Экономика

Современный взгляд на продукт Исламского банкинга «Коммодити Мурабаха»

     

Продукт Коммодити Мурабаха1 (Commodity Murabaha or organized Tawarruq) является самым популярным финансовым продуктом Исламских банков, используемый ими как для управления ликвидностью через межбанковские сделки, так и для финансирования своих клиентов.

Коммодити Мурабаха (далее КМ) является производным продуктом от Мурабаха. Мурабаха – это особый вид сделки по продаже товара с отсрочкой платежа и оговоренной надбавкой к цене, где продавец обязан раскрывать покупателю все затраты, входящие в цену товара.

Мурабаха2 применяется Исламским банком для удовлетворения потребностей клиентов в приобретении конкретных товаров. Например, когда у клиента банка нет свободных средств, но ему необходимо приобрести оборудование, станки или машины для производственных и коммерческих нужд. В этом случае Банк покупает на рынке нужный товар у производителя в соответствии с точным заказом клиента и перепродает его клиенту с отсрочкой платежа по согласованной цене, включающей надбавку Банка.

В свою очередь КМ используется Исламским банком для обеспечения клиентской потребности в ликвидности, наличных деньгах. В данном случае клиенту нужны именно деньги для оборотного капитала или срочных платежей. Для того, чтобы обеспечить клиента наличными деньгами Банк добавляет ещё одну операцию к сделке Мурабаха. Купив товар у Банка с отсрочкой платежа, клиент сразу перепродает его на условиях СПОТ третьей стороне и получает деньги.

Из цели сделки вытекает определение КМ - это сделка, где Банк покупает определенный Товар на рынке и продает его с надбавкой и с условием отсроченной оплаты Клиенту, который не намеревается использовать этот Товар, поэтому Клиент продает Товар другому Покупателю для получения наличных денег.

Схема финансирования Клиента через КМ выглядит следующим образом:

Клиент обращается в Исламский банк за финансированием. Банк рассматривает и одобряет финансирование. После ободрения Банк использует КМ как технический инструмент для предоставления Клиенту запрашиваемое финансирование.

Далее приведем пошаговое описание КМ:

  1. Банк покупает Товар у Брокера А на условиях СПОТ по текущей рыночной цене (первичная цена).

_________________________________

1 Коммодити Мурабаха (Commodity Murabaha) данное словосочетание стало устойчивым финансовым термином в Исламском банкинге. Переводить слово Commodity в данном случае на русский язык как Товарная будет не совсем корректно, т.к. в английском языке существуют два различных слова, обозначающих Товар Good иCommodity. Good означает имущество и товар различного вида, а Commodity означает однородные продукты и товары, товар как предмет биржевой торговли. Поэтому более уместно использовать английский термин Коммодити Мурабаха без перевода на русский язык.2Мурабаха – араб. Означает продажа с прибылью.

  1. Банк продает Клиенту Товар с надбавкой к первичной цене на условиях немедленной поставки Товара и отсроченной оплаты.
  2. Клиент продает Товар Брокеру Б (третей стороне) на условиях СПОТ по первичной цене. Продажу Брокеру Б Клиент осуществляет через Банк, который выступает в качестве посредника, агента Клиента.
  3. Брокер Б перечисляет деньги за Товар Клиенту – Клиент получает необходимое финансирование и остается должен Банку деньги за Товар по отсроченному платежу.

Товаром в сделках КМ, как правило, выступает такой биржевой ликвидный товар как платина или палладий. Для удобства и быстроты расчетов по сделкам текущие расчетные счета Брокера А и Брокера Б открыты в Банке, соответственно и денежные расчеты по всем сделкам проводит Банк. С той же целью металлические счета всех участников сделок, как правило, открыты у Брокера А. Он же и осуществляет все операции по списанию и зачислению Товара между Брокерами, Банком и Клиентом.

Следует добавить, что Брокер А и Брокер Б очень тесно взаимодействуют и обмениваются информацией между собой в процессе исполнения сделок. Это взаимодействие дает возможность Клиенту продать Товар Брокеру Б по первичной цене и зафиксировать свои расходы по полученному финансированию на уровне оговоренной наценки (первичная цена минус цена с надбавкой), т.к. Брокер Б в свою очередь может продать купленный у Клиента Товар Брокеру А по той же цене для закрытия Брокером А своей открытой позиции по проданному Банку Товару.

