Просвещение

Мясо pro

 

Вопрос: «Что вы скажите относительно животных, которых сначала бьют током, а затем отрезают голову, чтобы вышла кровь?»

 

Ответ шейха Ибн ‘Усаймина: "Если кровь выходит, после того как отрезают голову, то значит, что удар током просто ослабляет животное, а затем его закалывают. В таком случае мясо этого животного дозволено, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте то, из чего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха!» Кровь не выходит, если животное не зарезали, когда оно было живым. Когда же животное умирает, то кровь меняется и свертывается и она уже не выходит. Но как бы там не было, если тот удар током, о котором говорит брат, не убил это животное и его зарезали до того, как оно умерло, то это закалывание соответствует шариату. Доказательство тому слова Всевышнего: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти)» (аль-Маида 5: 3). Все перечисленное является причиной смерти, и все они запретны, за исключением того, что зарезано до смерти. Удар током подобен удушению, а Аллах запретил то, что было задушено, но исключил из этого то, что было зарезано до его смерти. И поэтому, удар током это только способ ослабить животное и если его закалывают до того, как оно умрет, то оно дозволено. Если же удар током убивает животное, хотя это противоречит словам задавшего вопрос, так как он сказал, что кровь у животного вытекает, то в этом случае оно становится запретным". См. “Фатауа нуру ‘аля-ддарб”.

Вопрос: «Что делать, если нам приносят мясо, а мы не знаем, произнесли ли над закалываемым животным имя Аллаха или нет?»

Ответ шейха Ибн ‘Усаймина: "В сборнике у аль-Бухари передается хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Люди однажды сказали: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его» И это были люди недавно принявшие Ислам”. аль-Бухари 2057. Это были люди, только принявшие Ислам, а подобные люди не знают о многих тонкостях религии, о которых знают только те, кто живет среди мусульман. Однако, несмотря на это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал, что делать этим людям, которые усложняли для себя: «Произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его!» То есть: Упомяните имя Аллаха перед едой и ешьте это. Что касается того, что делают некоторые, кто исследует правильность (заколотого животного), то не следует спрашивать об этом, поскольку в этом усложнение и затруднение. Если мы обяжем себя вопросами о происхождении мяса, то мы утрудим себя очень сильно, сомневаясь в дозволенности каждой еды, которую нам преподносят. Ведь может быть так, что еда того, кто позвал тебя в гости, является присвоенной несправедливо, сворованной, или купленной на запретные деньги, или над этим мясом не произносили имя Аллаха и т.д. И из милости Аллаха по отношению к Своим рабам то, что если некое деяние исходит от тех, кто его сделать вправе, то оно в своей основе остается правильным". См. “Фатауа кибар аль-‘уляма аль-умма” 969.Необходимые условия для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для употребления".


Мясо, которое дозволено есть, делится на два вида: первое – это то, что дозволено есть без каких-либо условий, как все, что обитает в воде.

Второе – это те виды животных, мясо которых есть дозволено, но после определенных условий, как забивание их в соответствии с требованиями шариата. Это требование относится к тому, кто режет и как он режет.

Что касается употребления мяса животных, то запрет относительно них делится на два вида: 
1. то, что изначально запрещено есть, на что указывает шариат, о чем уже шла речь выше. 
2. то, что стало запретным по причине, как например зарезанное не ради Аллаха, или зарезанное не в соответствии с условиями шариата, даже если мясо этих животных в основе своей является дозволенным, или то, что питалось нечистотами, о чем стало явно известно, пока оно не очиститься.

Основой в любом животном (кроме мертвечины моря) является то, что оно не дозволено для употребления, пока оно не будет зарезано в соответствии с шариатом!

