События

151 год геноциду черкесов. Русско-Кавказская война 1763-1864 годов

21 мая исполнилось 151 год со дня завершения Русско-Кавказской войны. Она была одной из самых кровопролитных войн и самой длительной в истории России. По утверждению одних исследователей, война велась с 1763 года – с момента закладки Россией города Моздока на кабардинских землях. По утверждению других авторов, она длилась с 1816 года – со времени назначения генерала Ермолова А.П. наместником Кавказа и командующим Кавказской армией.

Независимо от даты ее начала, в этой войне решался вопрос, кому должен принадлежать Кавказ. В геополитических устремлениях России, Турции, Персии, Англии и других это имело принципиальное значение. Кавказ, в условиях колониального разделения земного шара ведущими мировыми державами, не мог оставаться вне пределов их соперничества. В данном случае нас интересует не столько сам факт и причины возникновения Кавказской войны. Нас должны волновать деликатные, «неудобные» темы, о которых не хотят говорить политики, - о методах завершения войны на землях Западной Черкесии в 1860-1864 годах. Именно они привели к трагедии черкесского народа. Поэтому и мир на Кавказе, провозглашенный 151 год назад в районе Кваабы (Красная поляна) на берегу Черного моря наместником Кавказа, командующим Кавказской армией, великим князем Михаилом Николаевичем, братом царя Александра II, могли услышать только 3% черкесского этноса. Остальные 97% из четырехмиллионного черкесского населения, по данным Дубровина Н.Ф (Черкесы. - Нальчик, 1991), погибли в этой столетней войне или были изгнаны с родной земли на чужбину – в Турцию. Черкесы и их потомки увидели, что означает национальное неравенство и что такое невольничий рынок на востоке, где они вынуждены были продавать одних детей, чтобы прокормить других. Потомки изгнанников и сейчас борются за выживание в чуждой для них среде, за сохранение своего языка, культуры.

Хочу привести извлечения из книги «Кавказская война», изданной в 2003 году в Москве, в издательстве «Алгоритм». Автор книги, генерал-лейтенант Фадеев Ростислав Андреевич, - один из тех, кто лично участвовал в Кавказской войне, и знает, каким образом она завершилась на правом фланге, в Закубанье, на землях западных черкесов. Фадеев состоял для «особых поручений» при наместнике Кавказа, командующем Кавказской армией, великом князе Михаиле Николаевиче. Фадеев пишет: «Цель и образ действий в задуманной войне (автор имеет в виду на ее завершающем этапе, на земле западных черкесов - У.Т.) были совсем иные, чем покорение восточного Кавказа и во всех предшествующих походах. Исключительное географическое положение черкесской стороны на берегу европейского моря, приводившего ее в соприкосновение с целым светом, не позволяло ограничиться покорением населявших ее народов в обыкновенном значении этого слова... Не было другого средства укрепить эту землю за Россией бесспорно, как сделать ее действительно русской землей. Меры, пригодные для восточного Кавказа, не годились для западного: нам нужно было обратить восточный берег Черного моря в русскую землю и для того очистить от горцев все прибрежье... Надобно было истребить значительную часть закубанского населения, чтобы заставить другую часть безусловно сложить оружие... Изгнание горцев и заселение западного Кавказа русскими – таков был план войны в последние четыре года».

По свидетельству этого же автора, густые массы черкесского населения занимали равнины и предгорья: в самих горах жителей было мало... Главная задача черкесской войны состояла в том, чтобы сбить неприятельское население с лесной равнины и холмистых предгорий и загнать его в горы, где ему было невозможно долго прокормиться; а затем перенести к подошве гор самое основание наших операций».

Геноцид черкесов: Русско-Кавказская война 1763-1864 годов, - Умар ТемировА смысл этих операций состоял в том, чтобы истребить население, освободить земли от черкесов, заселить их станицами вслед за войсками. В результате такой политики, как свидетельствует автор, только с весны 1861 года до весны 1862 года в Закубанском крае воздвигнуто 35 станиц с населением 5482 семейства, образовавших 4 конных полка». Далее Фадеев Р. А. заключает: «Горцы потерпели страшное бедствие: в этом нечего запираться (т.е. оправдываться - У.Т.), потому что иначе и быть не могло... Мы не могли отступить от начатого дела и бросить покорение Кавказа потому только, что горцы не хотели покориться. Надо было истребить горцев наполовину, чтоб заставить другую половину положить оружие. Но не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах. Особенно пострадала слабая часть населения – женщины, дети. Когда горцы скопились на берегу для выселения в Турцию, по первому взгляду была заметна неестественно малая пропорция женщин и детей против взрослых мужчин. При наших погромах множество людей разбегалось по лесу в одиночку; другие забивались в такие места, где нога человека прежде не бывала».