Как видно из всего описания процесс сделки КМ является заранее спланированным, организованным и направленным на достижение конечной цели – обеспечение Клиента финансами. Именно этот характер организованности является основной причиной критики, высказываемой различными Исламскими учеными в адрес КМ. Такие ученые как Ахмад Бин Абдул Азиз Алхадад3 и Нидал А. Алсайеддаже определяют его как несоответствующим предписаниям Шариата.

Современные ученые Ислама члены Исламской Фикх Академии и члены Совета Шариата AAOIFI выделают два типа сделок Мурабаха, иначе говоря, Таваррук (Tawarruq)6:

  1. Таваррук Фикхи (Tawarruq Fiqhi) или классический Таваррук, определенный как сделка по покупке Товара с отсрочкой оплаты у продавца, который является владельцем Товара, с дальнейшей продажей покупателем Товара третьей стороне (на рынке) с целью наличных денег. Таваррук Фикхи был одобрен как соответствующий предписания Шариата тремя мусульманскими Мазхабами: юридической школой Ханафи, школой Шафии и школой Ханбали.

___________________________

3Ahmad bin Abdul Aziz Alhadad “Tawarruq, Its essence and its types: Mainstream tawarruq and organized tawarruq”

4Nidal A. Alsayyed “The Uses and Misuses of Commodity Murabaha: Islamic economic perspective.”

6Tawarruq – араб. просьба денег. Происходит от Аль Варика – дирхам, сделанный из серебра или серебряные деньги.

 

И был запрещен школой Малики7. Такие Исламские ученые как Умар Ибн Абдул Азиз, Мухамад Ибн-аль-Хасан Аль Шайбани из школы Ханафи и позднее поколение ученых школы Ханбали Ибн Таймия и Ибн Каййим рассматривали Таваррук Фикхи как запрещенную сделку8.

  1. Организованный Таваррук (Organized Tawarruq), где в отличие от первого (Tawarruq Fiqhi) покупатель продает купленный Товар с целью получения ликвидности не на рынке, а заранее определенной третьей стороне и назначает Банк своим агентом по исполнению сделки продажи.

По поводу соответствия сделки Коммодити Мурабаха или Организованный Таваррук предписаниям Шариата среди современных ученых Ислама существуют противоположные мнения.

Международная Исламская Фикх Академия (The Council of the International Islamic Fiqh Academy of OIC) полагает, что КМ является сделкой типа Организованный Таваррук, т.е. синтетической, фиктивной и несоответствующей Шариату.

Международная Исламская Фикх Академия по итогам 17й сессии проходившей 13-17 декабря 2003 года во второй Резолюции посвященной сделкам Таваррук заключаемыми Исламскими банкамиопределила следующее:

Первое: Таваррук, практикуемый банкам, является неприемлемым по следующим факторам и причинам:

  1. 1. Условия наличия обязательства продавца (Клиента) в сделке Таваррук продать Товар по доверенности другому покупателю или наличия условленного покупателя делают саму сделку схожей с запрещенной сделкой Инах (inah- обратный выкуп товара продавцом у покупателя).
  2. 2. Во многих случаях сделки Таваррук отсутствует фактическая поставка Товара от продавца к покупателю, что является важнейшим условием сделки по продаже и делает такую сделку недействительной.
  3. 3. Основанием такого рода сделки в действительности является условие финансирования Банком своего клиента с приростом через сделки купли-продажи товара, которые в большинстве случаев формальны. Целью Банка в такой сделке является получение прибыли через сделку по финансированию. В действительности, такие сделки являются отличными от реальной сделки Таваррук (Таваррук Фикх), которая хорошо известна Исламским юридическим школам.

Международная Исламская Фикх Академия на своей 15й сессии уже вынесла решение о законности сделки Таваррук Фикхи, т.к. такая сделка является полноправной и её условия точно определенны. Существует несколько различий между сделками Таваррук Фикхи и Организованный Таваррук, детально поясненные в исследовательских работах. Таваррук Фикхи (реальный Таваррук) основан на реальной покупке Товара с рассрочкой платежа. Покупатель реально владеет данным Товаром в прямом смысле и затем продает его за наличные деньги другому покупателю.

