Просвещение

Применение понятия - жертвование на пути Аллаха!

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение Аллаха пророку Мухаммаду, его роду, его сподвижникам, и тем, кто следует путём истины.

Аллах Субханаху ва Тааля сказал в Священном Коране: «Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - Аллах про это знает.»(3:92) В этом аяте Всевышний Аллах «расходование из того,что мы любим» ставит условием для достижения благочестия,а «расходование из того,что любимо нам» не может называться ни чем иным,как жертвованием,из этого следует,что жертвование яв-ся ваджибом,согласно правилу «то без чего не исполняется ваджиб,становится ваджибом».На то,что благочестие «бирр» яв-ся ваджибом указывает следующий аят: « Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие - кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение, - и исполняющие свои заветы, когда заключат, и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, - это те, которые были правдивы, это они - богобоязненные.» (2:177), благочестием в этом аяте Аллах назвал то, что яв-ся фардом:намаз, закят и т.д.

Для того, чтобы наилучшим образом выполнить то, что Аллах требует от нас, нам следует понять, каких действий хочет от нас Аллах. Аллах( с.в.т.) сказал, что Он хочет, чтобы мы  расходовали из того, что любим, поняв, что же Аллах (с.в.т.) подразумевает под тем, что мы любим, мы сможем правильно применить этот аят в жизни, достигнув довольства Аллаха и обретя спокойствие. Поскольку в аяте идёт обращение к верующим, следовательно, «любовь» можно разделить на две части: любовь исходящая из культуры и любовь исходящая из инстинкта.  Любовь   исходящая из культуры- это любовь к Аллаху и Его Посланнику (с.а.в.) и любовь ради Аллаха, поскольку в этом виде любви Аллах Всевышний наоборот побуждает преувеличивать то, что мы любим, стало быть любовь исходящая из инстинкта и является тем, что подпадает под значение аята. Думаю, будет уместным привести причину ниспослания аята, а потом  уже  рассмотреть каким образом аят применять в нашей повседневной жизни. Передают, что Анас б. Малик рассказывал: «Из всех ансаров самыми большими пальмовыми полями в Медине владел Абу Тальха, а больше всего из этого он любил сад Байруха, находившийся напротив мечети, куда часто приходил посланник Аллаhа, (с.а.с.), и пил там хорошую воду». Анас сказал: «После того как был ниспослан аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…» (3:92), Абу Тальха подошел к посланнику Аллаhа, (с.а.с.), и сказал: «О посланник Аллаhа! Всевышний и Всеблагой Аллаh говорит: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите…», а из того, что мне принадлежит, больше всего я люблю Байруху. Поэтому я жертвую ею ради Аллаhа и надеюсь, что благодаря этому я обрету благочестие и сохраню ее у Аллаhа. Используй ее, о посланник Аллаhа, как тебе укажет Аллаh». Посланник Аллаhа, (с.а.с.), сказал: «Замечательно! Это имущество принесет доход, обязательно принесет! Я слышал то, что ты сказал, и считаю, что тебе следует отдать ее своим родственникам». Абу Тальха сказал: «Я так и сделаю, о посланник Аллаhа», а потом он разделил ее между своими родственниками и сыновьями своего дяди». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Давуд и ан-Насаи, и его текст приведен согласно версии аль-Бухари и Муслима. Известно много примеров жертвования на пути Аллаха сподвижниками, я не буду приводить в этой статье, но скажу одно, что они своими жизнями жертвовали на пути Аллаха, потому как они были воплощением следующих слов Аллаха: «Поистине, Аллах купил у верующих их души и их достояние за то, что им - рай! «(9:111).  То есть, чтобы с лёгкостью жертвовать тем, что мы любим, нужно осознание того, что ни мы сами, ни то, что есть у нас, ни принадлежит нам, мы продали это Аллаху за Рай, значит, этим не мы распоряжаемся, а Хозяин этого, и только Он определяет, как поступить с нашими жизнями и имуществом, а мы как добросовестные исполнители договора, подчиняемся этим требованиям, чтобы обрести вечную жизнь в Раю. Прекрасным примером жертвованию является Ибрахим (а.с.), который до старости лет мечтал о ребёнке, и Аллах дал ему его, но спустя некоторое время приказал ему принести своего сына в жертву. Ибрахим (а.с.) безропотно пошёл исполнять приказ Аллаха, т.к. у него было прекрасное понимание того, что всё принадлежит Аллаху, Аллах дал, Аллах забрал и это Его право. Также мы видим покорность велению Аллаха его сына Исмаила (а.г) сказавший: « раз это приказ Аллаха, то исполняй отец, ты увидишь меня терпеливым». Мы видим как шайтан (л.а.) бегал то к жене Хаджар, то к сыну, то к Ибрахиму, в надежде отвратить их от этого, оказывая давление на чувства. Но эта праведная семья, стойко исполнила веление Аллаха.