Первое условие: Режущий животное должен быть из числа мусульман, христиан или иудеев
В том, что заколотое мусульманами является дозволенным нет никакого сомнения. И то же самое относится к заколотому людьми Писания, ибо Всевышний Аллах сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам» (аль-Маида 5: 5).
Ибн ‘Аббас сказал: “«Еда людей Писания» – это мясо животных, которых они зарезали”. См. “Сахих аль-Бухари” 4/636.
Один человек спросил Абу ад-Дарду об овце, которую зарезали для церкви под названием “Джарджас”, часть которой подарили ему в качестве угощения: “Есть ли нам это мясо?” Абу ад-Дарда ответил: “Поистине, они люди Писания, и их еда дозволена нам, так же как и наша еда дозволена им!” И он повелел ему есть это мясо. ат-Табари 6/66. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
То же самое сказали и Ибн Мас’уд, Абу Умама, Муджахид, Са’ид ибн Джубаир, ‘Икри-ма, ‘Ата, Макхуль, Ибрахим ан-Наха’и, Мукъатиль и др. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/19.
В том, что дозволенно есть мясо животных зарезанных христианами и иудеями, все мусульмане единогласны, и на иджма’ в этом вопросе указали имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, имам Ибн Къудама и имам ан-Науауи, а противоречили этому только хариджиты и шииты.

Также дозволено и мясо животного, зарезанного женщиной (мусульманкой, христианкой или иудейкой), несмотря на то, что во многих кругах бытует мнение о недозволенности этого. Ка’б ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды одна женщина зарезала овцу с помощью камня, и спросила об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха), и он повелел ей это есть”. аль-Бухари 5504.
В этом хадисе содержится доказательство того, что женщинам дозволено закалывать животных, а также содержится указание на то, что камнем закалывать животное дозволено, если нет ножа и этот камень острый.
Ибрахим ан-Наха’и относительно жертвоприношения совершенного женщинами или детьми сказал: “Нет в этом никаких проблем, если они способны зарезать животное, и произнесут имя Аллаха”. Са’ид ибн Мансур. Хафиз Ибн Хаджар назвал иснад достоверным. См. “Фатхуль-Бари” 9/575.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Единогласны ученые в том, что закалывание совершенное детьми или женщинами, является дозволенным”. См. «аль-Иджма’» 43.

О запрещении употреблять мясо животных, зарезанных вероотступниками и многобожниками, помимо людей Писания
Ибн ‘Аббас говорил: “Если животное зарезал огнепоклонник, даже если он упомянул имя Аллаха, то все равно не ешьте это!” ‘Абдур-Раззакъ 8548. Хафиз Ибн Хаджар подтвердил достоверность.
Имам аль-Къуртуби сказал: “Что касается животных, зарезанных огнепоклонниками, то все ученые, кроме тех, кто отклонился, запрещали употреблять их мясо и жениться на их женщинах, поскольку они не из числа людей Писания!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/77.

Почему дозволено есть мясо животных, зарезанных иудеями и христианами, несмотря на то, что они неверные?
Люди Писания(иудеи и христиане) отличаются от прочих неверных по той причине, что они признавали пророков, которые были посланы к ним и веровали в то, с чем они были посланы, а также им были ниспосланы божественные Писания: Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие). Однако в последствии они исказили эти Писания и учения пророков, и сошли с пути истины. Что же касается прочих многобожников, то они вообще не уверовали в пророков, и им не было дано Писание. Именно по этой причине Всевышний Аллах дозволил жениться на целомудренных женщинах людей Писания и есть мясо заколотых ими животных, сделав их исключением из прочих неверных. См. “Тафсир ат-Табари” 3/467 и “Тафсир ас-Са’ди” 209.

Второе условие: Быть умственно полноценным
Тот, кто режет животное, должен быть в здравом рассудке и не быть умалишенным или пьяным, чтобы он знал ради кого он режет и что произносит в момент закалывания животного. См. “аль-Мугъни” 8/581.

