Общество

Кому ты доверяешь свою религию?

В последнее время стали часто задаваться вопросы о том, почему в нашем обществе появилось так много проблем, касающихся взаимоотношений между мусульманами. Кто в этом виноват, и есть ли пути выхода из сложившейся ситуации? Почему между нами стало так много обвинений и взаимных упреков? Почему мы разучились слушать и понимать друг друга, разделившись на множество группировок и лагерей? Откуда появляются люди, выдающие себя за обладателей знания, которые только усиливают эту смуту?

Сайт «Исламская цивилизация» [islamcivil.ru] предлагает подробное исследование данной проблемы, а также мотиваций ее главных героев. Просим Всевышнего Аллаха сделать данную работу полезной для мусульман.

Невежество современных мусульман относительно ислама настолько велико, что формированием нашего мышления может заняться кто угодно, начиная от врагов этой религии, заканчивая простыми искателями славы и следующими за своими страстями начинающими студентами. Исправить это положение очень сложно по многим причинам, одна из которых заключается в том, что простые мусульмане не готовы полностью принять принципы и основы шариата и их понимание учеными ислама, которые всю свою жизнь потратили на формирование этих основ.

Наша беда заключается даже в том, что в процессе написания подобных статей приходится максимально укорачивать их, потому что мало кто хочет напрягать свой мозг и читать текст, размер которого превышает размер экрана. А если приводить доводы и правила понимания этих доводов, установленных учеными, и попытаться сделать все это без оскорблений в адрес кого-то из известных людей, то можно вообще не рассчитывать, что статья будет прочитана до конца. К сожалению, когда молодежи интересно только обсуждение известных людей и поливание их грязью, писать такие «интересные» статьи могут как кафиры, так и мусульмане, борющиеся за аудиторию и понимающие, что если простые люди возьмут себе источником информации их ресурсы, то это позволит им влиять на их умы.

Основы мировоззрения, поведения и мышления, а также жизненные принципы мы должны брать из Корана, Сунны и понимания их нашими праведными предшественниками. Рассмотрим отдельно группы, борющиеся за умы мусульман.

 

Кафиры

 

Одно из позорных явлений, распространившихся среди мусульман – сплетни и слухи, которые распространяют созданные специально для этого сайты. А еще позорнее то, что мы, оставив принципы ислама в получении информации, сами популяризируем эти сайты, заходим на них, даем друг другу ссылки, подробно читаем и потом все это обсуждаем и анализируем. В то время когда сам Коран приказывает нам не спешить передавать информацию из ненадежного источника мусульман, не говоря уже об источниках кафиров. «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (сура «Комнаты», аят 6).

Важным моментом является то, что кафиры будут искать для нас правдивую информацию, и когда мы станем опираться на них, как на источник, они, подобно иблису, будут смешивать правду с ложью, и мы будем верить во все. Если о плохих поступках кого-либо напишут часть правды, и мы ее примем, то добавить к этой правде ложь уже не составит труда. И если мы начнем это обсуждать, то обвиненный человек уже вряд ли оправдается перед обществом. Это понимают все, но бороться с этими явлениями согласно принципам шариата мало кто желает. Мало кто обращается к знающим студентам, чтобы узнать хукм посещения таких сайтов, и много кто обращается с вопросами о хукме тех, кого на этих сайтах «разоблачили». Передается от наших ученых, что они закрывали уши, чтобы не слушать тех, кто обвинен вбид’а, и делали это потому, что боялись, что шайтан приукрасит им это бид’а, и у них появятся сомнения. Так они защищались от воздействия плохого источника информации.

Вся исламская умма должна проявлять бара (непричастность) к таким явлениям и не верить в ложь о мусульманах, и если кто-то рассказывает хабары, связанные с честью мусульманина, и источником этих хабаров являются подобные сайты, то в обязательном порядке надо останавливать эти слухи и запрещать заходить на такие сайты, даже если они пишут правду. Так как наш принцип – это сокрытие грехов и недостатков мусульман, а не их выявление. «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни» (сура «Свет», аят 19). Посланник Аллаха (солля Ллаху алейхи ва саллям) сказал: «…того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет и в мире этом, и в мире ином» (Муслим).