После поражения и пленения имама Шамиля в 1859 году значительная часть адыгов (черкесов) западной Черкесии, в первую очередь самое могущественное племя – абадзехи, выразила готовность подчиниться Российской империи. Однако такой поворот событий в конце войны не устраивал часть верхушки Кубанской и Кавказской линии. Она хотела получить имения на землях черкесов, которые, как они считали, должны были быть истреблены, а остатки переселены в засушливые восточные земли Ставрополья, а лучше всего – в Турцию. Автором такого варварского плана завершения войны на западе Черкесии был граф Евдокимов.

Против изгнания и геноцида черкесов выступили многие: генералы Филипсон, Рудановский, Раевский-младший, князь Орбелиани и другие. Но поддержка Александром II варварских методов покорения западной Черкесии Евдокимовым сделала свое дело. Более того, император торопил Евдокимова, чтобы европейские державы не успели помешать истреблению и депортации черкесов (адыгов). Генофонд черкесского народа на Северном Кавказе был, по существу, подорван. Оставшаяся небольшая часть народа была расселена по произволу царских властей на менее пригодных для жизни землях. Об итогах своего злодеяния Евдокимов писал Александру II следующее: «В настоящем 1864 году совершился факт, почти не имевший примера в истории, огромное черкесское население, обладающее некогда большим богатством, вооруженное и способное к военному ремеслу, занимавшее обширный Закубанский край от верховьев Кубани до Анапы и южный склон Кавказского хребта от Суджукской бухты до р.Бзыба, владея самыми неприступными местностями в крае, вдруг исчезает с этой земли...»

Граф Евдокимов был награжден орденом Георгия 2 степени, получил звание генерала от инфантерии, а также стал хозяином двух имений: под Анапой в 7000 десятин, под Железноводском в 7800 десятин. Но петербургское общество, к его чести, не разделило восторга императора. Оно холодно встретило Евдокимова, обвинив его в варварском методе ведения войны, неразборчивости в средствах, в жестокости по отношению к черкесам, которые имели перед Россией немало заслуг в прошлой русско-адыгской истории, особенно при Иване Грозном и Петре I.

Геноцид черкесов: Русско-Кавказская война 1763-1864 годов, - Умар ТемировПредпринятые в СССР меры по возрождению адыгов (черкесов) на исторической родине после революции 1917 года вызывают признательность и благодарность адыгов (черкесов) на родине, а также черкесской диаспоры за рубежом. Однако созданные в 20-х годах прошлого века Адыгея, Черкесия, Кабарда и Шапсугия остались разрозненными. И каждая часть черкесского этноса, лишенная единой исторической памяти, единой территории, единой экономики и культуры, духовности в ее целостном виде развивается не по сходящемуся, а, наоборот, по расходящемуся вектору движения. Это наносит очередной непоправимый урон единству и возрождению черкесского народа.

А самое главное – геноцид и изгнание черкесского этноса с исторической родины до сих пор еще не получили оценки в официальных государственных актах России, Англии, Франции, Турции и других государств. Солидарность государств и народов позволила осудить геноцид евреев в годы второй мировой войны. А факт геноцида черкесов не получил соответствующей оценки ни в ООН, ни в ОБСЕ. Только Организация народов, не представленных в ООН, несколько лет назад приняла по данному вопросу резолюцию и обращение к Президенту Российской Федерации.

На основе письменных исторических свидетельств, а также принятых после двух мировых войн международных документов о защите прав человека и гражданина и аналогичных законов новой демократической России итоги Кавказской войны на завершающем ее этапе в Западной Черкесии необходимо оценить объективно.

И в этом не следует видеть попытку обвинить русский этнос в совершенных злодеяниях. Народы никогда не бывают виновными в таких делах, потому что правители их никогда не спрашивают, как развязать войну, как ее вести и какие методы при этом применять. Но есть мудрость потомков. Они исправляют ошибки своих правителей в прошлом.

Знаковым событием в наше время, внесшим ясность в оценки итогов Кавказской войны и определению задач на будущее, стала телеграмма первого президента России Ельцина Б.Н. от 21 мая 1994 года. В ней впервые за 130 лет высшее должностное лицо российского государства признало неоднозначность итогов войны, необходимость решения оставшихся проблем и, прежде всего, вопроса о возвращении на историческую родину потомков изгнанников.

Геноцид черкесов: Русско-Кавказская война 1763-1864 годов, - Умар ТемировДля успокоения скептиков или противников такого шага важно отметить, что это не приведет к массовому возвращению адыгов (черкесов) на историческую родину. Абсолютное большинство потомков адыгов (черкесов), проживающих в более чем 50 странах планеты, адаптировались к странам проживания и не просят о возвращении. Адыги (черкесы) как в России, так и за ее пределами, просят уравнять их в правах с теми народами, которые подверглись репрессиям в прошлом. День памяти жертв Кавказской войны обязывает нас сосредоточиться на необходимости и обоснованности постановки перед федеральными органами власти Российской Федерации вопроса о правовой, политической и моральной реабилитации черкесского народа по итогам Кавказской войны.

