Политика

В Свердловской области хотят признать экстремистскими священные хадисы Пророка Мухаммада, мир ему

В городе Первоуральске Свердловской области в настоящее время идет судебный процесс по признанию сборника хадисов, изложенных в книге «Избранные хадисы» экстремистской. Книга издана «Центром инновационных технологий» в 2003 году, в г. Казань, состоит из 639 страниц.

В основу иска о запрете положено Заключение специалиста №12 от 14 января 2014 г. криминалистической лаборатории экспертного подразделения ФСБ РФ по Свердловской области старшего эксперта-лингвиста Мочаловой С.А.

В результате проведенного лингвистического исследования экспертом-лингвистом Мочаловой С.А. было дано заключение специалиста о том, что в хадисах Пророка Мухаммада, изложенных в книге шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», содержится информация, направленная на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам.

12 мая 2014 года, по приглашению заинтересованной  стороны в лице Местной религиозной организации мусульман «Сабр», в суде в качестве специалистов участвовали: религиовед, профессор, доктор философских наук Мезенцев С.Д. и исламский теолог, председатель комитета по образованию и науке Духовного управления мусульман Азиатской части России Меражов И.З.

А также старший эксперт-лингвист криминалистической лаборатории экспертного подразделения ФСБ РФ по Свердловской области Мочалова С.А.

Адвокат Ишанов Р.М. попросил исламского теолога Меражова И.З. разъяснить суду  понятие: «Хадисы Пророка Мухаммада, мир ему, их роль и место в религии Ислам», а также дать оценку «Заключению специалиста  Мочаловой С.А.».

Ответы специалиста: исламского теолога Меражова И.З.

Хадисы предания о словах и действиях пророка Мухаммада, мир ему, затрагивающие разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мировой мусульманской общины. Хадис — изречения, одобрения, образ или действия пророка Мухаммада, сумма которых образует священную Сунну, являющуюся  авторитетным источником исламской теологии и права для всех мусульман, составляющая после Досточтимого Корана неотъемлемую основу исламского права - Шариата.

Первоисточниками исламских знаний являются: Священный Коран – Откровение Всевышнего Аллаха, и хадисы Пророка Мухаммада, мир ему. Хадисы передавались через цепь сподвижников Пророка Мухаммада и их последователей из уст в уста, дойдя до наших дней без каких-либо искажений и приписок. Хадисы, после Досточтимого Корана, являются священными источниками познания нравственных и правовых основ Ислама.

В исламском богословии изучением хадисов занимается специальная наука – хадисоведение. Наиболее авторитетными являются шесть основных сборников хадисов – «Кутуб ас-Ситта»:

  1. «Аль-Джами ас-Сахих», автор: имам аль-Бухари (810 - 870).
  2. «Аль-Джами ас-Сахих», автор: имам Муслим (821–875).
  3. «Китаб ас-Сунан», автор: имам Абу Дауд (817–888).
  4. «Аль-Джами аль-Кабир», автор: имам ат-Тирмизи (824–892).
  5. «Ас-Сунан аль-Сугра», автор: имам ан-Насаи (829 – 915).
  6. «Китаб ас-Сунан», автор: имам ибн Маджа (824 –887).

После Священного Корана, хадисы Пророка Мухаммада являются для мусульман вторым источником знаний, о религии, морали и праве. Основное место в них занимают правовые положения, разъясняющие законы, изложенные в Священном Коране. В хадисах освещается широкий спектр нравственных, социальных, коммерческих и бытовых тем, касающихся жизни мусульман и их мировоззрения. Также отражены все сферы общественной и частной жизни мусульман: от описания создания этого мира до Судного дня и Вечной жизни.

