Просвещение

Мемориальные камни в Наровчате

 

Как мы знаем из исторических источников, на месте современного села Наровчат, Пензенской области, в 1312—1320 гг. располагалась резиденция Узбек хана, откуда он управлял всем государством, а город, называвшийся тогда Наровчат-Нуриджаном — был центром Золотой Орды.

     

Именно в Наровчате в 1312(13) году ислам был объявлен Узбек ханом государственной религией Золотой Орды, и великое татарское государство стало жить по законам шариата. Также известно, что в больших городах и селах Золотой Орды было построено большое количество мечетей, открыты сотни медресе: только в одном Наровчате было три больших мечети, в том числе одна соборная, а также караван-сараи, общественные бани и пять мавзолеев для членов ханской семьи...

«В XIV веке город Мохши (Наровчат. — ред.) достиг небывалого расцвета и стал богатейшим городом Золотой Орды, — пишут об этом местные историки.

— Здесь были построены искусными мастерами две мечети, одна из них — из белых каменных плит с чудесным орнаментом, доставленных из Булгара. Во время раскопок обнаружены остатки бань, техническое исполнение которых поражает современных строителей. Восхищенные археологи написали о них не один том отчетов. А караван-сараи, а дворцы! И это XIV век! Первый каменный город на территории области, сам бывший областным центром, т. е., северо-западным улусом!» (Владимир Поляков. По-над Мокшей ветры буйные…- Наровчат-Ковылкино, 2003, стр. 12.)

Распад Золотой Орды предрекал её городам и мечетям ту же участь: Соборная мечеть Наровчата постепенно разрушилась и исчезла, а из её камней и на её месте была воздвигнута главная Соборная Церковь Наровчата, которая стоит в центре города и по сей день. Вот что пишут об этом историки: «В 1923 и 1925 гг., будучи в Наровчате, А. А. Кротков детально изучил сложенные у церкви ограды камни. Вывод остался прежним — на месте русского собора когда-то стояла мечеть… Кроме белокаменной мечети, в г. Мохши была еще одна, сделанная из квадратного кирпича. Она стояла на юго-западной окраине Наровчата, за старой Сотней, называемой старожилами Мизгитью. Это слово в переводе означает Мечеть. По преданиям, она стояла на холме, а западнее ее находилось татарское кладбище. Рассказывают, что развалины мечети были видны еще в середине прошлого века." (В.Лебедев. Загадочный город Мохши. — Пенза, 1958, стр. 22–23.)

Некоторая часть мемориальных камней с аятами из Корана эпохи Золотой Орды долгое время хранилась в кладовых краевого музея г. Наровчата. По предложению писателя-историка Фаузии Байрамовой, изучающей золотоордынскую историю края, при содействии директора музея Александра Сохрякова, в 2012 году мемориальные камни Соборной мечети некогда города Наровчат-Нуриджана были установлены в качестве стелл на главном входе в краевой музей города Наровчата, а рядом появилась мемориальная доска со словами:

«Остатки Соборной мечети Наровчат. Эпоха Узбек Хана, Золотая Орда, 14 век.»

Содержание надписи на мемориальной доске была согласована с директором института истории им. Ш.Марджани Рафаэлем Хакимовым.

По словам директора музея Александра Сохрякова, территория мемориальных стелл будет в дальнейшем преобразована и расширена, и, быть может взята под отдельное сооружение. По словам председателя национально-культурной автономии татар Пензенской области — Бакира Акжигитова, 700-летие принятия Золотой Ордой ислама будет отмечено в области с большим размахом, в сентябре этого года в Наровчате и Пензе пройдут научно-практические конференции, будет проведено большое количество религиозно-культурных мероприятий, на которые уже приглашены историки, религиозные деятели и представители властей.

700-летие официального принятия Золотой Ордой ислама было отмечено и в Татарстане — 19–20 марта текущего года в Казани прошла международная научно-практическая конференция под названием «Расцвет Золотой Орды: правление Узбек-хана» — на которой приняли участие и иностранные ученые.

Роль ислама в сохранении татар как нации — неумалима, столь же важным принятие ислама в качестве государственной религии оказалось и для Золотой Орды, ставшая её главной опорой и спасением. Да, с принятием Узбек ханом и Золотой Ордой ислама, государство вступило в свой золотой век, сам Узбек хан — удостоился имени золотого хана, а северная столица татарского государства — Нуриджан-Наровчат — золотых строк на страницах истории татарского народа.

«Локальный ислам, существовавший в Волжской Булгарии, при хане Узбеке перерос в мощную религиозную систему, которую оценили и приняли тюркские этносы, потомками которых сегодня являются мусульманские народы регионов России и стран СНГ, — пишут местные краеведы.- Поскольку ареал распространения ислама имел место не только на террритории Российской Федерации, а Золотая Орда сыграла огромное значение в судьбе многих мировых держав, сама юбилейная дата, приуроченная к 700-летию принятия ислама Золотой Ордой, достойна оценки таких международных институтов, как ЮНЕСКО. (Солнце Ислама. Информационно-просветительский журнал. Пенза. № 1–2 (ноябрь—декабрь), 2012, стр. 11.)

Сегодня о былой золотоординской истории Наровчата напоминает лишь немногое: эти мемориальные плиты и находящиеся иногда монеты, мало здесь теперь и самих татар. Однако, хочется верить, что когда-то и здесь — на исторически дорогом для татар месте, жизнь снова забьет ключем: откроются мечети, заработают общественные организации. Ведь установление в Наровчате меморильных плит — это только начало.

Автор: Фаузия Байрамова

Комментарии 2