Третье условие: Зарезать животное только ради Аллаха
Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть – ради Аллаха, Господа миров, у Которого нет сотоварища”» (аль-Ан’ам 6: 162-163).
Сообщается со слов ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах проклял того, кто принес жертву не ради Него!» Муслим 1978.
Также нельзя закалывать животное на том месте, где совершаются или совершались какие-либо языческие обряды. Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: “Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буане и спросил об этом пророка (мир ему и благословение Аллаха). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: «Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди?» Ему ответили: “Нет”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опять спросил: «А проходили ли там какие-нибудь празднества неверных?» Ему ответили: “Нет, не проходили”. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Исполняй свой обет». Абу Дауд 3313, ат-Табарани 1/134. Достоверность хадиса подтвердили хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Четвертое условие: Произнести имя Аллаха перед закалыванием (бисми-Ллях)
Одни ученые считали это обязательным, а другие желательным. Те, кто считал, что поминание Аллаха при закалывании животных является желательным, а это шафииты, опирались на следующий хадис: «Заколотое мусульманином дозволено, произнёс он при этом имя Аллаха или нет». Абу Дауд в “аль-Марасиль” 378. Однако этот хадис является слабым.
Также их доводом является следующий хадис ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) которая рассказывала: “Люди однажды сказали: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его» И это были люди недавно принявшие Ислам”. аль-Бухари 2057.
На самом же деле этот хадис лишь указывает на то, что мясо животного, которое зарезал мусульманин есть дозволено, а если возникают сомнения произнес он имя Аллаха над ним или нет, то следует оставлять сомнения. Имам ас-Сан’ани сказал: “Этот хадис является доказательством тех, кто считает, что поминать имя Аллаха перед закалыванием не является обязательным. Однако это не так, ибо этот хадис является указанием на то, что мы не обязаны знать произнесли ли имя Аллаха перед закалыванием или нет, относительно того мяса, которое продается на рынках мусульман”. См. “Субулю-Ссалям” 4/117.
Более того, в этом хадисе нет указания на то, что произнесение имени Аллаха при употреблении любого мяса делает его дозволенным, как полагают это некоторые, поскольку в хадисе сказано, что мясо приносили новообращенные мусульмане!
Самым сильным мнением является то, что поминать имя Аллаха является обязательным, на что указывают семь аятов Корана и множество хадисов.
Всевышний Аллах сказал: «Ешьте же из того, над чем произнесено имя Аллаха, если вы веруете вЕго знамения» (аль-Ан’ам 6: 118-119).
Всевышний также сказал: «Произносите же над ними (жертвенными животными) имя Аллаха, когда они стоят рядами» (аль-Хадж 22: 36).
От Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Режьте животных, произнося имя Аллаха Всемогущего и Великого». ан-Насаи 4368, Ибн Маджах 3152. Досто-верность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, я не ем то, что вы зарезали ради ваших идолов, и не ем то, что зарезано не с именем Аллаха!» аль-Бухари 4/58.
И подобных хадисов очень много.

О том, кто забыл упомянуть имя Аллаха перед закалыванием животного
Что касается ученых, которые считают упоминание имени Аллаха перед закалыванием обязательным, то они разошлись во мнении относительно того, является ли мясо дозволенным, если режущий забыл упомянуть имя Аллаха. Те, кто считает, что животное, которое было зарезано без поминания Аллаха, есть запрещено, говорят, что условием дозволенности мяса животного является упоминание имени Аллаха при его закалывании. При этом они опираются на аят: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это нечестие» (аль-Ан’ам 6: 121).
На этот довод толкователи Корана среди которых и Ибн ‘Аббас ответили тем, что в аяте речь идет о том, что заколото не ради Аллаха.
Забывчивость упоминания имени Аллаха при закалывании животного не делает мясо запретным, и это мнение ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн ‘Аббаса, Са’ид ибн аль-Мусайиба, ‘Ата, Таууса, Хасана аль-Басри и др. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/448.
Ибн ‘Аббас говорил: “Поистине, в каждом мусульманине есть имя Аллаха, и если он зарезал животное и забыл упомянуть имя Аллаха, то пусть ест. А если животное зарезал огнепоклонник, даже если он упомянул имя Аллаха, то все равно не ешьте это!” ‘Абдур-Раззакъ 8548. Хафиз Ибн Хаджар под-твердил достоверность в “Фатхуль-Бари” 9/624.
Имам Ибн Джарир ат-Табари сказал: “Слова тех, кто говорит, что мясо животного, которое мусульманин заколол, забыв произнести имя Аллаха, недозволенно, далеки от истины, поскольку это отклонение от того, на чем аль-джама’а”. См. “Тафсир ат-Табари” 1/52, 8/21.
Однако, если человек осознанно не упомянул имя Аллаха перед закалыванием животного, зная об обязательности этого, то его употреблять в пищу нельзя!