 

Мусульмане

 

Смуту среди нас могут разводить разные люди: как зиндики, внедрившиеся к мусульманам, так и сами мусульмане, которые последовали своим страстям. К сожалению, наша реальность такова, что любой начинающий студент может манипулировать умами простых мусульман, которые не знают арабского языка и не знают самых элементарных основ своей религии. Вред лицемеров, внедренных в нашу среду для разведения фитны, очень велик, но когда мусульмане сами помогают им в этом, ситуация становится намного опаснее. Многие братья просто не понимают, что их втянули в фитну, и думают, что следуют за учеными и доводами, которые им приводят такие студенты. Чтобы понять, незнание каких именно вещей можно использовать для манипуляций, разберем следующие важные моменты.

 

1. Слова ученых ислама друг против друга

 

Причин, по которым ученые могли плохо отозваться друг о друге, очень много. Какими бы большими знаниями они не обладали, они все равно остаются людьми со своими достоинствами и недостатками. Одной из причин обвинений между учеными было соперничество, которое существовало среди них. В науке хадисоведения в разделе «джарх ва та’диль» (критика и одобрение) есть правило, которое гласит: «критика одного ученого в адрес другого не принимается, если они жили в одно время».

Для примера можно привести историю имама Малика и Ибн Исхака – самого большого передатчика о битвах в исламе – когда Малик назвал его даджалем, а в ответ Ибн Исхак сказал, что если ему принесут книги имама, то он исправит в них ошибки. Имам Малик был самым авторитетным ученым своего времени, но его критику в адрес другого большого ученого такого, как Ибн Исхак, мухаддисы не приняли. Причиной было то, что они жили в одно время, и между ними было определенное соперничество.

Чтобы оправдать какие-либо идеи или забраковать другие, студент может привести подобную критику против какого-нибудь ученого и, не разобравшись, или преднамеренно оставить разъяснение причины критики, и то как ее восприняло большинство ученых.

 

2. Таассуб (фанатизм)

 

Это еще одна причина, по которой ученые могли высказаться плохо о тех, кто с ними не согласен. В 5 веке имаму-ль-харамейн Аль-Джувейни (ум. 478 г.х.) пишет книгу под названием «Спасение народов в определении достоверного мнения», в которой приводит доводы в пользу шафиитского мазхаба против маликитского и ханафитского и при этом использует подобные выражения: «Обязательным для всех людей является следование шафиитскому мазхабу так, чтобы они не желали другого». Такие слова не могут не вызвать ответную реакцию в том же стиле. Таким образом, среди ученых в определенный период появляется очень много обвинений, и причиной этому служит сильное желание отстоять подход своей школы, несмотря на то, что в подобных вопросах приемлемо разногласие.

Студент, который не понимает эти вещи, может брать слова одних ученых против других для защиты своих продиктованных страстями мнений.

 

3. Плохой нрав и оставление элементарной этики людей знания

 

Один из известных ученых прошлого написал один из самых  известных трудов по фикху, в котором очень негативно отозвался о таких больших ученых, как имам Малик и другие, и использовал очень резкие выражения. Многие ученые не советуют читать его книги начинающим студентам из-за неправильного воспитания, которое он может получить.

Таких примеров достаточно много среди больших ученых, и поэтому начинающий студент не может разобрать силу этих обвинений и понять, как к ним относиться. Если у него не хватает терпения на приобретение знаний в купе с желанием стать известным или читаемым, он может пользоваться подобными обзывательствами и обвинениями одними знающими людьми других.

 

4. Слишком критичный подход

 

Немало ученых-мухаддисов (и не только) отличались своим жестким подходом в критике. На основании этого ученые в науке хадисоведения установили правило, согласно которому критика жестко подходящего к ней ученого не принимается до того, пока не будет известна причина по которой, он критиковал ту или иную личность. Иногда критика конкретного мнения в конкретном вопросе может быть обобщена и приведена как критика самого ученого, а не его некоторых взглядов. Например, имама Абу Ханифу критиковали за некоторые его воззрения, в то время как его высокое положение в исламе неоспоримо. Мы можем встретить много высказываний против него от больших ученых ислама из его поколения и в то же время можем встретить общую похвалу в его адрес многих или даже всех ученых нашего времени и на протяжении тысячи лет.

