Общество

Запрет никаба: как далеко зайдет Германия?

Канцлер Германии Ангела Меркель призвала в общенациональному запрету никаба "везде, где это необходимо". Такое заявление она сделала на съезде правящего Христианско-Демократического Союза (ХДС), который повторно выдвинул ее на ныне занимаемую ей должность.

Предложение Меркель было встречено делегатами съезда с бурным и искренним восторгом, что заставляет задуматься о настроениях в немецком обществе, учитывая то, что речь идет о партии, которую ультранационалисты, напротив, обвиняют в потакании мультикультурализму, нашествию мигрантов и т.п.

Ранее с аналогичным предложением в Германии уже выступал министр иностранных дел Германии Томас де Мазир, соратник Меркель по той же партии. Он назвал никаб "препятствием для интеграции" и призвал запретить его ношение в "местах сосуществования разных людей внутри нашего общества, включая правительственные учреждения, школы, университеты, суды, а также демонстрации".

Подобные заявления и подходы, которые скорее всего будут приняты на законодательном уровне, конечно, требуют адекватной оценки и реакции со стороны мусульман, проживающих в немусульманских странах в качестве меньшинств.

С одной стороны, любой отъем у мусульман тех прав, которые у них до того были, по определению является вызовом и ограничением. С другой стороны, на наш взгляд, важно понимать, в чем заключаются первоочередные интересы мусульман и их базовые права и ценности, являющиеся, как говорят сейчас, "красной линией", за которую нельзя позволять заступать, и необязательные положения в условиях тех вызовов, с которыми сталкивается окружающее общество.

Не секрет, что Западная Европа переживает острый кризис в связи с притоком в нее новых миллионов (!) беженцев и одновременно с террором со стороны т.н. "ИГ", которые иногда, к сожалению, совпадают в одном лице, как это было, когда юноша - беженец из Афганистана, пропитавшись этими идеями, напал на обычных людей с топором в поезде. Никаб в этом смысле является проблемой идентификации личности и безопасности, актуальной и для самих мусульман, что является первоочередным приоритетом, тогда как, согласно мнению большинства ученых, в частности современных, он в отличие от хиджаба необязателен, особенно в Европе.

С другой стороны, значительный риск заключается в том, что, начавшись с необязательных для мусульман в неисламском окружении вещей, как то никаб или минареты на городских мечетях или громкий азан, такие запреты постепенно пересекут "красную черту" и начнут посягать уже на то, что для мусульман принципиально. Так это произошло во Франции, где не только запретили никаб (покрытие лица), но и обязательный для мусульманок хиджаб (покрытие тела за исключением ладоней, стоп и лица) в публичных учреждениях и школах. Из той же серии - запрет на буркини на французских пляжах.

Практика показывает, что здесь очень сложно провести грань, и что те люди, которые поддерживают запрет никаба, в большинстве случаев ненавидят и хиджабы с буркини, а те, кто спокойно воспринимают последние, не видят смысла и в запрете первого, даже если он им и не нравится.

Удержится ли Германия у этой грани и как далеко зайдут такие запреты - вот вопрос. В моменте, предложение Меркель сильно прибавит ей голосов со стороны ксенофобов, что в предверие борьбы за канцлерское кресло ей сейчас необходимо, учитывая то, что ее обвиняют в поощрении "исламизации" Германии.

Но не будет ли она и другие немецкие политики из системных партий каждый раз подкармливать своей электорат, отрывая все новые и новые куски от прав мусульман? Покажет время. 

Комментарии 0