Второе: Исламская Фикх Академия призывает Исламские банки избегать в своей практике применение сделок, запрещенных согласно предписаниям Всемогущего Аллаха.

________________________________

7Mahmoud A. El-Gamal “Islamic Finance Law, Economics and practice” 2006

8Wahbah Al-Zuhayli “Financial Transactions in Islamic Law” 1989

Академия также высоко ценит усилия, предпринимаемые Исламскими банками по ограждению Мусульманской Уммы (общины) от использования ростовщического процента и рекомендует осуществлять реальные и законные формы сделок без прибегания к мнимым сделкам.9

Решения Исламской Фикх Академии носят рекомендательный характер и, строго говоря, не обязательны для применения Исламскими банками, но мнением такой авторитетной организации сложно пренебрегать. Также сложно и оспаривать выводы Академии по вопросам применения КМ, сделанные на основе мнений членов Академии - крупнейших современных ученых Ислама.

Другая не менее авторитетная международная организация – Организация по учету и аудиту в Исламских финансовых институтах (AAOIFI), напротив, одобрила применение продукта КМ и выпустила специальный Стандарт № 8 руководство по КМ и Стандарт № 30 Монетизация – Таваррук, описывающие правильный порядок заключения сделки Таваррук.

AAOIFI является независимой международной организацией, поддерживаемой её институциональными членами, насчитывающими на сегодня 200 членов из 45 стран. Если резолюции Исламской Фикх Академии носят рекомендательный характер, то стандарты AAOIFI официально внедрены как базовые и обязательные для всех Исламских финансовых институтов в таких странах как Королевство Бахрейн, Международном финансовом центре Дубай, Иордании, Ливана, Катара, Судана и Сирии. Соответствующие финансовые государственные органы в Австралии, Индонезии, Малайзии, Пакистана, Королевства Саудовской Аравии и Южной Африки выпустили руководства и правила, основанные на стандартах и определениях AAOIFI.

Хотя определения и стандарты № 8 и 30 AAOIFI, описывающие КМ, дают нам достаточное основание для применения КМ в практике Исламского банкинга, мы не можем отрицать обоснованность доводов Исламской Фикх Академии порицающих практику применения КМ и игнорировать критику и скепсис, озвучиваемые другими современными учеными Ислама и нашими коллегами из «западных» банков.

Но возможно дать пояснение к трем замечаниям Академии, описанным выше:

  1. 1. Наличие оговоренного покупателя - третьей стороны.Это условие является необходимым для предоставления Клиенту возможности продать Товар по первичной цене и зафиксировать свои расходы на уровне оговоренной с Банком наценки. Если бы Клиент сам искал покупателя на Товар, то это заняло бы определенное время, и цена могла бы значительно отличаться от первичной цены. В итоге, Клиент бы всегда находился в неопределенности по поводу стоимости финансирования и не мог бы сравнивать условия, предлагаемые Исламскими банками с условиями финансирования традиционных банков. В такой ситуации Исламским банкам было бы затруднительно привлечь к своему сервису клиентов традиционных банков.
  2. 2. Отсутствие физической поставки Товара и возможности отследить переход собственности в сделке КМ. Во-первых, здесь мы должны подчеркнуть, что в

современной торговле Товары делятся на две широкие категории Биржевые, т.е. торгуемые на бирже и внебиржевые, торгуемые на физических рынках. Биржевые

сделки полностью автоматизированы и компьютеризированы.

____________________________

9The Second Resolution on Tawarruq Deals by Some Banks of The Islamic Fiqh Council of the Muslim World League during its 17th session December 2003.

В течение дневной торговой сессии Товар на бирже покупается и продается сотни раз и меняет множество владельцев. И документом, удостоверяющим владение товара, является лишь биржевой контракт или выписка с биржевого счета. Поэтому в биржевой торговле практически невозможно осуществлять физическую передачу Товара от покупателя к продавцу при каждой сделке. Во-вторых, и Банку и Клиенту удобно со стороны простоты и быстроты заключения сделок иметь дело именно с электронным форматом биржевой торговли, нежели покупать и продавать Товар на физическом рынке.