Необходимо понимать, что жесткая критика слов или мнений имамов не списывает их целиком, а чтобы понять это, нужны знание и опыт. Из данного раздела можно привести много примеров, но это не научный доклад, поэтому мы ограничимся этими. Кто желает глубокого понимания данных аспектов, должен встать на путь приобретения знаний, и да поможет вам Аллах.

 

Вырезки

 

Очень часто бывает так, что студент, не поняв ученого или его труд, передает от него информацию, противоположную тому, что он говорил. Это актуальная проблема не только совсем начинающих студентов. От этого не застрахованы и те, кто учился пять лет и более, и я сам был тому свидетелем даже среди арабов. Часто ученые, объясняя определенные правовые нормы, используют общие выражения для того, чтобы усилить эффект запрета, или для того, чтобы воспитать молодежь. Но студенты понимают это обобщение буквально и доносят до простых людей противоположное тому, что имел в виду шейх. Хорошим примером этому является видеоролик, в котором шейх Аль-Гунейман рассказывает, как к нему приходили молодые люди и спрашивали определенные волнующие их вопросы. Шейх дал общие ответы, и после того как он узнал, как его ответы практикуются в их реальной жизни, он сделал отдельное разъяснение о том, что эти ответы были общими, и что он отказывается от них и от их практики этими людьми. Затем шейх дает подробные ответы и понимание своих слов.

Это один из сложных моментов, потому что если вас запутали словами больших ученых, то, чтобы добиться подробного разъяснения их слов ими же самими уходит много времени.

Иногда ученый, порицающий что-либо, может использовать в конкретном разделе жесткие слова, чтобы эффект был более сильным, но когда мы смотрим на его практику, то видим, что он не поступает так, как мы поняли его слова. Чтобы избежать неясности, в науке есть правило, согласно которому все неясные моменты возвращаются к ясным. То есть если студент не понял какие-то высказывания, то он должен вернуть их к основам, на которых стоит ученый, и только так можно понять что именно имеется в виду. А чтобы понимать основы и уметь возвращать слова ученых к ним, надо долго и усердно учиться. Те же, кто быстро хочет прославиться, сами того не понимая, могут посчитать, что ученый поддерживает их идеи, и подгонять их слова в свою пользу.

 

Фатвы

 

Сразу следует отметить, что фатва и хукм – это разные вещи. Хукм – это шариатское решение вне зависимости от внешних факторов, а фатва – это шариатское решение с учетом факторов, которые могут воздействовать на это решение на практике. Например, шариатское решение относительно ношения бороды, то есть хукм, – это обязанность, но когда человеку угрожает опасность, то можно ее не носить, и это уже фатва, которая дается по ситуации. О том, как и кем дается фатва, и как она используется, написаны целые разделы в книгах по усуль аль-фикх. Когда нарушаются правила дачи или использования фатв, эффект от них бывает противоположный. Студент, видя актуальность той или иной проблемы в конкретном регионе, может позвонить ученому, задать ему наводящие вопросы об этом положении, и ученый, не понимая, о какой ситуации конкретно идет речь, может дать ответ в виде общего правового решения без учета ситуации. То есть это будет хукм, и люди, не понимающие разницу между этими вещами, могут посчитать, что ученый говорит конкретно об их ситуации, в то время как если бы он знал реальное положение вещей, то дал бы фатву, противоположную своему решению. В итоге люди, не понимающие таких тонкостей, обманываются, фитна среди них растет, а такой студент очень быстро набирает баллы.

Любой студент, который изучал усуль аль-фикх, понимает, что фатва, данная в одной местности, не используется в другой, кроме как если основные положения этих местностей полностью совпадают. И человек, знающий арабский язык и понимающий эти простые вещи, может с легкостью запутать мусульман.

 

Непонимание степени разногласия

 

Это, пожалуй, самая большая проблема начинающих студентов. Очень часто человек, и особенно студент, формирует убеждения, следуя страстям, раньше, чем доходит до этого убеждения посредством довода. Как следствие он начинает искать любые зацепки, прямо или косвенно подтверждающие его убеждение. Если такой студент обладает скверным характером, то он очень быстро начинает ненавидеть всех, кто не на его убеждении, и уже не в состоянии слышать доводы противоположной стороны, в то время как среди ученых разногласие в этом вопросе не несет с собой больших проблем и не ведет к вражде или ненависти.

