Общество

Мухаммад Басыр: «Искать наименьшее зло в крайностях – бесперспективно»

Умма переживает бурный рост. В каких-то частях планеты мусульмане сталкиваются с переформатированием государственного устройства своих стран, в каких-то с революциями, а в других идет процесс поступательного развития, когда мусульманское общество стремится занять достойное его место в собственной судьбе, в управлении исламской нацией.

Подобные изменения в сознании мусульманской молодежи, являющейся локомотивом новой истории, несомненно, стали возможны благодаря стремительному интеллектуальному росту всего общества и Уммы, как его части.

Какое место в глобальных политических, экономических и коммуникационных процессах занимает наша страна, исламская Умма, мусульманская молодежь? Чем сегодня движимо молодое поколение верующих? Поспевает ли российская Умма за стремительным рывком остальной части исламского мира? Чем отличается ревностное отношение к Исламу от радикализма? На эти и многие другие вопросы в интервью «Ансар.ру» ответил доктор шариатских наук, председатель московской мусульманской общины «Дар уль-Аркам» шейх Мухаммад-Басыр Гасанов.

- Ассаламу алейкум, уважаемый устаз! От имени наших читателей еще раз примите поздравления с получением докторской степени. Расскажите, с чем была связана тема Вашего докторского исследования? Какова ее актуальность и востребованность для Уммы? Почему выбор пал именно на эту работу и насколько сложен был Ваш путь к этому дню?

Уа алейкум ассалам уа рахматуЛлахи Тааля уа баракату. Спасибо за поздравления! Что касается темы докторской диссертации, вкратце ее можно сформулировать, как изучение сравнительного права на примере спорных вопросов между великими учеными не только внутри шафиитского мазхаба, но и внутри всего исламского права, разбор или анализ спорных вопросов между имамами ар-Рафии и ан-Навави в свете четырех традиционных мазхабов.

Что касается актуальности и востребованности темы диссертации для Уммы, то, наверное, она актуальна в том плане, что у нас есть два направления в настоящее время.

Одно – это изучающее Ислам только сквозь призму одного определенного мазхаба и не уделяющее внимания огромному и богатому правовому наследию, имеющемуся у представителей других мазхабов. Через свою работу я хотел обратить внимание российских мусульман на то, что есть очень много полезного и важного для всех нас и в других традиционных суннитских мазхабах. Поэтому все эти мазхабы нужно внимательно изучать, анализировать, выявлять их отличия и сходства и то, чем они могут обогатить исламское правовое поле для современных мусульман и потому - это призыв к открытости, к пополнению знаний в области исламского права, а также к открытому диалогу между представителями разных мазхабов нашей страны.

Также есть другое направление, которое игнорирует мазхабы. Через эту работу я хотел донести до этих людей, что мазхабы ни в коем случае игнорировать нельзя. В этих мазхабах – огромное правовое наследие, а основатели этих правовых школ как в плане набожности и мудрости, так и в плане обладания глубокими знаниями и старания на пути понимания ислама имели больше достижений, чем у наших современников. Поэтому мы не можем представить для себя правильное понимание исламских законов без признания и изучения этих мазхабов, без их достижений нам будет сложно понять, как двигаться дальше. Наверное, в этом актуальность и востребованность этой работы, чтобы вызвать интерес у мусульман к сравнительному праву.

И лично для себя я получил огромную пользу в умении сопоставлять, сравнивать, анализировать и резюмировать спорные вопросы внутри исламского права, выработал важные навыки для вынесения правовых суждений.

Также выбор на эту работу пришелся и по той причине, что моя магистерская работа, которую я писал до этого, касалась больше современных экономических вопросов и тема называлась: «Роль государства в исламской экономике» и была она о том, насколько государство имеет право вмешиваться в частную, материальную жизнь мусульман, как государство может регулировать этот сектор, и насколько это вмешательство допустимо и оправдано. Также изучал влияние государства на общественное имущество и как оно должно распоряжаться этим имуществом и т.д.

В основном, все эти вопросы касаются современного положения экономики, и мне хотелось, защищая докторскую диссертацию, написать работу, касающуюся именно классики исламского права. Я хотел вобрать в себя не только представление о современном положении исламского права, но и хотел окунуться в океан знаний этих ученых-классиков, чтобы иметь целостную картину о прошлом и настоящем исламского права и чтобы знать о том и другом как можно больше.