Об упоминании Аллаха людьми Писания перед закалыванием
Ученые разошлись во мнениях относительно поминания Аллаха перед закалыванием, людьми Писания. Имам аш-Ша’би дозволял есть их мясо, чтобы они перед этим не произносили, он говорил: “Аллах дозволил нам есть то, что зарезали люди Писания, несмотря на то, что Он знает о том, что они произносят при закалывании”. ‘Ата говорил: “Ешь то, что зарезал христианин, даже если он зарезал во имя ‘Исы, ибо Аллах дозволил нам есть их мясо, несмотря на то, что Он знает, что они произносят!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/74.
Однако самым лучшим и объединяющим в себе все мнения является то, о чем говорили имам аз-Зухри и Хасан аль-Басри: “Если ты услышишь, что они зарезали животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах дозволил тебе это, зная о том, что они неверные”. См. “Тафсир аль-Байдауи” 2/298, “Фатхуль-Бари” 9/552.

Пятое условие: Выпустить кровь, перерезав две шейные артерии, горло и пищевод
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте то, из чего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха!» аль-Бухари 2488.
Выпустить кровь - является необходимым условием для того, чтобы мясо животного стало дозволенным. ‘Ата сказал: “Закалывание – это перерезание вен”. Ибн ‘Аббас сказал: “Место закалывания животных – это горло”. Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас и Анас говорили: “Если отрезать всю голову животному, то в этом нет никаких проблем”. См. “Сахих аль-Бухари” 4/573.
Однако если выстрелить в убегающее животное или животное на охоте, произнеся имя Аллаха, то нет проблем в какое бы место не попали, даже еслиживотное при этом умрет. Рафи’ ибн Хадидж (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды, когда мы вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) находились в Зуль-Хуляйфе, один из верблюдов убежал, и люди гонялись за ним, пока не лишились сил, так как в то время лошадей у них было мало. И один из них пустил в этого верблю-да стрелу, и так Аллах остановил его. Потом пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, некоторые из этих животных одичали и стали подобны диким зверям, и если какое-нибудь из них не подчи-нится вам, поступайте с ним так же». аль-Бухари 2488, Муслим 1986.

‘Ади ибн Хатим (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я задал пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о дичи, убитой с помощью стрелы и он сказал: «Можете есть, убитое его острым концом, что же касается того, что убито его древком, то это – уакъиз (мертвечина)». И я задал пророку (мир ему и благословение Аллаха) вопрос о дичи, убитой охотничьей собакой, на что он сказал: «Можешь есть то, что она схватит для тебя, ибо это подобно зарезанному животному, если же ты обнаружишь со своей собакой другую собаку и у тебя возникнут опасения, что и она принимала участие в охоте вместе с ней и загрызла эту дичь, то не ешь это, ибо ты произнёс имя Аллаха только над своей собакой, и не произносил его над другой». аль-Бухари 5375, Муслим 3/1529.
Однако недозволенно есть то, что поймала не охотничья собака (необученная), если только не перерезать горло до смерти животного. Абу Са‘ляба аль-Хушани (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я сказал: “О пророк Аллаха! Мы живём на земле, которая подвластна людям Писания, так можем ли мы использовать для еды их посуду? Также на этой земле много дичи, на которую я охочусь с помощью лука, а также с помощью своей необученной и обученной собаки, так что же из этого мне можно есть?” В ответ мне он сказал: «Что касается твоего упоминания о людях Писания, то, если вы сможете найти что-то другое, не пользуйтесь их посудой, а если не сможете, то мойте их посуду и пользуйтесь ею. Ты мо-жешь есть дичь, которую ты добыл с помощью своего лука, произнеся имя Аллаха, и ту дичь, которую ты добыл с помощью своей обученной собаки, произнеся имя Аллаха, и ту дичь, которую ты добыл с помощью своей необученной собаки, если успеешь добраться до неё, прежде чем (животное) испустит дух, и зарезать его, произнеся над ним имя Аллаха»”. аль-Бухари 5478.