В качестве примера можно рассмотреть позиции ученых относительно вопроса о возможности оправдания невежеством в действиях, содержащих большой ширк. Не будем останавливаться на разборе этого вопроса, поскольку в данном случае важно не это. Рассмотрим то, что мы все видим и знаем. Некоторые люди утверждают, что в таких вопросах нет оправдания, и они при этом ссылаются на таких ученых, как шейхи Ибн БазАль-ГунейманАль-Хазими. Другие говорят, что оправдание в этих вопросах возможно, и при этом они ссылаются на не менее авторитетных ученых, как шейхи Ибн УсайминИбн ДжибринАль-БарракМухаммад ибн Ибрахим и других.

Если мы посмотрим, до какого состояния дошли невежды и студенты, разноглася в этом вопросе, то увидим, что их положение сильно отличается от положения ученых, на которых они ссылаются. Кто-нибудь видел, чтобы шейх Ибн Баз назвал шейха Ибн Усаймина невеждой, защитником мушриков или кафиром за то, что тот оправдывал невежд? Почему же начинающие студенты и люди, не знающие арабского языка, так усердствуют в этом?

Это удивительное положение, когда мы следуем за учеными в их мнениях, но не следуем за ними в их отношении к силе этих разногласий. Разногласия имеют разную силу. Среди них есть такие, которые заслуживают того, чтобы мы отвернулись от людей, не согласных с нами, и их мнения и убеждения заслуживают того, чтобы мы считали их сбившимися с прямого пути. Считали их теми, кто вошел в 72 течения, которые будут в огне, как сказал об этом Пророк (солля Ллаху алейхи ва саллям). Однако есть и приемлемые разногласия, либо разногласия в сложных и запутанных вопросах, в которых трудно порицать имеющих мнение, отличное от твоего.

 

Доводы

 

Часто начинающий студент не может отличить доводы от шубухатов (сомнений). Шубха – это указание, которое не доходит до уровня довода, и когда он убежден в чем-то, такой студент цепляется за любое косвенное указание и может переводить на русский язык множество таких указаний и намеков, чтобы показать аудитории, не знающей арабского языка, что его мнение имеет под собой основу. Если же разобрать эти намеки, то окажется, что там имелось в виду совсем другое. Но так как довольно проблематично опровергать все подряд из-за нехватки времени или просто нежелания, люди, которые не знают, что такое довод и как его использовать, могут считать, что оба мнения имеют одинаковую силу.

Например, слова имама Аш-Шафии: «Если бы невежда оправдывался по причине своего невежества, то невежество было бы лучше, чем знание», – используют в качестве доводов на свои убеждения крайне удивительным образом. Причем для людей несведущих они в таких контекстах могут звучать очень эффектно, в то время как любой хоть немного образованный студент будет понимать, что это попросту введение в заблуждение.

Если разбирать причины, толкающие таких студентов на подобную работу, можно выделить следующие:

 

1. Страстное желание добиться славы

 

Студент, который имеет сильное желание прославиться, может за 3-5 лет понять, как дурачить аудиторию и предстать перед ней в качестве знающего человека, отстаивая свои мнения всеми приемами, которые были перечислены выше. Обычно такой человек не выходит на живой диспут, потому что люди увидят его невежество, а в основном пишет статьи в интернете, ругая кого-либо из известных людей.

 

2. Любовь к спорам, упрямство в отстаивании своего мнения и нежелание быть побежденным

 

Если эта черта характера имеет место, то нет ничего плохого, когда эти споры не выходят на публику, и когда человек принимает истину, когда понимает ее. Но если он выходит на публику, то будет цепляться за все что возможно, чтобы не выглядеть глупым или просто неправым.