А насчет сложности на пути к защите, то могу сказать, что сложность была лишь в том, что у меня не было свободного времени для завершения этой работы. Когда писал магистерскую диссертацию, я был полностью освобожден для написания этой работы, но после возвращения на родину с 2004 года, как вы знаете, я работаю в Даруль-Аркам и параллельно преподаю в Московском исламском университете, соответственно, ни времени, ни сил не оставалось для тщательной подготовки к экзамену в докторантуре и для написания диссертации. Для завершения работы мне даже пришлось на восемь месяцев все оставить и уехать в Египет.

В целом, мои научные руководители были терпеливы, благосклонны и доброжелательны и не отказывали в своих советах, я получил от них большую пользу. Да воздаст им Всевышний благом и простит их прегрешения.

- Вы руководите мусульманской общиной, состоящей из тысяч верующих, уже более семи лет, знаете состояние умов и сердец молодежи. Можно ли анализ Ваших наблюдений проецировать на положение всей российской уммы или каждый регион требует какой-то отдельной специфики в работе?

Во-первых, хотел внести определенную ремарку. Я руковожу мусульманской общиной около полугода, все остальное время я был заместителем руководителя, шейха Мухаммада Карачая, которому я признателен за тот опыт, который он мне передал в работе с мусульманами в условиях немусульманского государства. Пусть Аллах воздаст ему наилучшим за то, что он сделал и продолжает делать для меня и для многих мусульман.

Относительно вашего вопроса об анализе моих наблюдений в Даруль-Аркам, можно ли их проецировать на положение всей российской уммы, наверное, здесь можно сказать, что есть что-то общее для всех российских мусульман, есть и отдельные нюансы, присущие каждому региону, и, наверное, здесь подробно изложить все сходства и различия будет нелегко. Но, в целом, можно сказать, что это зависит от количества мусульман в данном регионе.

Если они религиозное большинство в какой-то республике, то, думаю, что там существуют проблемы внутреннего противостояния между мусульманами: кто имеет больше прав на влияние на массы, на доминирование в призыве и обучении, кто должен контролировать религиозные организации и кто должен руководить местными духовными управлениями. К сожалению, у нас в России более 80 духовных управлений, в то время как православная церковь объединена в одну структуру, в которой есть своя иерархия, свой порядок. Потому и наблюдается открытая борьба за сферу влияния среди мусульман. Борьба за то, чтобы оказаться первым на пьедестале славы и почета, получать лавры и награды от тех, кто может это сделать – это и есть основная проблема мусульманских регионов нашей страны.

Что же касается мусульман живущих в регионах, где они являются религиозным меньшинством, то там больше проблем с построением мечетей, проведением богослужений, регулированием отношений с местными немусульманами, так как встречается очень много людей, страдающих определенными фобиями по отношению к мусульманам и нерусским. Порой в появлении этих фобий можно винить и самих мусульман. Некоторые мусульмане ведут себя очень грубо, аморально и преступно. А порой масло в огонь подливают некоторые СМИ, а в некоторых случаях просто не хватает открытости и диалога с немусульманами.

Но общая проблема всех российских мусульман заключается в том, что мы все нуждаемся в знаниях. Будь то центр России или окраина, все регионы объединяет одна беда – то, что людей с глубокими исламскими знаниями, знанием Корана, хадисов, исламского права, тафсира и других исламских наук не хватает. Потому и много ошибок, являющихся следствием невежества и страстей.

- Большинство прихожан Дар уль-Аркам - студенты. С чем Вы связываете такой интерес и тягу к исламским знаниям у молодежи?

Полагаю, что студентов и молодежи, в целом, много во всех мечетях. По моим наблюдениям, основной массой всех прихожан в мечетях является молодежь. А что касается прихода студентов в московские мечети, в том числе и к нам, думаю, что многие из них, приезжая из мусульманских республик, оказываются в новой среде, в стенах огромных университетов, часто лишаются элементарной возможности пообщаться с земляками и единоверцами. У них бывают иногда проблемы с адаптацией, интеграцией в столичную жизнь и для того, чтобы снять с себя определенную нагрузку, связанную с пребыванием в другом городе, они приходят, чтобы найти единоверцев и что-то, что напоминает свое, родное, напоминает малую Родину, это такая отдушина для многих из них.

С другой стороны, сегодня не только мусульмане, но и многие другие тянутся к своим религиям. Православные, иудеи, буддисты и многие граждане возвращаются к своим корням, и мусульманская молодежь тоже не остается в стороне. Наверное, молодые люди не так заняты мирскими делами, семейными обстоятельствами, что бы сильно их отвлекало от поиска истины и требования религиозных знаний. Может быть, есть просто юношеское любопытство, чтобы понять, почему он мусульманин и к чему его это обязывает?