Книга Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы» является сборником хадисов Пророка Мухаммада, где Кандехлави собрал хадисы из известных сборников хадисов по определенным религиозным темам, в основном из Кутуб ас-Ситта. Тут нужно понимать, что Кандехлави, ни в коем случае, не является автором текста книги. Он, всего лишь является составителем этой книги, использовавшим хадисы, собранные великими хадисоведами прошлого в вышеперечисленных священных для мусульман, сборниках хадисов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Более того, священные хадисы, как основные источники мусульманского богословия и права, без которых немыслимо исламское богословие, не могут подлежать светскому суду, как и запрету. К тому же в книге Кандехлави, хадисы  пророка Мухаммада, мир ему, приводятся в оригинале – на арабском языке, с указанием их первоисточника, и перевода на русский язык.

Следовательно, эксперт Мочалова С.А., давая свое заключение, о том, что в хадисах содержится информация, направленная на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам, подвергает осуждению и искажению священные хадисы Пророка Мухаммада, мир ему. Своевольное толкование священного наследия посланника Аллаха, мир ему, с собственной вольной трактовкой основ исламского наследия, является не допустимым вмешательством в религиозную концепцию, оскорбляющим религиозные чувства мирового сообщества мусульман, для которых слова Пророка являются священными. Запрет хадисов Пророка Мухаммада, мир ему, является запретом религии Ислам, ибо, как уже было сказано выше, хадисы на ряду с Кораном являются основой исламского богословия, без которых невозможно представить религию Ислам. Всё что связанно с личностью Пророка Мухаммада – свято для всех мусульман мира, свидетельством тому являются трагические события в мире, связанные с оскорблением Пророка, мир ему, некоторыми безответственными деятелями Западных стран.

Пророк Мухаммад, мир ему, был выбран Всевышним Аллахом Его посланником и пророком. Именно ему  было дано последнее откровение Всевышнего Аллаха – Священный Коран. Именно он   своим примером показал праведный образ жизни человека в рамках Божественного Закона.Он, в своих священных хадисах, разъяснил смысл жизни мусульманам. Его деяния и высказывания  являются священным образцом для всех мусульман, а также источниками мусульманского права и этикета – это всё записано в Священных Хадисах. Последователями Пророка Мухаммада, мир ему, стали более 1,5 миллиарда людей в мире, а в России более 20 миллионов. И все они считают хадисы посланника Аллаха, мир ему, священным преданием, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть подвержены искажению или осуждению.

О Заключении специалиста  №12 от 14 января, данное экспертом-лингвистом Мочаловой С.А.,  по фактам и выводам, к которым пришел эксперт.

 

О пропаганде исключительности, превосходства своей религии

В заключении эксперта – лингвиста Мочаловой С.А. производится подмена понятий: правовое понятие «пропаганды исключительности, превосходства,  либо неполноценности граждан» подменяется моральным понятием «пропаганды исключительности, превосходства своей религии и ее последователей и неполноценности других и их последователей».

В первом случае идет речь о действиях, направленных на поражение в гражданских правах или же даровании правовых привилегий людям  по признаку их отношению к религии – что запрещено законом.

Во втором же случае речь идет лишь об убежденности верующих,  что их религия  самая правильная и истинная, из чего никак не вытекает ущемление кого-либо в гражданских правах.

Любая религия признает свою религию единственно правильной, исключительной, превосходной, причем это присуще для всех религий. Эта особенность имеется и в религиозной литературе, особенно в Священных Писаниях всех религий. Трудно себе представить ситуацию, чтоб какая-то религия ставила другую религию совершеннее себя.

Представитель любой конфессии вначале убеждается в истинности и превосходности определенной религии, а после принимает и исповедует её, иначе он не принял бы и не исповедовал бы эту веру, а принял бы другую истинную и превосходную религию.

Право и свобода иметь вероубеждение об истинности, исключительности, превосходстве своей веры, само по себе не должно рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды или «пропаганда превосходства и исключительности».

Если «пропаганда превосходства и исключительности» явно направлена на возбуждение ненависти либо вражды. В частности, если имеются высказывания, обосновывающие или утверждающие необходимость геноцида, массовых убийств, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц, то это, безусловно, является преступлением.