 

3. Студенческий максимализм или «желание спасти мир»

 

Эта проблема стоит очень остро по причине отсутствия ученых в русскоязычной среде. Во времена, когда не было интернета, и в местностях было много ученых, никто из учившихся меньше 10 лет не мог говорить о религии. Сейчас такую картину можно наблюдать в Саудии по причине большого количества ученых. Если ты не достиг большого уровня, и вокруг тебя есть большие ученые, общество тебя не воспримет, и с этой точки зрения русскоязычная среда очень подходит для деятельности подобных студентов. Они берут на себя функции воспитателей общества и воображают себя теми, кто может быть посредником между учеными и простыми людьми. А то, что это очень большая ответственность, и для этого нужен определенный уровень и нрав, их мало беспокоит. Они слишком увлечены тем, что люди находятся в заблуждении, и видят себя в роли спасателей, в то время как на самом деле они лишь еще больше вредят им.

Иногда можно увидеть, как студенты говорят вещи, которые не говорит никто из известных ученых современности. При этом они апеллируют к саляфам. Наглядный пример – порочение имама Абу Ханифы. Известно, что исламское право устоялось на основах четырех мазхабов, основателем одного из которых был этот имам. Ханафитский мазхаб был основополагающим в исламском государстве в самые разные периоды Халифата, начиная с ранних (речь даже не идет об османском). По мудрости Всевышнего Аллаха эти четыре мазхаба вобрали в себя правовое наследие саляфов нашей уммы. С этим согласилась вся умма на протяжении тысячи лет. И вдруг, человек, недавно выучивший арабский язык, прочитав пару брошюр, найдя некоторые жесткие высказывания праведных предшественников, решает спасти исламский мир от ханафитского мазхаба. Неужели в течение тысячи лет никто из имамов не видел эти высказывания? Неужели большие ученые нашего времени не знают о них? Неужели, никто не додумался спасти умму раньше, чем это сделает студент, учившийся несколько лет? Почему бы не задаться вопросом: “может, я чего-то не понимаю?”, “может, мне следует посоветоваться с уважаемыми учёными, прежде чем поднимать эту тему в русскоязычной среде?”, “может быть, мне не следует спешить с обсуждением этого вопроса, может, лучше сначала хорошенько разобраться в нем?” Это, поистине, удивительно.

 

4. Отсутствие шейха

 

Начинающий студент должен учиться у ученого или его учеников, а если у него нет такой возможности, то это следует делать по книгам и лекциям ученых. Когда студент учится у какого-либо шейха, это страхует его от неправильной подачи информации. А когда он читает книги и слушает лекции сам, то в таком случае не может работать с обществом, так как не имеет опыта в воспитании людей и не знает, как следует подавать ту или иную информацию. Поэтому такой человек должен откладывать свое появление на публике. В противном случае ему придется много раз менять свои мнения у всех на виду. Если же он будет к тому же и упрямым, и ему тяжело показаться невеждой в глазах людей, то он будет использовать все приемы, перечисленные выше, чтобы не выглядеть глупым, понимая или не понимая, что он не прав.

 

5. Отсутствие адаба – этики в общении

 

Если человек не обладает самыми простыми качествами студента, то вряд ли он сможет донести истину до людей, потому что отсутствие этики будет ему мешать ее правильно понять и передать. Такие люди не слушают других, больше ругаются, злятся и спорят. Когда студент доходит до определенного уровня знаний и начинает спорить с людьми, то далее он лишается трезвости в оценке силы разногласий, и все это ведет к его непониманию, в котором он больше всего боится сознаться. Поэтому надо остерегаться людей, которые не знают элементарных правил поведения в разговоре.

 

6. Зависть

 

Часто это качество принимает страшные формы. Студенты, болеющие такими недугами, не могут вынести, когда другие их сверстники занимают позиции в обществе, в то время как их самих не слушают. Такие люди используют проверенный и безотказный метод: находят ошибку или подобие ошибки у известных шейхов или да’ватчиков и в жесткой форме указывают на нее, не учитывая, что «обвиняемый» приносит много пользы развитию ислама, а принижение его авторитета вредит распространению религии. Такой человек иногда прямо мешает распространению ислама. Например, если представитель группы «ихвану ль-муслимун» будет распространять ислам среди эскимосов (утрирую), и такого студента попросят высказаться о нем, то он, не учитывая положения, будет приводить все тексты и слова ученых, которые найдет, чтобы опорочить да’ватчика в глазах эскимосов, тем самым отдаляя их от религии. При этом сам он будет далек от того, чтобы самому попытаться делать им да’ват . Подобные ситуации часто возникают в странах Запада, когда некоторые молодые люди начинают призыв к исламу с разъяснений о том, «кто есть кто» и у кого какие ошибки в манхадже, оставляя на потом разъяснение основ ислама.