Чем следует закалывать животное?
Кровь следует выпускать любым острым предметом, кроме того, что запретил использовать шариат. Сообщается, что когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Поистине, мы думаем, что завтра здесь будет враг, а у нас нет ножей, так можно ли нам резать животных тростником?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте то, из чего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха, но не закалывайте животных синном и зуфром, и я скажу вам почему: что касается синна, то это – кости, что же касается зуфра, то это ножи эфиопов». аль-Бухари 2488, Муслим 1986.
Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Используйте все, с помощью чего можно выпустить кровь» имеют отношение ко всему, с помощью чего можно выпустить кровь, независимо от того, идёт ли речь о железе, меди, тростнике, дереве, стекле, острых камнях или чего-нибудь ещё. Однако, если в этом нет никаких затруднений, то лучше всего резать животных острым ножом.
Ученые Постоянного Комитета (аль-Ляджнату-ддаима) говорили: «Если животное было оглушено током, и повалено на землю, чтобы было легко его зарезать, то такое мясо есть дозволено, однако если оно умерло от удара током, то его уже есть нельзя, ибо это мертвечина!» См. “Фатауа аль-Ляджнати-ддаима” 22/445.

Закалывание животного, является закалыванием и для его плода
Абу Са’ид однажды спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): “О посланник Аллаха, когда мы режем верблюдицу, корову или овцу, то находим в них плод. Что нам делать, есть его или выбрасывать?” Пророк (мир ему иблагословение Аллаха) сказал: «Ешьте, если желаете, ибо закалыванием зародыша является закалывание его матери». Абу Дауд 2827, ат-Тирмизи 2/72. Хадис достоверный.
Что касается закалывания беременных животных, то запрета на это нет, а кто утверждает обратное, пусть приведет доказательство.Мясо на рынке

Вопрос: 
Мы видим, что на рынке много заколотого мяса, привозимого из неисламских стран, можно ли нам кушать это мясо и не смотреть на то, каким способом оно было заколото?

Ответ шейха Ибн База:

«Если это мясо из стран христиан и иудеев, то нет проблем, поскольку Аллах дозволил нам их пищу, а пища их – это зарезанные ими животные. И нам не запрещено есть их мясо, если нам неизвестно то, что делает его запретным. Если же нам известно, что животное было задушено или же было убито ударом молотка по голове, пистолетом, ударом тока, то мы не кушаем это мясо. До меня дошло от многих призывающих, что большое количество мясников в Америке и Европе забивают животных не в соответствии с шариатом. Если мусульманин, предостерегая себя, не кушает это мясо, то это будет лучше, в соответствии с хадисом «Оставь то, что внушает тебе сомнения, и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает» ат-Тирмизи, ан-Насаи, а также: «Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь». аль-Бухари. Верующий обязан быть осторожным относительно того, что он ест и пьет. Если он купит животное живым и сам зарежет его, это будет лучше. Или же если мусульманин будет покупать мясо у знакомых мясников, которые закалывают животных в соответствии с шариатом, то это будет лучше и безопаснее для него». 
См. “Фатауа нуру аля-ддарб”.

Сомнительное мясо

Вопрос: 
До моего приезда в Китай я слышал, что животных, зарезанных атеистами, мусульманину употреблять нельзя. У нас в университете есть маленькая столовая для мусульман и в ней дают мясо, но я не уверен, что оно забито в соответствии с требованиями Ислама и я сомневаюсь в дозволенности употребления этого мяса. Мои друзья не сомневаются подобно мне и кушают это мясо. Правильно ли они поступают или же они употребляют запретное? Также относительно посуд, там нет различий между посудами мусульман и не мусульман. Как мне поступать в таком положении?

