Просвещение

Рамадан в истории. День 5

Поход на Аморию

5 числа месяца рамадан 223 года хиджры (31 июля 838 года) войска аббасидского халифа Мутасима подошли к крупнейшему городу Византии — Амории. Халиф лично возглавил поход на родной город византийского императора Феофила. Эта военная кампания была предпринята в ответ на резню мусульман, учиненную 100-тысячной византийской армией в 837 году после захвата Запетры и других арабских крепостей. Войска халифа Мутасима не смогли вовремя прийти на помощь осажденным единоверцам, поскольку все их силы были заняты борьбой против Бабека — лидера секты маздакитов-хуррамитов, возглавившего восстание огнепоклонников против мусульман. Несмотря на усилия Феофила — союзника Бабека — прийти тому на помощь, аббасидскому военачальнику Афшину удалось вытеснить Бабека и его последователей из гор, пленить безбожника и доставить к халифу. И лишь после окончательного усмирения Бабека халиф Мутасим решил все свои силы направить против византийского императора, чтобы отомстить ему за резню предыдущего года, которая своей жестокостью потрясла жителей халифата. 

Предыстория похода на Аморию 

В арабских хрониках рассказывается, что после победы над Бабеком Мутасим спросил: “Какая из византийских крепостей самая неприступная и лучшая?» Ему ответили: “Амория. В ней не бывал никто из мусульман со времени появления ислама; она глаз и основание христианства; у византийцев она почетнее Константинополя». Тогда Мутасим выступил в поход из своей столицы Самарры в начале апреля 838 года с 80-тысячной армией. Во главе авангарда стоял турок Ашнас с Мухаммадом ибн Мус’абой; правым крылом войска командовал турок Итах, левым — Джафар аль Хайят; в центре находился Уджейф ибн Анбаса. Византийский император Феофил также выступил со своими войсками из Константинополя. Получив известия о многочисленности арабских войск, Феофил решил укрепить Аморию и вверить ее защиту опытным полководцам. 

Халиф Мутасим, желая вторгнуться в Византию с нескольких сторон, отрядил Афшина Хайдара ибн Кауса с частью войска к городу Серуджу, Ашнаса — к городу Сафсафуа, а сам собирался в это время направиться к Анкире и, взяв ее, уже начать военные действия против Амории. Конный отряд Амра аль-Фергани, который был в составе войске Ашнаса, захватил пленников, от которых были получены сведения, что уже более месяца Феофил ждал перехода мусульман, и как только он получил известие о том, что большое арабское войско вступило в греческие пределы со стороны Серуджи (это было войско Афшина), он выступил на встречу Афшину. Мутасим решил прежде всего оповестить о выступлении византийского императора самого Афшина, однако мусульманские разведчики не успели передать послание, так как Афшин уже слишком углубился в византийские пределы.

Больше месяца мусульмане не имели никаких сведений о судьбе отряда Афшина. И лишь в конце июля Мутасим узнал о том, что с ним произошло после овладения Анкирой. Оказалось, что многие анкирийцы участвовали в битве Феофила с Афшином. Пленники поведали, что мусульмане под командованием Афшина нанесли поражение войскам императора, который отступил в Никею. Вскоре пришло известие от Афшина, в котором сообщалось о том, что он благополучно направляется к эмиру правоверных. И действительно на следующий день победитель Бабека и Феофила соединился у Анкиры с халифом Мутасимом.

Победа Афшина с ее печальными для византийского войска последствиями произвела сильное впечатление на Феофила. Он упал духом. Забыв о своем победоносном походе предыдущего года, император отправил послов к Мутасиму с унизительными объяснениями и обещаниями. Феофил заявлял, что при взятии Запетры подчиненные превысили его приказания; он обещал на свои средства вновь выстроить разоренный город, выдать халифу не только пленных жителей Запетры, но и всех находившихся в то время в плену арабов и даже своих людей, которые по вине патрициев бесчинствовали при взятии города. Мутасим не обратил внимания на просьбы императора, а, посмеявшись над посольством и упрекнув византийцев в трусости, удержал послов у себя до самого взятия Амории, чтобы они стали свидетелями осады.

Халиф двинул свои силы на Аморию. Его войско было разделено на три колонны: в центре находился сам Мутасим; левой колонной предводительствовал Ашнас, правой — Афшин.

В это время Амория переживала самую цветущую пору своего существования. В Византии правила династия, происходившая из Амории. Предыдущий император Михаил II возвел свой родной город в митрополию, которой были подчинены части провинций Пессинунта, Синнады и Антиохии. Кроме того, Амория представляла из себя сильную крепость, на стенах которой возвышались сорок четыре башни . 

Через семь дней войско подошло к Амории. Первым пришел Ашнас и расположился в двух милях от города; за ним прибыл Мутасим; а на третий день Афшин. Каждому из мусульманских полководцев была назначена для осады определенная часть города: на одного вождя доставалось от двух до двадцати башен.

(продолжение завтра,  иншаа-Ллах)

Комментарии 0