Хочу отметить, что Исламские финансовые институты пытаются совершенствовать существующий механизм заключения сделки КМ. Для устранения замечаний Академии Биржа Малайзии (Bursa Malaysia) разработала и внедрила торговую платформу, специально сконструированную для облегчения заключения сделок КМ. Данная платформа обеспечивает контроль полного цикла торгового процесса и позволяет отслеживать владельца товара на всех стадиях сделки КМ. Недавно Дубайский Мульти Товарный Центр (Dubai Multi Commodities Centre) запустил Исламскую торговую платформу, которая также позволяет отслеживать переход права собственности на торгуемый товар в любой момент времени, что дает возможность подтверждать факт реального обмена товаром в процессе биржевой торговли вместо обычного обмена бумажными сертификатами.

  1. 3. Основанием сделки КМ является финансирование Банком своего клиента с приростом через сделки купли-продажи товара. Да именно для финансирования Клиента Банк заключает сделку КМ. И именно финансирование является намерением Банка в операции КМ. Я думаю, что нет каких-либо причин и аргументов, позволяющих нам отрицать этот факт. Наоборот, мы должны открыто признавать то, что продукт КМ является схемой по финансированию клиента Исламским банком. Такой подход даст нам возможность устранить повод для критики и даже иронии, выражаемой традиционными «западными» банкирами в адрес Исламских банков, когда мы стараемся представить КМ как торговую операцию. Западные банкиры, в свою очередь, называют КМ копией или репликой традиционного процентного кредита. Но сходство КМ с коммерческим кредитом есть только в одном компоненте – ставке рыночного процента, которую Исламские банки используют как бенчмарк для определения надбавки к цене Товара. О наличии существенного различия между КМ и традиционным кредитом я поясню ниже.

Помимо негативных сторон и отрицательных характеристик КМ необходимо обратить внимание и на положительные качества продукта КМ. Далее я предлагаю сфокусироваться на положительных качествах продукта КМ, которые помогли Исламскому банковскому делу достичь заметного уровня развития и заявить о себе как об успешной состоявшейся нише финансового сервиса.

Несмотря на видимые технические недостатки с точки зрения Шариата продукт КМ, на мой взгляд, имеет следующие позитивные качества:

Первое, использование КМ как депозитного продукта помогло привлечь в Исламские банки огромное количество новых клиентов и сформировать устойчивую базу вкладчиков как источник среднесрочного финансирования. Как известно, до применения КМ Исламский банк предлагал своим клиентам два типа депозитов:

инвестиционные, где клиент нес все риски, связанные с вложением банком его денег в различные проекты;

и долговые депозитытипа Кард Хасан, где банк брал деньги клиентов на хранение и обязан был выдать деньги клиенту обратно по первому требованию, но при этом не начислял вознаграждение на депозит. Понятно, что желающих рисковать своими деньгами находилось немного, и основная масса клиентов Исламских банков использовала депозиты Кард Хасан. Это делало депозитную базу краткосрочной и неустойчивой, т.к. клиенты предпочитали размещать депозиты сроком до года и пользовались возможностью изымать свои деньги по первому требованию. Такая ситуация с пассивами не давала возможности Исламским банкам вкладывать привлеченные деньги в средне и долгосрочные инвестиционные проекты и ограничивала сферу их деятельности в основном финансированием торговых операций. Применение КМ в качестве депозитного долгового инструмента, где Банк выступает должником и берет на себя обязательство выплатить Клиенту отсроченную сумму с наценкой (ставкой депозита) в определенный срок, дало Исламский банкам возможность привлекать к себе вкладчиков традиционных банков через конкурентный продукт, сопоставимый с традиционным депозитом по цене и уровню риска.

И самое главное – традиционные клиенты «западных» банков, получив альтернативный депозитный продукт, схожий с обычным депозитом, стали переводить свои деньги в Исламские банки, таким образом, получили возможность уйти от финансирования запрещенных сделок и видов деятельности (Харам), практикуемых «западными» банками к финансированию дозволенных (Халаль) в Исламских банках.