Ответ шейха Ибн База:

«Не дозволено употреблять мясо, зарезанное неверными, кроме людей Писания (христиан и иудеев) и нет разницы это мясо огнепоклонников, идолопоклонников и им подобных. Все они являются неверными. Также нельзя употреблять бульон из такого мяса, так как Аллах не дозволил нам пищу неверных за исключением людей Писания. Всевышний сказал: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (аль-Маида 5: 5).
Пища – это мясо животных, зарезанных ими, как это сказал ибн ‘Аббас.
А что касается фруктов и тому подобных вещей, то в их употреблении нет проблем, потому что они не входят в запретную пищу. Пища же мусульман, истинных мусульман, не поклоняющихся никому кроме Аллаха, не взывающих ни к пророкам, ни к святым и не поклоняющихся могилам, дозволена как для мусульман, так и для других.
Что касается посуды, то мусульманам необходимо (уаджиб) иметь отдельную посуду, от посуды неверных, в которой они содержат свою пищу, вино и тому подобное. А если они не смогут этого сделать, то повару мусульманину необходимо мыть посуду, которую используют неверные и лишь затем класть туда пищу. В обоих достоверных сборниках пришел хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушани (да будет доволен им Аллах), что он спросил пророка (мир и благословение Аллаха) о том, можно ли есть из посуды многобожников, на что пророк (мир и благословение Аллаха) ответил: «Что касается твоего упоминания о людях Писания, то если вы сможете найти что-то другое, не пользуйтесь их посудой, а если не сможете, то мойте их посуду и кушайте из нее».
См. “Маджму‘у фатауа уа макъалят” 4/435.

Животные, которых сначала бьют током, а затем отрезают голову

Вопрос: Как на счет животных, которых сначала бьют током, а затем отрезают голову, чтобы вышла кровь?

Ответ шейха Ибн ‘Усаймина:
«Если кровь выходит, после того как отрезают голову, то значит, что удар током просто ослабляет животное, а затем его закалывают.
В таком случае мясо этого животного дозволено, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ешьте то, изчего выпущена кровь и над чем произнесено имя Аллаха!» Кровь не выходит, если животное не зарезали, когда оно было живым. Когда же животное умирает, то кровь меняется и свертывается и она уже не выходит. Но как бы там не было, если тот удар током, о котором говорит брат, не убил это животное и его зарезали до того, как оно умерло, то это закалывание соответствует шариату. Доказательство тому слова Всевышнего: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти)» (аль-Маида 5: 3). Все перечисленное является причиной смерти, и все они запретны, за исключением того, что зарезано до смерти. Удар током подобен удушению, а Аллах запретил то, что было задушено, но исключил из этого то, что было зарезано до его смерти. И поэтому, удар током это только способ ослабить животное и если его закалывают до того, как оно умрет, то оно дозволено. Если же удар током убивает животное, хотя это противоречит словам задавшего вопрос, так как он сказал, что кровь у животного вытекает, то в этом случае оно становится запретным». 
См. “Фатауа нуру ‘аля-ддарб”.

Привозная курица

Вопрос: 
В один из дней я пригласил своих друзей и коллег по работе на обед. После того, как они пришли, я накрыл им стол, и среди прочего, на столе была курица, жаренная на углях, которую мы приготовили дома. Тогда один из присутствующих спросил меня: “Это местная курица или привозная?” Я ответил ему что привозная. Затем он не стал есть эту курицу, и я спросил его, в чем причина, на что он мне ответил, что это является харамом. Я опять спросил, откуда он это взял, на что был ответ: “Я слышал это от некоторых шейхов”. Я прошу вас разъяснить, какого же будет правильное шариатское решение относительно этого вопроса.