Гарантированные конституционные права на «свободу иметь, соблюдать и распространять свои религиозные убеждения» и «свободу слова и мысли» дают право человеку проповедовать, убеждать, обосновывать, доказывать истинность своего вероучения. И в этом процессе обсуждение, сравнение, критика других идеологий, в рамках этики, не оскорбляя религиозные чувства и достоинство человека, не должны толковаться «пропагандой превосходства и исключительности».

В повседневной жизни многие люди хвалят то, что им близко и дорого, о чем свидетельствуют народные пословицы, например: «Всяк кулик своё болото хвалит», «всякому свое мило». Это заложено в естестве человека.

В соответствии с определением «экстремистской деятельности» преступлением должно считаться «пропаганда исключительности, превосходства» направленное на дискриминацию по признаку расы, национальное происхождение, религия или языковая принадлежность. Однако, некоторые эксперты считают «экстремизмом» любой род религиозной деятельности, включая, проповеди об истинности положений своей религии,   проведения  различий  на «мы» и «они», описание Рая и Ада,  вне зависимости от того, связано ли это с призывами к применению насилия или нет.

Провозглашение религиозного учения или миссионерская  деятельность, нацеленная на доказательство истинности и превосходства своей религии в объяснениях положений вероучения,  нравственности, морали не может считаться экстремистской, в противном случае приведет к ущемлению свободы совести и религии, свободы слова и мысли большого количества людей.

Из Заключения специалиста Мочаловой С.А.  невозможно установить причинно-следственные связи между исследованием эксперта и выводами, к которым она пришла.

Старший эксперт-лингвист криминалистической лаборатории экспертного подразделения ФСБ РФ по Свердловской области Мочалова С.А. для обоснования своих доводов о том, что в книге содержится  информация, направленная на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам, приводит следующие цитаты из данной книги:

Цитата 1.(Заключения специалиста Мочаловой С. А., стр. 4-5)«140. Бара бин 'Азиб (радиаллаху ’анху) рассказывает: «Мы вышли вместе с Расулюллах (салляллаху ‘алейхиуасалям) хоронить одного из ансаров. Мы дошли до могилы, которую ещё не выкопали. Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уасалям), присел. И мы сели вокруг него, не шевелясь, так, как будто на наших  головах сидят птицы. В его руке была палка, которой он чертил на земле. Он поднял голову  и сказал  два или три раза: «Просите убежища у Аллаха от мучений в могиле». Затем: сказал: «И приходят к нему два ангела, усаживают его и говорят: «Кто твой Господь?» И  он отвечает «Мой Господь - Аллах». Они говорят ему: «Какая твоя религия?» И он отвечает: «Моя религия - ислам». Они говорят ему: «Что это за человек, который был послан к вам? (т.е. Мухаммад (радиаллаху 'анху)». Он отвечает: «Это Посланник Аллаха, уверовал в неё, и признал её истинной». Глашатай с небес объявляет: «Мой раб сказал истину, расстелите ему райскую постель, нарядите его в райский наряд и откройте ему дверь в рай». И заходит через неё свежее дуновение и благоухания, и могила расширяется для него, насколько хватает зрения. Затем Расулюллах (салляллаху ‘алейхиуа солям) упомянул про смерть неверующего. «В его тело возвращают душу. И к нему приходят два ангела, усаживают его и спрашивают: «Кто твой Господь?» Он говорит: «Ох,  я не знаю». Ангелы спрашивают его: «Какая у тебя религия?» «Ох, я не знаю», - говорит он. У него спрашивают: «Что это за человек, который был послан к вам?» «Ох, я не знаю» - говорит он. И объявляет глашатай с небес, что он солгал: «Расстелите для него огненную постель, наденьте ему огненную одежду и откройте ему дверь в ад». И заходит в неё из ада жар и горячий ветер. И могила его сжимается настолько, что рёбра входят друг в друга». (Абу Дауд).