И, наверное, еще ищет ответы на вопросы: как он должен вести себя в немусульманском обществе, в неродном городе. Быть может, те или иные мировые процессы и разные события также связаны с тягой к религии. Порой некоторые мировые СМИ развязывают антиисламские кампании, пытаясь приписать мусульманам все плохое, пробуждают в сердцах адептов ислама протест и поиск правды, что проявляется в пробуждении интереса к собственной религии, попытке узнать из уст своих имамов, лидеров, так ли это на самом деле.

-Имеется ли какой-то универсальный инструментарий в работе с мусульманской молодежью? Что им интересно, что может оттолкнуть, а что и радикализовать?

Главное в нашей деятельности компетентность и открытость, умение обосновывать свою точку зрения и говорить с прихожанами терпеливо. Современная молодежь пытлива и очень продвинута, особенно студенты, привыкшие к научному поиску, они высокоинтеллектуальны, принимают только аргументированные ответы, любят на все находить научное обоснование. Поэтому нужно быть честными, открытыми, считаться с их любопытством и слушать их. Когда излагаешь им свои мысли, нужно быть понятным и осведомленным в вопросах религии. Нет вопросов, которые были бы им неинтересны. Порою, даже не бывает сил для бесед об исламе от огромного количества вопросов, и приходится вежливо переносить часть ответов на следующий раз.

Может оттолкнуть и нежелание выслушать их. Может оттолкнуть поведение имама мечети, который относится к своей работе как к обычной службе, а не как к призванию. Человек может отработать до конца рабочего дня и сказать: «Все, мое время закончилось, и я более не намерен с вами разговаривать». Вот такие нормы поведения, стандартные для обычных организаций, в мечети могут оттолкнуть человека, так как к религиозному лидеру относятся как к необычному человеку, с безграничным терпением и большим самопожертвованием. Также отталкивает неумение имамов отвечать на вопросы или их желание уйти от ответов.

Радикализовать может пренебрежительное отношение имамов к проблемам мусульман. Например, когда проблема, затрагивающая все общество, обсуждается ими, а имам из-за каких-то личных, политических или других причин говорит: «Это нас не должно волновать». Это тоже заставляет людей отворачиваться от таких своих духовных лидеров. В таких случаях нужно терпеливо и аргументированно объяснять людям, как вести себя, чтобы люди не впадали в крайность. Не нужно закрывать глаза на проблему. От этого она сама не решается.

-Мы много говорим о срединности в пути, однако зачастую это сводится к значительным послаблениям в религии, в результате которых есть угроза попасть в крайность. Другие же группы мусульман, видя подобные крайности, наоборот, скатываются совершенно в противоположную сторону, радикализуются. Скажите, как найти середину, что из двух крайностей является наименьшим злом и удается ли Вам в работе найти эту середину?

Это очень важный и серьезный вопрос. Сегодня о срединности говорят многие. Это стало брендом и модным термином. Чуть ли не все претендуют на то, чтобы относить себя к этому пути и к этому пониманию. На мой взгляд, не столько слова человека доказывают его понимание срединности и умеренности в Исламе, сколько его дела.

Существует часть людей, пренебрегающих шариатскими суждениями, которые вдаются в так называемую крайностью «тафрита» (упущения). В то же время, есть и другая часть неграмотных мусульман, которые бросая вызов этим, скажем, слабым или беспечным мусульманам, слабым в вере или поклонении, начинают смотреть на все через очень жесткие и радикальные взгляды и тем самым вдаются в другую крайность, которая называется «ифратом» (чрезмерностью). И в результате получаются две крайности, которые осуждаются в Шариате.

Аллах в Коране сказал: «Он сделал вас срединной Уммой». У нас не должно быть буквалистского радикализма, который был у хариджитов, которые стали первой сектой в Исламе и своими резкими взглядами и нетерпимостью к своим оппонентам внутри Ислама наломали очень много дров и пролили очень много невинной мусульманской крови. Это очень страшно, когда люди не зная о сути вещей, о мудрости Шариата, вдаются в крайность чрезмерности.

Но существует необходимость измениться и другой группе мусульман, которая смотрит на религию сквозь призму разума и говорит, что не религиозные суждения важны, а важно, как наш разум воспринимает религию, и если нашему разуму что-то не подходит, то это должно быть интерпретировано по-другому. Из их заблуждений - то, что они молятся по настроению, выпивают по праздникам, хиджаб для них – пережиток прошлого, соблюдение предписаний ислама – удел дедушек и бабушек.