Если мы спросим о подобной ситуации ученого, то он, понимая положение, никогда не даст разрешение на ругань такого человека, несмотря на то, что сам мог бы обвинить его в своем обществе. Работа по исправлению такого да’ватчика строится совсем в другом русле, в котором учитывается польза и вред. Если студент начнет затрагивать сложные вопросы или будет затрагивать известных людей, простые мусульмане очень быстро обратят на него внимание. Дальше – уже дело техники.

 

Как не попасться на эти методы манипуляции?

 

В исламе есть такое понятие как «рушд» (рассудительность), и если человек ею не обладает, то ему нельзя работать с обществом. Чтобы понять, что такое рушд, можно привести такой пример: в шариате запрещено давать право пользоваться деньгами ребенку, который не достиг степени рушда: «Испытывайте сирот, пока они не достигнут брачного возраста. Если обнаружите в них зрелый разум, то отдавайте им их имущество» (сура «Женщины», аят 6). Так, опекун не имеет права отдать в распоряжение ребенка его наследство, пока он не увидит в нем рассудительность, для чего необходимо испытать его. Если по достижении совершеннолетия дать ребенку 5-тысячную купюру, и он потратит ее в первый же день, купив на все деньги жвачки, мороженное и шоколад, то это означает, что ребенок еще не достиг степени рушда. Если же он отложит их и будет тратить планомерно, то это будет показателем его рассудительности и того, что ему можно вверить его имущество.

У ученого, в отличие от начинающего студента, есть понимание того, к каким опасным последствиям может привести неправильная подача информации. Поэтому, когда ученый достигает определенной степени, у него вырабатывается программа, по которой он следит за тем, где и что говорить и как работать над воспитанием общества в зависимости от той болезни, которая в этом обществе присутствует. Поэтому, зачастую, ученые не дают фатвы тем, кто не с их местности, а отправляют их с вопросами к тем, кто работает на местах, так как неправильная оценка ситуации может навредить работе ученых данной местности. Студент же, который не имеет понятия о проблемах общества и о методах исправления этих проблем, так же как ребенок, не умеющий тратить деньги, может навредить тем, что запускает в общество определенную информацию раньше, чем это общество сможет ее воспринять, даже если она правдива. Особенно это касается острых вопросов и обвинений учеными друг друга. Студент, который дает неготовому обществу информацию о разногласиях ученых, подобен тому, кто распространяет разногласия сподвижников между собой. Обычно этим занимаются шииты. Разногласия среди сподвижников были, и между ними даже состоялось сражение, но все ученые единогласны в том, что если человек не понимает основ этих разногласий, то ему нельзя давать информацию раньше, чем он сможет ее освоить, правильно понять и передать. Таким же образом дело обстоит с разногласиями среди ученых, особенно в острых вопросах, следствием которых становится обвинения в бид’а и куфре.

Так вот, мы должны обращать внимание на рассудительность человека и трезвость его подхода. Как это делать?

 

Первое:

 

Нужно смотреть, от кого мы берем информацию, и если это студент, который учился меньше 10 лет, то следует насторожиться. Не может студент за этот срок выработать правильную программу работы с обществом, и поэтому если такой человек открывает сайт и заявляет о себе как о самостоятельной личности, то лучше такого студента оставить.

 

Второе:

 

Нужно смотреть, у кого учится студент, и если у него есть шейх, известный своим знанием, то можно брать от него то, что он передает от такого шейха. Передается, что имам Аш-Шафии на протяжении его учебы у имама Малика считался его учеником и брал все основы и фатвы от своего шейха. И не передается что имам Аш-Шафии в этот период давал самостоятельные фатвы. Причиной этого было то, что он не достиг степени самостоятельности в вынесении фатв, несмотря на то, что если бы он был среди нас с этим уровнем знаний, то считался бы одним из больших ученых (а Аллаху известно об этом лучше).