Второе, внедрение КМ как инструмента управления ликвидностью помогло Исламским банкам решить острую проблему с низкой краткосрочной ликвидностью. До этого Исламские банки работали на межбанковском рынке только между собой, применяя исламские инвестиционные продукты Вакала (Wakala) и Мудараба (Mudaraba), основанные на принципе разделения риска и прибыли и долговой беспроцентный инструмент Кард Хасан. «Западные» банки, естественно, не испытывали огромного желания размещать деньги в Исламских банках, используя инструменты с высоким риском или бесплатно, при наличии развитого традиционного межбанковского долгового рынка. Предложив традиционным банкам размещать деньги в Исламских банках через КМ, мы дали им возможность расширить круг своих контрпартнеров, применяя финансовый инструмент, имеющий уровень риска, сопоставимый с типовым межбанковским депозитом.

Третье, применение КМ как инструмента финансирования клиентов дало Исламским банкам возможность привлекать традиционных клиентов «западных» банков, желающих получить финансирование. Исламские банки получили конкурентоспособный продукт финансирования клиентов, т.к. КМ полностью сопоставим с привычным традиционным кредитом по срокам и цене финансирования, и потенциальный клиент может сравнивать условия финансирования Исламского банка и традиционного. До этого Исламские банки применяли для финансирования клиентов только исламские инвестиционные продукты Мудараба, Мушарака, Вакала и специфические сделки купли-продажи Салам и Истисна. Такие банковские продукты было трудно предлагать широкой клиентской аудитории ввиду их индивидуального ценообразования и условий разделения риска инвестиций. Также далеко не все потенциальные клиенты желали видеть Исламский банк своим равноправным деловым партнером или соинвестором, когда им нужно было получить только временный оборотный капитал.

Четвертое, через разъяснение схемы, правил и механизма работы КМ потенциальным клиентам, привлекаемым из традиционных банков, мы имеем возможность объяснить им базовые принципы ведения бизнеса и запреты, предписанные Исламом, ставшие основой продукта КМ: 1. Запрет на продажу Товара, если продавец не является владельцем Товара и не имеет Товар в наличии. 2. Запрет на сделки продажи с отсрочкой поставки Товара и оплаты (форвардные сделки). 3. В сделке допускается либо отсрочка оплаты, либо отсрочка поставки Товара, но не оба условия одновременно. 4. Запрещено заключение сделок продажи Товара и займа денег в одном и том же контракте. 5. Запрещено продавать Товар обратно продавцу (Инах). 6. Запрещено заключать две сделки в одном контракте. 7. Запрещено гарантировать прибыль от сделки.

Потенциальный клиент, получив такую информацию, может увидеть насколько мудрыми и полезными являются эти предписания. Например, повсеместное применение первых трех правил помогло бы полностью избавить мировую торговлю от огромного объема финансовых спекуляций и привести ценообразование ближе к реальному тренду. Поняв это, Клиент смог бы в некоторой степени приобщиться к Исламу.

Пятое, КМ имеет внешнее сходство с коммерческим кредитом. Но это сходство проявляется лишь в ценообразовании, т.к. Исламские банки используют для определения цены финансирования Клиента ставки традиционного денежного рынка. Основное отличие КМ от традиционного кредита заключается в том, что в сделке КМ Исламский банк фиксирует сумму долга клиента, включающую наценку и не увеличивает её в случаях просрочки или дефолта Клиента. Такой подход основывается на предписании Ислама, запрещающего увеличивать сумму долга с течением времени, т.к. сумма долга должна оставаться неизменной независимо от срока просрочки его возврата. Таким образом, отличием КМ от процентного кредита является отсутствие применения сложного процента для расчета задолженности клиента.

С помощью применения КМ Исламским банкам удалось в сравнительно короткий срок увеличить клиентскую базу за счет привлечения новых клиентов, перешедших из традиционных банков, и тем самым увеличить свои активы.

Основной вопрос, который мы должны ставить перед собой – это каким образом мы можем извлечь качественный эффект из нашей солидной клиентской базы, созданной за счет использования КМ.