Это крайность беспечности, и это направление можно в чем-то сравнить с другой сектой канувшей в лету – муътазилитами, которые также искажали религию своими умозаключительными доводами. В этом плане мусульмане должны остерегаться крайностей чрезмерности и упущения. У нас многие проблемы из-за неохариджитов и неомуътазилитов.

Относительно того, что из двух крайностей является наименьшим злом, я думаю, что искать наименьшее зло в крайностях - бесперспективно, потому что наши праведные предки это не приветствовали. Достаточно вспомнить хадис Пророка, мир ему и благословение Аллаха, когда он нарисовал одну линию на песке и сказал: «Это правильный путь», и вокруг начертил множество линий и сказал: «Это все ложные пути, к которым призывает Сатана». Пророк, мир ему, не сказал, что второй путь лучше, чем третий, левая крайность лучше, чем правая, и поэтому человек серьезно должен изучать свою религию, искать середину и постоянно придерживаться ее. Нужно искренне относиться к религии и старательно искать срединный Ислам, и эти две основы помогут человеку держаться золотой середины.

-Шейх, скажите, как не ошибиться в выборе будущего пути ребенка? Как, с позиции Ислама, необходимо определять его интересы, способности, подтолкнуть к их развитию?

Есть общая обязанность для всех родителей – это объяснить ребенку, что означает быть мусульманином. Для этого родители должны сохранить в ребенке те качества, которые Аллах назвал в Коране «фитрой» – врожденными качествами, побуждающими признать своего Творца, верить в Него, соблюдать моральные нормы. Вот эти качества вложены в каждом человеке, в каждом ребенке, как говорит Пророк: «Каждый ребенок рождается с врожденными качествами», - эти качества нужно с раннего детства в ребенке сохранить. А потом, постепенно, по мере умственного и интеллектуального развития ребенка, дать ему правильное духовное развитие, подкрепляя его соответствующими религиозными знаниями.

Что касается интересов, способностей, которые присущи каждому человеку, и которые необходимы для выбора профессии, станет он врачом, экономистом, юристом, земледельцем, фермером, бизнесменом, космонавтом или религиозным деятелем – наверное, тут нужно помнить о другом хадисе, в котором Пророк, мир ему, говорит: «Каждому облегчено то, для чего он сотворен». Обучая ребенка тем или иным навыкам или наблюдая за его талантами и склонностями, надо смотреть на то, что ему больше всего нравится и что у него лучше получается делать, потому что, мусульманин должен быть профессионалом, в какой бы сфере и отрасли он ни работал.

В хадисе сказано: «Сильный раб лучше и ближе к Аллаху, чем слабый», то же самое подтверждается в другом хадисе: «Рука которая дает, лучше чем та, которая берет», -отсюда вывод, что мусульмане должны иметь серьезный, высокий уровень знаний, компетентности и умение использовать знания и навыки в своей деятельности, все это считается критериями хорошего, успешного мусульманина, как в религии так и в мирских делах. Поэтому, необходимо помогать ребенку, расти в том, к чему он стремится.

Но, порою бывает так, что интересы ребенка не совпадают с его физическими возможностями, и в таких случаях нужно ему об этой нестыковке интересов и возможностей мягко объяснить. А порою бывает, что и то и другое есть, но в этой профессии нет надобности в настоящее время, потому как общество и жизнь продвигается вперед. Например, ребенок помешан на ремонте какой-то определенной аппаратуры, которая сегодня не используются, как пишущие машинки, в то время когда сегодня используют принтеры и типографские печатные машины. В таких случаях нужно направлять интерес ребенка на то, что будет полезным для него и для общества. С учетом всех этих за и против, нужно развивать интересы и способности ребенка.

В любом случае, его врожденные склонности, предрасположенность нужно учитывать, оттачивать, так как если у человека сердце к чему-то не лежит или физически он этого не тянет, то его работа будет для него мучением и не принесет большой пользы для него. В целом, с детства детей нужно вдохновлять на благородные и полезные виды деятельности.

-Расскажите о роли российской мусульманской женщины в Призыве. Как использовать их потенциал, возможности, не переходя границы дозволенного? Ведь зачастую, сегодня, исламская женщина делает то, что оставляет мужчина.