Из этой истории мы понимаем, что жертвование - это то, что ощутимо сказывается на чувствах, например, жертвованием не будет дать излишек из своего имущества, так как это не ощутимо будет, напротив, жертвование - это когда ты даёшь на пути Аллаха, в ущемлении в чём-то менее важном, например, есть у тебя 2 тысячи, которые отложил ты на продукты, но вдруг срочно потребовалась помощь брату и ты отдаёшь из этих 2 тысяч тысчу и понимаешь, что придётся тебе ограничить себя в чём-то, например, не купить чего-то к чаю. Или же ты пришёл поздно домой, уставший, тебя клонит в сон, но ты ещё должен сделать что-то для укрепления Ислама и ты перебариваешь себя и садишься за компьютер и из того, времени, которое мог посвятить сну, тратишь, на призыв к Исламу в интернете, утром просыпаешься на работу и ощущаешь, что накануне ты пожертвовал сном на пути Аллаха и терпеливо идёшь исполнять другой фард. Отработав ты мог пойти домой к семье, но у тебя есть дела важнее, дела на пути распространения истины и ты жертвуешь временем, которое мог посвятить семье. Таким образом, вся твоя жизнь связана с расходованием из того, что мы любим, когда ты столкнувшись с выбором перед двумя делами отдаёшь предпочтение тому, что приоритетнее, при этом не нанося ущерб другим фардам, умело упорядочивая дела, чтобы и фарды личные исполнятлись, и фарды по отношению к семье, и фарды по отношению к религии Аллаха.

Понимание того, что эта жизнь не является местом наслаждения, а является местом испытания, тесно переплетается с пониманием жертвования на пути Аллаха. Применение этого понимания под силу только лишь тому, кто уповает на Аллаха, надеется на Него и боится попасть под гнев Аллаха и потерять его милость. Это и есть путь ведущий в Рай. Как сказано об этом в Сунне. Абу Хурайра (р.а.) рассказывает, что Посланник Аллаха (с.а.в.) сказал: « Когда Аллах Тагаля создал джаннат, Он сказал Джибрилю (а.с.) пойти и посмотреть. Он пошёл, посмотрел, затем, вернувшись, сказал : «О Аллах! Клянусь Твоей Славой, тот, кто услышит о нём, тот обязательно постарается войти в него»

Тогда Аллах Тагаля окружил его неприятными тяготами. Затем Джибрилю (а.с.) было велено пойти и посмотреть. Он пошёл, посмотрел, затем вернувшись, сказал : « О Аллах! Клянусь Твоей Славой, Я боюсь, что никто не сможет в него войти».

А когда Аллах создал джаханнам, то Джибрилю (а.с.) было сказано пойти и посмотреть его. Он пошёл, посмотрел, затем, вернувшись, сказал: «О Аллах! Клянусь Твоей Славой, что тот, кто услышит про него, постарается никогда в него не попасть».

Тогда Аллах Тагаля окружил его страстями. Затем Джибрилю(а.с.) было велено пойти и посмотреть. Он пошёл, посмотрел, затем, вернувшись, сказал: « О Аллах! Клянусь Твоей Славой, и Твоим Величием, Я боюсь что не останется никого, кто бы не вошёл в него». (Абу Дауд).

Да одарит нас Аллах терпением и искренностью в деле жертвования на пути Аллаха, укрепит нас Исламом и укрепит Ислам нами! Аминь!

Автор: Абдулджалиль

Комментарии 5