Ответ шейха Ибн ‘Усаймина:
«Мясо, импортируемое из немусульманских стран, за закалывание которых ответственны люди Писания, а это иудеи и христиане, дозволено употреблять и мы не должны спрашивать о том, как оно было заколото и упомянули имя Аллаха или нет, поскольку пророк (мир и благословение ему от Аллаха) ел баранину, которую подарила ему иудейка в Хайбаре. аль-Бухари 2617. Муслим 2190. Также он ел у иудея, и там было прогорклое масло, а ведь то масло – это жир, поменявший свое состояние, и пророк (мир и благословения ему от Аллаха) не спросил его о том, как оно было заколото или же упомянули над ним имя Аллаха или нет. Также в сахихе аль-Бухари пришел хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Люди однажды сказали: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это пророк (мир и благословения ему от Аллаха) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его» И это были люди недавно принявшие Ислам”. В этих хадисах, указание на то, что не следует спрашивать о том, каким образом оно было заколото. И это из мудрости и облегчения шариата. А что касается мяса, импортируемое из немусульманских стран, за закалывание которых ответственны огнепоклонники, идолопоклонники и те, кто исповедует подобное, то оно является запретным, поскольку Аллах не дозволил нам пищу неверных, за исключением тех, кому было даровано Писание. Ученые факъихи говорят: “Если мы находим мясо в том месте, где большинство его жителей те, чье закалывание дозволено, то это мясо дозволено”. Однако если происхождение мяса и кем оно зарезано неизвестно, то лучше от этого отстранятся». 
См. «Фатауа ‘улямиль-балядиль-Харам» стр. 378-379.

Каково решение относительно консервированных куриц, поступающих из заграницы?

Вопрос: 
Каково решение относительно консервированных куриц, поступающих из заграницы?

Ответ шейха Ибн База:«Если закалываемые за границей курицы и остальные животные, поступающие в консервированном виде, из стран людей Писания, то это является дозволенным, поскольку еда людей Писаниядозволена нам текстами Священного Корана, если нам неизвестна причина, запрещающая это, как например то, что было заколото не ради Аллаха, или же заколото не перерезанием горла. А если мясо поступает из стран коммунистов, атеистов и многобожников, то оно является запретным и не дозволяется его употреблять». 
См. “Фатауа ислямия” 3/416.

Сомнительное мясо, которое повелевают кушать родители

Вопрос: 
Если человек, желая отстраниться от сомнительного не ест мясо, в котором он сомневается, а родители ему повелевают его есть, то, что ему делать, повиноваться родителям, или отстраняться от сомнительного?
Ответ шейха аль-Альбани:

«Необходимо подчиняться родителям, ибо запрещено подчиняться им в совершении греха, а здесь речь идет только о сомнении!» 
См. “аль-Хауи мин фатауа аль-Альбани” 371.

Можно ли есть мясо в кафе и столовых, если неизвестно упомянули при закалывании имя Аллаха

Вопрос: 
Можно ли есть мясо в кафе или столовых, если неизвестно упомянули при закалывании животного имя Аллаха или нет?

Ответ шейха Ибн База:

