на санскрите и носят отличительные знаки, еврейские раввины на древнееврейском и тоже отличаются по внешнему виду, православные священники используют непонятные для массы своего народа обороты из старославянского и греческого языков, и также носят другую одежду и т. д.

Необходимо отметить, что т. н. "монотеистическое жречество" имеет более позднее происхождение. Если внимательно ознакомиться с историей великих пророков, то можно убедиться в том, что священничество возникало спустя некоторое время после миссии пророков Бога. Так, сословие иудейских жрецов возникло после Моисея, епископаты после Иисуса и т.д. Сами эти пророки не учили этому, даже наоборот они призывали к ликвидации всякой сословности и равенству всех людей перед Богом.

К сожалению, эта проблема появилась и в Исламе спустя несколько столетий после пророка. Слишком был велик соблазн, монополизировать религию в руках сословия жрецов, объявить Коран тайным знанием доступным только "посвящённым", использовать Ислам в корыстных интересах отдельных правителей и извлекать баснословные прибыли от своей "паствы". В различных областях Ислама появились неизвестные до этого "священники" - муллы. Появилась меченая (церковная?) иерархия. Понятия Муфтий, Шейх-уль-Ислам и т.д., которые означают лишь степень учености людей, наподобие понятий "профессор" или "академик", стали ступенями этой новой священнической иерархии. Нововозникшее духовенство наподобие своих христианских предшественников превратилось в гигантский чиновничий аппарат, который не столько пас своих овечек, сколько стриг их.

Неудивительно, что у многих народов, понятие "мулла" начало вызывать неприязнь, а потом стало синонимом таких понятий как афёра, хапужничество и т.д. Понятие муллы превратилось в народе в объект насмешек и анекдотов. Примечательно, что самый популярный анекдотический персонаж восточных народов Насреддин, является муллой (ходжой).

Мусульманскому "священничеству" присущи все черты их предшественников. Они противопоставляют себя народу, по другому одеваются, говорят на языке насыщенном арабскими и персидскими словами, непонятными своему народу, претендуют на роль "духовных" лидеров, хотя на словах говорят о равенстве всех мусульман перед Богом. Они считают, что никто кроме них не правомочен читать, и правильно понимать Коран и Сунну.

Если внимательно ознакомиться с первоисточниками, то однозначно можно сказать, что института священничества в Исламе нет, и это является нововведением. В хадисах однозначно говорится только о Пророке, Сподвижниках и Алимах. Алим это не священник, а учёный. Его статус такой же, как и у профессора или академика.

Таким образом, в Исламе понятия "священничества" нет и оно введено в подражание иудеям, христианам и другим религиям в более поздний период его истории. Это наглядно видно на примере образования "духовных" управлений в России и её бывших колониях. Все эти управления были образованы по примеру православных епархий в 18-19-х веках и были призваны обеспечивать контроль государства над верующими. В связи с этим понятие священства нужно расценивать как явление, не подтвержденное Кораном и Сунной Посланника Аллаха и должно быть квалифицировано как нововведение (бид'а).

Хадисы о недопустимости нововведений в религию Аллаха:

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы не внес нововведения в чем-либо из этого нашего дела (Ислама), это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3242). Согласно другому сообщению, он сказал: "Кто бы ни делал что-либо, что не является частью этого нашего дела, это будет отвергнуто". (Передал Муслим, 3243).

Пророк (мир ему и благословения Аллаха) неоднократно говорил: "Всякое новшество (мухдасун) - бид'а (нововведение), всякое бид'а - заблуждение (даляля), и всякое заблуждение - в Огонь". (Передал Ан-Ниса'и в Ас-Сунан, Салят Аль-'Идайн, Баб кейфа Аль-Хутба). Сообщения с тем же самым смыслом были переданы через Джабира (да будет доволен им Аллах) Ахмадом, через Аль-'Ирбада ибн Сарийа - Абу Даудом и через Ибн Мас'уда (да будет доволен им Аллах) - Ибн Маджа.

'Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: "Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: "Кто бы не вносил нововведение в это наше дело, которое не часть его, это будет отвергнуто". (Передал Аль-Бухари, Фатх Аль-Бари, 2697).

Автор: А. А. Али-заде (Абдулла Али)

Комментарии 24