Примечание: Высказывание ангелов «он солгал» означает, что человек не признавал Аллаха своим господом, Ислам  своей религией и Мухаммада (саляллаху алейхи уасалям) Посланником Аллаха к нему, хотя всё это есть истина» [книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», стр. 84 - 85];

Данный хадис пророка Мухаммада (мир ему) является общеизвестным хадисом, где сообщается о Загробном мире, о допросе в могиле человека ангелами, и является вопросом исламского  вероубеждения. Данный хадис входить в сборник хадисов имама Абу-Дауда, который в свою очередь входить в Кутуб ас-Ситта (Шесть наиболее известных сборников хадисов).

Каждая религия имеет свои вероубеждения о Загробном мире, атеизм отрицает его существование. Следовательно, сообщения о мучениях Ада, или наслаждениях Рая в загробном мире не могут никого оскорбить, потому, что у каждого своя вера. Хадисы о вероубежнении о загробном мире не могут быть вопросами судебного разбирательства в светском государстве.

Цитата 2.(Заключение специалиста Мочаловой С. А. Стр.6.) Абу Муса Аль-Ашари (радиаллаху 'анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Верующий, который читает Коран, подобен цитрусу: у него хороший запах и хороший вкус. Верующий, который не читает Коран, подобен финику: у него нет запаха, но сладкий вкус. Мунафик, который читает Коран, подобен райхану: у него приятный запах, по горький вкус. Мунафик, который не читает Коран, подобен дикой тыкве, у нее нет запаха и горький вкус». (Муслим)» [книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы». Стр. 259.

Данная цитата содержит исламский термин «мунафик». Мунафик – арабское слово,  которое означает лицемер, двуличный человек. Мунафик внешне показывает себя набожным мусульманином, хотя таковым не является. Следовательно, речь не идет о христианах, иудеях, представителях других религий или атеистах. В этом хадисе приводится метафорические сравнения Пророка Мухаммада (мир ему)  искренно верующих мусульман и лицемеров.

Вывод: нельзя толковать данный хадис как информацию, направленную на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам. Данный хадис имеется в книге имама Муслима, который входить в 6, ранее упомянутых основных сборников хадисов.

Цитата 3.(Заключения специалиста Мочаловой С.А. стр.7.) «107. Ибн-Аббас (радиаллаху 'анху) рассказывает, что когда Расулюллах (салляллаху‘алейхи уасалям) отправлял Му'аза бин Джабаля в Йемен, он сказал ему: «Истинно ты идёшь к народу обладателей Писания. Когда  придёшь, призови их к свидетельству, что нет бога кроме Аллаха и что Мухаммад Его раб и Посланник. Если они подчиняться тебе в этом, то сообщи им, что Аллах сделал для них обязательным пятикратный намаз в течение каждого дня и ночи. Если они подчинятся тебе в этом, то сообщи им, что Аллах сделал для них обязательным платить закят, который следует брать с богатых и отдавать бедным из них. Если они подчинятся тебе в этом, то избегай брать их лучшее имущество. Остерегайся проклятий  обиженного,  так как между его мольбой  и Аллахом нет преграды» [книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», стр. 584]

В данном хадисе пророк Мухаммад (мир ему) сообщает о принципах  религиозного призыва, где указывается о необходимости соблюдать принципов свободы и добровольности и  «никого не обижай», который заложен в словах Пророка: «Остерегайся проклятий  обиженного,  так как между его мольбой  и Аллахом нет преграды». В Исламе имеется коранический принцип, который гласит:  «Нет принуждения в религии».

Цитата 4. (Заключение  специалиста Мочаловой С.А. стр. 7)  «344. Хурам  бин Фатик (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что однажды Расулюллах (салляллаху 'алейхи уасалям), закончив утренний намаз, встал и сказал: «Ложное свидетельство приравнено приданию Аллаху сотоварища». И он повторил это трижды. Затем он прочитал следующие Аяты: «Избегайте скверны идолов, и избегайте лживого свидетельства, будучи истинно преданным Аллаху, не придавая ему сотоварищей». (22 Хадж: 30-31). (Абу Дауд). Примечание: Другими словами ложные свидетельства такой же тяжёлый грех, как предание Аллаху’ сотоварищей. Верующие должны избегать его так же, как они оберегаются от многобожия». (Книга Шейха Мухаммада Юсуфа Кандехлави «Избранные хадисы», стр. 487).