«Если эти кафетерии находятся в городах, где за забивание животных ответственны мусульмане или же люди Писания (христиане и иудеи), или владельцы этих кафе мусульмане или люди Писания, которые сами непосредственно режут животных, то употреблять их мясо дозволено, даже если нам неизвестно произнесли над этим животным имя Аллаха или нет, ибо основой в зарезанных ими животных является дозволенность. В сборнике у аль-Бухари передается хадис от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), которая рассказывала: “Люди однажды сказали: “О посланник Аллаха, люди приносят нам мясо, а мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”. На это пророк (мир и благословения Аллаха) сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его» И это были люди недавно принявшие Ислам”. аль-Бухари 2057.Однако, если же этими кафе управляют не мусульмане и не люди Писания, а атеисты или многобожники, то употреблять в этих заведениях мясо запрещено.
И знай, что мясо животных, зарезанных мусульманами и людьми Писания в соответствии с требованиями шариата – дозволенно, даже если нам неизвестно каким способом они были забиты. А что касается тех животных, о которых мы знаем, что они были убиты не по нормам шариата, как удушение, забивание током и т.п., то это является мертвечиной, и запрещается употребление этого мяса. И в этом случае нет разницы в том, кто таким образом забил животное: мусульманин или же неверный. Аллах Всевышний сказал: «Вам запрещены мертвечина, кровь, мясо свиньи и то, над чем не было произнесено имя Аллаха, или было задушено, или забито до смерти, или подохло при падении, или заколото рогами или задрано хищником, если только вы не успеете зарезать его (до смерти)» (аль-Маида 5: 3). 
См. “Фатауа Ислямийя” 3/414.
Ответ на подобный вопрос шейха Ибн ‘Усаймина: 
«Зарезанные животные имеют три положения: 
Первое: когда мы знаем, что это животное забито правильно. В таком случае это мясо есть дозволено.
Второе: когда мы знаем, что это животное зарезано неправильно. В этом же случае такое мясо есть недозволенно.
Третье: когда мы сомневаемся и не знаем, это животное было зарезано правильно или нет. И в данном случае положение этого мяса состоит в том, что оно дозволено, и мы не обязаны спрашивать и разузнавать, каким способом было забито это животное, произнесли над ним имя Аллаха или нет. Более того, Сунна ясно указывает на предпочтительность не спрашивать и не расследовать это. Когда пророку © сказали: ”Мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет”, он не сказал, спросите их, произнесли ли они имя Аллаха или нет. Напротив, он сказал: «Так произнесите над ним имя Аллаха вы, и ешьте его». Данное повеление пророка (мир и благословение Аллаха) произнести имя Аллаха, не то поминание, которое произносится при закалывании животного, так как животное уже заколото, а это поминание, которое следует произносить перед едой. И в шариате установлено, чтобы кушающий произносил имя Аллаха перед едой. Более того,произнесение имени Аллаха перед едой является обязательным, и это является более правильным мнением, поскольку на это есть прямое повеление пророка (мир и благословение Аллаха). И если человек не произнесет имя Аллаха перед едой, то шайтан обязательно примет участие в его еде и питье.
Если человек проявит богобоязненность и не будет есть в этих кафе, то на нем не будет греха. И также наоборот, если он будет есть в подобных заведениях, тоже на нем нет греха». 
См. “Фатауа Ислямийя” 3/415.слова шейха Ибн ‘Усаймин, который сказал: “Поистине, некоторые люди в наше время вселяют сомнение относительно дозволенности заколотого иудеями или христианами! Они говорят: «Сейчас они не исповедуют христианство и иудаизм». Это не правильное заявление. Да, если они сами скажут: «Мы не исповедуем эти религии и не считаем их религией», то тогда их вероотступничество (от иудаизма и христианства) будет явным. Однако, если они говорят, что они исповедуют эту религию, но вместе с тем совершают многобожие, то это не делает запретным (заколотое ими). И довод этому то, что когда был ниспослан аят из суры «Трапеза» (о дозволенности их закалывания), Аллах упоминал о христианах их слова о троице и объявил их по этой причине неверными, сказав: «Впали в неверие те, которые говорят: "Поистине, Аллах один из трех"» (аль-Маида 5: 73). Но в этой же суре Аллах сказал: «Еда тех, кому даровано Писание, дозволена для вас» (аль-Маида 5: 5). И Коран был ниспослан после того, как они исказили и заменили и даже стали неверными, однако вместе с тем, Аллах дозволил заколотые ими животные и женитьбу на их женщинах. По этой причине до тех пор, пока эти люди говорят, что они исповедуют христианство или иудаизм, то они имеют положение иудеев и христиан, даже если у них есть искажения и изменения, пока они не скажут, что являются вероотступниками”. См. «Шарх аль-мумти’» 15/63.Об упоминании Аллаха людьми Писания перед закалыванием
Ученые разошлись во мнениях относительно поминания Аллаха перед закалыванием, людьми Писания. Имам аш-Ша’би дозволял есть их мясо, чтобы они перед этим не произносили, он говорил: “Аллах дозволил нам есть то, что зарезали люди Писания, несмотря на то, что Он знает о том, что они произносят при закалывании”. ‘Ата говорил: “Ешь то, что зарезал христианин, даже если он зарезал во имя ‘Исы, ибо Аллах дозволил нам есть их мясо, несмотря на то, что Он знает, что они произносят!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/74.
Однако самым лучшим и объединяющим в себе все мнения является то, о чем говорили имам аз-Зухри и Хасан аль-Басри: “Если ты услышишь, что они зарезали животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах дозволил тебе это, зная о том, что они неверные”. См. “Тафсир аль-Байдауи” 2/298, “Фатхуль-Бари” 9/552.

Комментарии 0