Роль мусульманской женщины в Призыве всегда была важной и актуальной. Она неоценима и сегодня, и для российской мусульманской женщины важна, как никогда. Почему? Потому что в немусульманских странах очень много говорят о религии, так или иначе, через какие-то фильмы, в которых пытаются в неприглядном свете представить Ислам, или через карикатуры и другие провокации, направленные против Ислама. Так или иначе, люди не могут обходить стороной религию, которую представляют больше полутора миллиарда людей на нашей планете.

И одной из основных претензий бывает, что мусульманская женщина является загнанной, бесправной, беспринципной, не признанным членом общества. В этом плане мусульманская женщина знает, сколько у нее прав и возможностей. На самом деле не теряя своего лица, не выходя из присущей ей скромности и целомудрия, она может быть активной в призыве и полезной для своей религии. Благодаря стараниям таких женщин в США, Канаде и Европе сегодня количество женщин, исповедующих Ислам, в несколько раз больше, чем мужчин. То же самое мы наблюдаем и в России. В этом плане наши сестры немало стараются, но это далеко не предел их возможностей, у них есть огромный потенциал, но все же есть причины, из-за которых они не столь активны в просветительской деятельности.

Может, и семейные проблемы здесь есть, когда мужья хотят, чтобы они были дома, только для него и для домочадцев. Наблюдается некий эгоизм мужчин, который становится отрицательным фактором. Порою сами женщины проявляют явную пассивность. У некоторых есть стереотипы, что у них знаний мало и потому она не сможет ничего доказать и изменить. Т.е. неуверенность в своих возможностях, нехватка примеров, потому как исламская женщина в России не полностью проявила себя на этом поприще, не показала, на что она способна ради изменения представлений об Исламе и улучшения имиджа мусульманки в глазах немусульман, из-за таких проблем женщины-мусульманки не достаточно активны.

-Наших читателей очень интересует вопрос совмещения исламских норм в проведении мероприятий с весельем, красочностью? Например, может ли быть никях, исламская свадьба шумной, веселой и зажигающей?

Некоторые полагают, что Ислам это религия очень жесткая, очень строгая, в которой нет места ни веселью, ни радости, ни красоте. На самом же деле это не так. Нужно помнить, что в Исламе нужно получать полезные знания, поклоняться, работать, отдыхать и заботиться о здоровье человеческого организма, так как человек состоит из души и плоти.

Если поклонение и религия есть пища для души, то возможность выспаться и поесть, попробовать разные дозволенные виды еды, напитков и фруктов - это тоже часть религии и потому Посланник Аллаха, мир ему и благословение, говорит: «У твоего Господа есть на тебя право и у твоего тела и твоих родных есть на тебя право, так уделяй каждому должное (внимание)».

Поэтому мы должны по мере необходимости есть, отдыхать, вступать в брак, воспитывать детей – все это дополняет личность мусульманина и придает ему дополнительные силы для совершения благих дел. Не отрицает ислам потребность человека радоваться и веселиться, если это будет в меру. Но в исламе нет места веселью и радости, в которой человек теряет контроль над ситуацией, ориентацию в пространстве, забывая о том, что он является верующим и то, что он должен отвечать за свои поступки и в состоянии веселья. Узаконено умеренное свадебное веселье, как Посланник Аллаха говорит: «Объявите о том, что у вас есть свадьба, хотя бы тем, что вы будете бить в бубен» т.е. показывая то, что вы радуетесь этому радостному событию. Поэтому некоторые ученые говорят, что таким же образом можно выражать радость, через битье в бубен и по другим радостным случаям, как праздники, приезд родственника, рождение ребенка, новоселье и т.д.

В любом случае нельзя, чтобы на таких мероприятиях женщины и мужчины вместе веселились, слушая недозволенную Шариатом музыку. Кроме безобидного звука бубна, а по мнению некоторых, и простого барабана, и кроме безгрешных песен, которые разрешают многие ученые, нельзя танцевать женщинам с мужчинами и вульгарно вести себя. «Зажигающий» на свадьбе, на мой взгляд, теряет контроль над собою и желает, не думая о последствиях, получить максимум всевозможного удовольствия от веселья, такое поведение запрещено.

Сколько было проблем здесь, в Москве, в немусульманском обществе, когда люди стреляли в воздух, настраивая против себя немусульман, как будто, насаждая им свои правила, они делают что-то хорошее. С учетом времени и места это глупо и неправильно. Может, это и было желание сделать свадьбу зажигающей, но она стала для них обжигающей и от Ислама отталкивающей.