Если молодой студент противоречит своему шейху в такой ситуации, то лучше оставить его мнение, так как он является еще не сформировавшейся личностью.

 

Третье:

 

Если у начинающего студента нет шейха, который мог бы его воспитывать и контролировать, то такой студент не должен работать с обществом раньше времени. И начинать работу с обществом такой студент должен постепенно, с вопросов, в которых нет больших разногласий, оставляя то, от чего может получиться фитна, оставляя большие вопросы соответствующим людям. Таким образом он должен развиваться, пока не достигнет своего рода рушда, и о нем не станут положительно отзываться другие студенты.

 

Четвертое:

 

Следует спрашивать о том, кого ты слушаешь, у других студентов, которым ты доверяешь. Часто невежество студента не могут понять простые люди, в отличие от других студентов. Поэтому нужно искать достойных своими нравственными качествами и знаниями из них и полагаться на их оценки.

 

Пятое:

 

Также необходимо смотреть на характер человека. Если даже среди больших ученых в какой-то мере были актуальными такие проблемы, как зависть, жесткость, желание выделиться, упрямство, высокомерие, фанатизм, отсутствие адаба и показуха, то что говорить о людях, которые относительно недавно встали на путь приобретения знаний. Поэтому нужно доверять свою религию достойным студентам, обладающим достойными чертами характера.

 

Группа риска

 

Если задаться вопросом о том, на кого могут больше всего воздействовать такие студенты, то мы увидим, что большая часть тех, кто их слушает и им аплодирует, – это те, кто сами не отличаются нравственными качествами. Активные ребята, полные злости и желанием выявить свой особенный ислам всем вокруг, часто не понимая ни доводов, ни мнений, цепляются за все, что может доказывать их бредовые идеи. Такие студенты находят в них свою постоянную аудиторию. Если подобный мусульманин взял себе на вооружение какую-то идею, то для того, что бы ее отстоять, он будет цепляться за все возможности и даже запросто может начать приводить тех, кого он всю жизнь обзывал и ненавидел из ученых или студентов. Поэтому если мы видим, что вокруг какой-либо идеи или фитны стоит такой студент, и поддерживающие его обладают плохим характером, то это прямой сигнал к образованию новой секты, от которой лучше держаться подальше.

Эта практика образования такфиристских и других джамаатов известна в арабском мире, так что мусульманам надо быть внимательными. Следует отметить, что если такой студент взялся работать с обществом раньше положенного времени, не находясь под руководством ученого, и не является мунафиком, то такой человек будет часто менять свои мнения, приоритеты, подходы и будет менять ученых, на которых ссылается. Это естественный процесс становления личности, и когда он дойдет до конца, то только тогда сможет правильно оценить и понять те ошибки, в которые попадал. Но тот раздор, который он посеял среди мусульман в виду своего невежества в процессе своего становления, он уже вряд ли исправит.

Поэтому надо искать знающих, искренних, рассудительных студентов и брать знания только от таких.

 

Заключение

 

Даная статья не является научной работой, она является простым изложением некоторых мыслей, которые я собрал, анализируя ситуацию, и которыми хотел поделиться со своими братьями и сестрами по вере.

Прошу не относить написанное к какой-либо конкретной личности, потому что целью статьи не была критика кого-либо конкретно. Цель этой статьи – указание на важные моменты и ошибки, непонимание которых может вызвать смуту в наших рядах. В том или ином свете, качестве и объеме описанные отрицательные качества присутствуют в каждом из нас. Пусть Аллах исправит нас и сделает лучше. Говоря по справедливости, студенты, имеющие описанные выше недостатки, часто обладают одним важным хорошим качеством: усердием (целеустремленностью), которое, если будет направлено в правильное русло, может принести исламу и мусульманам много пользы. Все, что соответствует истине в данной статье, – это только от Аллаха, а все, что не соответствует истине, – от меня и от иблиса. Прошу Аллаха принести хоть какую-то пользу мусульманам от написанного или отдалить от них вред.

Вся хвала Аллаху, Господу миров.

Автор: Абу Марьям ад-ДагИстани

Комментарии 2