В новейшее время принят федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов и казачества». Этот закон воспринят общественностью России и мировым сообществом как справедливый юридический, политический и моральный акт официальных властей демократической России.

Репрессии сталинизма, как и репрессии царизма, одинаково жестоки и несправедливы. Поэтому нашему государству надо их преодолеть независимо от того, когда и кто их совершил – царь или генеральный секретарь. Двойные стандарты неприемлемы, если мы стоим нa позициях объективности и защиты прав человека и гражданина.

Согласно декларации Организации объединенных наций, ответственность за совершенный геноцид не имеет срока давности.

Совершенно логичным будет принять федеральный закон Российской Федерации, в котором необходимо признать факт геноцида и насильственной депортации с исторической родины адыгов (черкесов) в годы Кавказской войны. И затем вместе с иностранными государствами, несущими также ответственность за все происшедшее, о чем справедливо говорится в телеграмме Б.Н. Ельцина, надо определить, как преодолеть последствия трагедии.

В условиях демократизации общественной и государственной жизни в России, установления тесных связей наших соотечественников с черкесской диаспорой, при доступности почти всех материалов по истории Кавказской войны создается общий фон необходимости осознания прошлого и поиска возможных перспектив будущего.

Умар Темиров, академик Международной академии информатизации при ООН, руководитель отделения АМАН по КЧР, государственный советник РФ 1 класса.

подписаться на канал
Комментарии 10
  • колонизаторство и геноцид коренных народов - способ капитализма и империализма!
    (1)
    22 мая'2015 в 09:12
    • Жалко черкесский народ... Они верой и правдой служили Русне при Иване грозном и Петре I против собратьев по вере турков-османов, а "благодарные" хозяева "немцы-русские" выкинули их как использованный презерватив. Такова печальная участь всех обманутых и разделенных народов...
      (1478)
      22 мая'2015 в 09:47
      • KTN, в прошлый раз не ответил, ты коммунист? Уже второй раз ты используешь их понятия и лексику, как то "равное распределение благ" и "капитализм".
        (1478)
        22 мая'2015 в 09:52
        • Меня поражает то, что у товарища Пу, осознавая содеянное государством, правопреемником которого сегодня является современная Россия, хватает наглости что то там говорить о "геноциде" армян, устраивать траурные мероприятия по всей РФ и самому ездить на церемонии в Ереван. Сколько там было убито армян?! А черкесов было уничтожено 97% от всей их численности. При том что с армянами события произошли 100 лет назад, а с черкесами 150 и о последних Пу и слышать ничего не хочет, как будто бы этого вообще никогда небыло...
          (15081)
          22 мая'2015 в 10:23
          • абдулАхад, "Говори благое либо молчи!" сказал Пророк (с.а.в.)! В твоем понимании использование человеком слова капитализм и др. выводит человека из Ислама?! Если хочешь узнать то отпишись в личке! И прочитай что написано "о себе"в край можешь прочитать все комменты! Если не принесешь извинения публично я в Судный День спрошу у тебя за это!
            (1)
            22 мая'2015 в 15:30
            • абдулАхад, "Говори благое либо молчи!" сказал Пророк (с.а.в.)! В твоем понимании использование человеком слова капитализм и др. выводит человека из Ислама?! Если хочешь узнать то отпишись в личке! И прочитай что написано "о себе"в край можешь прочитать все комменты! Если не принесешь извинения публично я в Судный День спрошу у тебя за это!
              (1)
              22 мая'2015 в 15:30
              • абдулАхад, Ассаляму Аляйкум брат абдулАхад, твоя правда брат, хочу немного дополнить тебя, после убийств и изгнаний они ведь получили убежище у османов кто как не братья по вере помогут в трагичный момент!
                (450)
                22 мая'2015 в 16:24
                • KTN, А ты коммунист или придерживаешься учения Султан-Галиева?
                  (450)
                  22 мая'2015 в 16:29
                  • KTN, извини брат если что не так. Клянусь Аллахом я не выносил тебе такфир. Я просто спросил, не коммунист ли ты, исходя из твоего словооборота. Еще раз прошу прощения дорогой брат.
                    (1478)
                    22 мая'2015 в 20:34
                    • Ас Салам Алейкум уа РахматУлла уа Баракатух! хазрат, всё верно говорите, но тут скорей всего преследуются какие-н политические интересы..Те же армяне были когда-то переселены царским правительством на место нынешнего обитания для разделения единого исламского пространства...
                      (35)
                      23 мая'2015 в 14:56