Просвещение

Истинное воплощение Ислама или какими мы должны быть

Рассказывают, что один из сподвижников повелителя правоверных Али ибн Абу Талиба, по имени Хоммам, который был человеком благочестивым, сказал: «О, повелитель правоверных, укажи мне на добродетельных! Да таким образом, что как будто я их вижу!» Имам в ответ, после краткого раздумья, молвил: «О, Хоммам, бойся Аллаха! И делай добро, ибо Аллах с добродетельными и с теми, которые творят добро». Хоммам не удовлетворился и клятвенно просил и настаивал на своем. Имам (р.а.) воздал хвалу Аллаху и после приветствия Пророку (с.а.с.) и его семейству сказал:

Чистый, Преславный и Всевышний Аллах сотворил обитателей мира, не нуждаясь в их молитвах и не опасаясь их непослушания. Ибо не причиняет Ему никакого вреда чье-либо неповиновение и бунтарство, и Ему нет никакой пользы от чьей-либо покорности и послушания. Затем Он каждому из них определил и дал его долю, и каждого оставил жить в подобающем ему месте. Но добродетельные в этом мире являются обладателями мудрости и знаний, высказывания у них верные и правдивые; они умеренны всегда и во всем, скромны в словах и деяниях, отказываются от всего недозволенного Аллахом, устремляются к познанию всего полезного; трудности переносят стойко, словно наслаждаются. И если бы не вынуждены были еще определенное время жить, то от сильного желания достичь воздаяния в День суда, или от боязни совершать грехи в этом мире, их души в мгновение ока покинули бы бренные тела.

Их помыслы полны величием Аллаха, а все, что вне Аллаха, кажется им ничтожным. В их представлении Рай выглядит так, словно они узрели его и наслаждались в нем, а Ад – так, как будто они видели и испытали его муки.

В их сердцах обитает грусть, а людям они никакого зла не причиняют, тела у них не холеные, потребности – малые, воздержанны как душой, так и телом. Эти несколько дней проводят со строгим воздержанием, чтобы затем достичь вечного блаженства; это весьма выгодный торг, который Аллах установил для них. Этот мир желал их, но они его отвергли, этот мир пленил их, но они ценой жизни обрели спасение. А по ночам! Они всю ночь бодрствуют; вслух, не торопясь и по частям читают Коран; при этом глубоко грустят, в этом чтении обретают спасительный бальзам, утоляющий боль. При чтении аятов, в которых имеются поощрительные мотивы, их души охватывает огромная радость, как будто они воочию узрели обещанные блага, а при чтении аятов, содержащих устрашение, внемлют всем сердцем, и будто слышат возгорание и затухание всепоглощающего адского огня. Нагибаются в молитве, опираясь лбом, пятками, коленями и носками ног о землю; молят Аллаха распутать узлы и спасти их от огня. А днем они – не теряющие самообладания ученые, творящие добро и целомудренные; богобоязненность сделала их тонкими и худощавыми, подобными стреле. У наблюдателя создается такое впечатление, что они страждущие, но они недугами не страдают, а ум у них кажется помраченным (но тому смятению другая причина).

Этому смятению великая причина. Они не радуются тому малому, что совершили, считают многочисленные моления недостаточными. Они всегда за собой чувствуют вину и опасаются за свои деяния. Если кого-либо из них хвалят, он (от сказанного о нем) приходит в ужас и говорит: «Я знаю о себе лучше, чем другие, а Аллах знает обо мне лучше, чем я сам. О Боже! Не гневайся на меня за то, что они говорят и сделай меня лучше, чем они говорят, и прости меня за то, чего они не знают».

И из свойств одного из них можно сказать то, что он силен и стоек на религиозном поприще; мягкий, обходительный и проницательный, твердый в своей вере, жаден в усвоении знаний, ученый и выносливый, со средним достатком, усердный в молении, радуется материальным лишениям, трудности переносит стойко, ищет все дозволенное, радуется вступлению на праведный путь, отстраняется от алчности (которая унижает людей).

Совершает добрые дела, и всегда чувствует тревогу, днем и ночью занят благодарением Господа. Утро начинает с вспоминания Аллаха, ночь проводит с тревогой, а день проводит с радостью. С тревогой о даром проведенном времени, и с радостью от Божественного прощения.

Если его природа не послушается его в непосильном ему деле, он также не идет на поводу своей природы в том, что ей нравится. Светом своих очей считает все вечное, и не желает того, что является непостоянным.

Стойкость сочетает со знаниями, а слово с делом. Он мечтает о немногом и допускает мало промахов. Сердце у него спокойно, а душа полна радости и скудна желаниями; ест мало, а с делом справляется легко; стойкий в своей религии; страсть и гнев у него обузданы; добро совершает бескорыстно и (никому) не причиняет вреда. Среди непосвященных (он молчалив и с помыслами об Аллахе) считают его занятым поминаниями Аллаха, а среди поминающих Аллаха не считают его непосвященным. Прощает того, кто совершает по отношению к нему зло; одарит того, кто его лишает чего-то; соединится с тем, кто его покидает. Воздерживается от злословий. Говорит мягко и понятно; не совершает ничего предосудительного, известен своими добрыми деяниями. Стойкий в трудностях, терпеливый при невзгодах и благодарный к совершающим добро. Не угнетает своих врагов, не грешит в отношениях с друзьями. Правдивое слово воспринимает без всяких доводов. Не испортит то, что ему доверили, и заботится о его сохранности. Не забывает то, о чем ему напоминают; не называет людей грубыми прозвищами; не обижает своих соседей; не радуется чужому горю. Не занимается бесполезными делами; не сойдет с истинного пути. Если придется молчать, то молчание не служит для него поводом для грусти; а если смеется, то смех у него беззвучный. Если совершают по отношению к нему зло, то он будет терпеливым, чтобы сам Аллах отомстил за него. Его нафс испытывает от него беспокойство, а люди – спокойствие. Он из-за блаженства в загробной жизни подвергает себя мучениям, а людей обезопасил от своего зла. Если отстранится от кого-то, то только из-за того, что он не привязан к этому миру и сдержан, а если с кем-то сближается, то только из-за своей мягкости и обходительности. Отстраняется от людей не по причине эгоизма и зазнайства, и сближается с ними не от хитрости и не в целях обмана. 

Автор: Из проповеди Али ибн Абу Талиба о добродетельных

Комментарии 0