Ответ заключается в следующем. Наработанная клиентская база является исчерпывающим источником информации о наших клиентах, особенно тех, кто пользуется услугами Исламского банка не первый год. Теперь мы можем знать наших клиентов очень хорошо: их специфику бизнеса, деловую и профессиональную репутацию, какой метод развития агрессивный или умеренный они используют, какова их потребность в инвестициях и т.д. Дополнительно к этому мы установили доверительные личные контакты с нашими клиентами. Всё это дает нам уникальную возможность перейти к новому качественному сотрудничеству с клиентами Банка, т.е. начать предлагать предварительно выбранным клиентам подлинные инвестиционные продукты Исламского банкинга Мудараба, Вакала, Мушарака, основанные на разделении риска и прибыли, и их возможные комбинации.

Также мы можем применять новый подход к обслуживанию наших новых клиентов. Менеджер Исламского банка, услышав от нового клиента просьбу о финансировании, не должен сразу предлагать ему КМ, а должен выяснить у клиента его конкретную потребность, для чего именно ему нужны деньги. В процессе обсуждения типа бизнеса клиента и его планов может выясниться, что клиенту может вполне подходить Мурабаха вместо КМ, т.к. ему нужно приобрести новое оборудование, или Иджара (Лизинг) для аренды транспортных средств и т.п. Если мы начнем применять такой более глубокий подход к удовлетворению потребностей наших клиентов в финансировании, то количество сделок КМ будет постепенно сокращаться и, в конечном счете, сведено к минимальной потребности – обеспечению клиента оборотным капиталом. Члены Фикх Академии вообще рекомендуют Исламским банкам использовать Кард Хасан вместо КМ для удовлетворения нужд клиентов в оборотном капитале. Но это вряд ли будет приемлемо для банков с коммерческой точки зрения, т.к. деньги в Кард Хасан предоставляются бесплатно. Но, тем не менее, мы могли бы, например, применять Кард Хасан для закрытия коротких сроком до 2х недель кассовых разрывов наших первоклассных клиентов и клиентов-партнеров, получивших деньги через инвестиционные продукты Мушарака и Мурабаха. Такая услуга была бы хорошим экстра бонусом, помогающим удерживать нужных клиентов в Исламских банках и дополнительным аргументом, подчеркивающим Исламский характер банка.

Перечисленные мною выше предложения достаточно просты и очевидны. Так почему же Исламские банки не развивают свои активные операции в этом направлении, а наоборот всё больше используют КМ как основной инструмент финансирования клиентов и не увеличивают долю инвестиционных исламских инструментов.

Я вижу два основных фактора, мешающих этому:

1. недостаточное развитие юридической и административной инфраструктуры по исламским финансам. Государственным регуляторам необходимо уделять большое внимание созданию и совершенствованию системы судов Шариата, рассматривающих экономические спорные вопросы и иски. Поскольку все сделки и договора, заключаемые Исламскими банками со своими клиентами, базируются на предписаниях Шариата, то эффективно разрешать споры по таким договорам способны лишь юристы - специалисты по Шариату. Только юристы, знающие Шариат, способны разобраться в особенностях Исламской юриспруденции, особенно с учетом различий в предписания четырех исламских юридических школах, и вынести справедливое решение по исковым вопросам. Развитая исламская судебная система является обязательной составной частью инфраструктуры исламских финансов, которая помогает снизить риски инвестора – Исламского банка, а значит, и сделать инвестиционные продукты более коммерчески обоснованными для него.