Данный хадис пророка Мухаммада является его разъяснением Аята (стих) Священного Корана (22 Хадж: 30-31) – сура 22  (главе) Хадж – Паломничество, Аяты 30-31.

Следовательно, эксперт – лингвист дает оценку тексту Священного Корана, тем самым выходит за рамки своей компетенции, и входит в рамки компетенции религиоведа.

Данный хадис осуждает ложное  свидетельствование, что является тяжким грехом с точки зрения религии Ислам, а также преступлением  по светским законам.

Эксперт лингвист Мочалова С.А.  подменяет  понятие «лживое» и «ложное  свидетельствование». Вместо того чтобы дать разъяснение понятию «ложное  свидетельствование», она  дает разъяснение слову ложь,  о  том, что слово «ложь»  входит в синонимический ряд слов: ложь - неправда - обман-лганье вранье (разг.) - враки (прост.) - брехня (прост.) со значением «намеренное искажение истины в словах, в каких-л. утверждениях, а также сами слова, в которых  умышленное искажение истины, фактов». Однако в тексте хадиса говорится только о «ложном  свидетельствовании». Таким образом, эксперт специалист Мочалова С.А. подменяет понятия, и делает ошибочный вывод о тексте священного хадиса.

Цитата 5.(Заключение специалиста Мочаловой С.А. Стр.9) «Абу Хурайра (радиаллаху ’анху) рассказывает, что Расулюллах (саллялпаху 'алейхи уа солям) сказал: «Верующий - наивный и великодушный, а грешник - обманщик и подлый». (Абу Дауд).

В данном случае имеет место подмена понятий «грешник» и «представитель другой религии». Грешником – может быть представитель любой религии, в том, числе и мусульманин. Следовательно, нельзя толковать данный хадис как информацию, направленную на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями, а также на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам.

Приведенные экспертом Мочаловой С.А. фрагменты текста из книги «Избранные хадисы» в качестве доказательства своих выводов,  не содержат информацию, направленную на пропаганду исключительности, превосходства Ислама над другими религиями сопряженное с призывами к насилию. Также не содержат и призывов на возбуждение религиозной ненависти и вражды по отношению к людям, не исповедующим Ислам.

Таким образом, Заключения специалиста эксперта Мочаловой С.А. допущены грубые вольные толкования священных хадисов, искажающие исламское вероучение, что свидетельствует о незнании элементарных норм Исламского вероучения и предвзятом негативном отношении к представителям религии Ислам.

Неправильное понимание и применение закона о противодействии экстремистской деятельности, привело к не обоснованному признанию многочисленных исламских религиозных текстов «экстремистскими материалами» и преследованию религиозных деятелей. По данным фактам были многочисленные  обращения мусульманских религиозных деятелей к Президенту России В.В. Путину. Он во время встречи в г. Уфе  с мусульманскими духовным лидерами сказал о «необходимости создавать религиозно-правовые общественные институты, способные дать компетентную оценку того или другого текста. Эти структуры должны быть открыты и для исламских духовных лидеров, и для экспертов в вопросах права, религиоведении, психологии, лингвистики. Российское исламское сообщество само сумеет предотвратить распространение изданий, имеющих деструктивный, экстремистский характер»(22 октября 2013 года, г. Уфа).

ДУМАЧР работает в  направлении создания религиозно-правового общественного института по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма, способного дать компетентную оценку религиозным текстам.

Множество классических исламских книг были запрещены на основании некачественных заключений специалистов. Продолжение такого курса по запрету исламских книг приведет к подрыву авторитета судебной власти и потери  доверия граждан к судебной власти и ее способности защищать конституционные права граждан.

18 мая 2015 года суд  города Первоуральска Свердловской области постановил назначить Судебную комплексную религиоведческо-психолингвистическую экспертизу по данной книге.

Комментарии 18