2.Нехватка, а иногда и отсутствие Ислама в Исламских банках. Говоря это, я имею в виду слабое знание Ислама и слабый уровень веры служащих Исламских банков, начиная с Топ Менеджеров и заканчивая клерками в кассе. Мы часто слышим критику от Исламских ученых в адрес Исламских финансовых институтов об их финансовых инструментах, не соответствующих Шариату, о типах сделок, имеющих компромиссные условия и т.п., но очень мало говорится об уровне веры работников Исламских банков и об их уровне знания Ислама. Конечно, в Исламских банках есть специальный независимый орган – Совет Шариата, который рассматривает на предмет соответствия Шариату все типовые договора и процедуры банка, принимает решения по всем нестандартным сделкам и операциям, руководствуясь нормами Шариата. Также есть и департаменты Шариата, контролирующие соответствие оперативной деятельности Исламских банков предписаниям Шариата. Нет никаких причин сомневаться в высочайшем уровне знаний норм и предписаний Ислама Членов Советов Шариата и работников департаментов Шариата, а также и силе их веры. Но Совет Шариата лишь одобряет или отклоняет те или иные финансовые продукты на соответствие Шариату. Совет не определяет бизнес-стратегию развития Исламского банка и его тактику по продажам исламских банковских продуктов. Бизнес-стратегия лежит в области ответственности основных акционеров и Топ Менеджеров банков. Именно эти люди решают какие продукты и каким клиентам банк будет продавать. Но именно у этих людей есть один минус – «западный» тип мышления, т.е. они, в основной своей массе, мыслят как стандартные «западные» банкиры. Развивая Исламский банк, они увлечены типичными «западными» критериями: захватом доли рынка, ростом активов, привлечением депозиторов, розничным кредитованием и продажами кредитных карт. При этом, не особо вдаваясь, насколько это соответствует модели Ислама и конечной цели любого мусульманина – приближением к Всевышнему Аллаху.

Выходом и текущего положения я вижу создание и усиленное развитие особой Исламской корпоративной культуры в Исламских банках. Раз уж многие Топ Менеджеры Исламских банков выстраивают свой банковский бизнес по-западному, то они должны уделять огромное внимание вопросу создания уникальной корпоративной культуры в Исламских банках. Иными словами создавать исламскую корпоративную культуру, подобно тому, как наши «западные» коллеги культивируют «западную» корпоративную культуру в свои фирмах. Но только с акцентом на Исламские ценности и изучение Ислама, именно Ислама, а не только исламских финансовых продуктов.

Я полагаю, что Совет Шариата может быть определен ответственным органом за разработку методологии по изучению норм Ислама и её внедрение, особенно среди основных акционеров и Топ Менеджеров банков. Такая персональная работа с основными акционерам и Топ Менеджерами может быть организована в виде регулярных встреч, где ученые Ислама – члены Советов Шариата могли быть в доверительной атмосфере общаться с Управляющими банков и разъяснять им мудрость, заложенную в Исламе. Такое общение может быть способным изменить мировоззрение наших менеджеров, и они смогут начать воспринимать предписания и ограничения Ислама не как препятствие для развития банковского бизнеса, а как единственно правильный способ ведения бизнеса.

Я понимаю, что это исключительно сложная задача и, что внедрение такой практики будет встречать сильное противодействие по массе причин. Но Исламское банковское сообщество обязано начать двигаться в этом направлении, если оно действительно хочет сделать Исламский банкинг подлинной альтернативой «западному».

 

Список использованной литературы

The Uses and Misuses of Commodity Murabaha: Islamic Economic Perspective. INCEIF: The Global University in Islamic Finance, Kuala Lumpur. Nidal A. Alsayyed.

Tawarruq, its essence and its types: Mainstream Tawarruq and Organized Tawarruq. Dr. Ahmad bin Abdul Aziz Alhadad

Commodity Murabahah: Concerns, Challenges and Market Appetite. Islamic Finance. February 2010.

Make Purchases with Cost Plus Profit (Murabaha) Contracts by Dr. Faleel Jamaldeen from Islamic Finance.

Commodity Murabaha by Abdul Samad. alhudacibe.com

Murabaha by Dr. Muhammad Imran Ashraf Usmani.

Commodity Murabahah Programme (CMP): An Innovative Approach to Liquidity Management. Dr. Asyraf Wajdi Dusuki.

Islamic banks pressed to diversify money market deals. Reuters. Saturday 30 March 2013.

The Second Resolution on Tawarruq Deals by Some Banks.The Islamic Fiqh Council of the Muslim World League during its 17th session held between (13-17 December 2003).

Accounting and Audition Organization for Islamic Financial Institution (AAOIFI) Standard #8 and Standard #30.

Автор: Адлет Алиев, Казахстан

Комментарии 1