Также распитие спиртного и национальные танцы мусульманских народов и немусульманские, присущие европейским народам, как говорится, под газом и под музыку, смешение разных полов и кокетство - все это является переходом за границы дозволенного. Поэтому если мужчины танцуют - они могут делать это отдельно, как и женщины. В то же время это не должны быть эротические танцы или запретная музыка. Как говорят ученые: «Музыка может опьянить не меньше, чем спиртное». На этих свадьбах не должно быть запретных напитков, перехода за границы даже в шутках.

А так, человеческий организм нуждается в отдыхе и в умеренном веселье, и в этом нет ничего предосудительного.

-Что Вы можете сказать о поляризации мусульманской молодежи от остальной части общества, которой, в основе своей, она высказывает порицание, критику, иногда ультиматумы?

Этому есть определенные причины. Порою впадение в крайность является следствием максимализма, присущего молодому поколению. Это такое бунтарское, мятежное поведение, протест всему обыденному. Такое поведение обычно проявляется в поступках и это свойственно не только мусульманам. В первую очередь, нежелание старших, уже взрослых поколений, понимать их, отвечать на их вопросы, удовлетворять их потребностям. В зависимости от того, насколько старшие поколения перестают понимать их, молодежь начинает слишком строго осуждать тех, кто с ними не соглашается.

Молодой человек подобен зеленому ростку, и он способен под воздействием разных ветров качаться влево и вправо, а представители старшего поколения подобны большому дереву, которое не будет так сильно качаться или на него не так будут влиять эти ветра, а под воздействием сильного дуновения они способны только ломаться.

Потому взрослые не сразу идут на какие-то изменения в своей жизни, мировоззрении, поступках и поведении. Сегодня есть интерес к Исламу, и молодежь берет знания об этой религии из первоисточников. Для изучения доступно множество информации, переведены труды великих ученых, с помощью чего молодежь легко находит ответы на интересующие их вопросы. Взрослые же, порою, не хотят этого понимать, не спешат следовать знаниям и принимать их. Получается борьба между старым и новым, и в этой связи старшим не помешало бы прислушиваться к мнению молодых, если они объективны.

Но больше виновны молодые, которые должны понимать, что для таких слоев общества должны быть послабления и нельзя от них требовать резких перемен. Ведь Аллах тоже был мягок к людям, к старым и молодым, и ниспосылал Коран на протяжении нескольких лет: 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине, постепенно вносил коррективы и давал человеку возможность морально созреть и дорасти до понимания приказов и запретов в исламе, давал время научиться следованию заповедям. Также Пророк, мир ему, говорил: «Не будет ни одного дела, в котором будет присутствовать мягкость, чтобы она не украсила это дело. И не будет грубости в деле, чтобы она не уродовало это дело». Нашим молодым мусульманам нужно остерегаться грубости в призыве, импульсивности и поспешности.

-Многие мусульмане отстраняются от политической жизни общества, считая это запретным. Не идут работать в госструктуры, не занимаются законодательством, не участвуют в выборах, не работают в правоохранительных органах. По сути отдают собственные жизни в управление людям, которых зачастую беспокоят проблемы совершено иного порядка. Возможен ли консенсус исламского общества в этих вопросах? Когда запретное может стать дозволенным?

Это очень серьезный вопрос. Отвечу на него вкратце. В целом надо понимать, что Ислам охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности. Ведь Аллах говорит в Коране: «Моя жизнь и моя смерть принадлежит Аллаху…». Если совершить правильное намерение, то все, что мы в жизни делаем – это выполнение религиозных предписаний. Нельзя абстрагироваться от одной сферы жизни, зацикливаясь только на одном. В исламе также есть и политика. Посланник Аллаха был лучшим политиком, потому что он налаживал отношения внутри страны между мусульманами и немусульманами, в Медине, где проживали не только мусульмане, но и иудеи. Пророк, мир ему и благословение, посылал письма к правителям, царям и императорам, к византийцам, в Персию, правителю Эфиопии, в Египет, коптскому предводителю и т.д. В общем, Пророк занимался политикой внутренней и внешней, и кто говорит, что это запрещено – тот не знает ислама.

Где работать мусульманину или не работать, и когда запретное станет для человека дозволенным – надо смотреть на то, какую, с точки зрения Ислама, человек приносит пользу в данной сфере, и какой вред есть от его присутствия в этой сфере для самого себя или общества. Потому, нужно установить общее правило: человек не должен становиться причиной несправедливости или участвовать в ней. Аллах запрещает мусульманам становиться помощниками в совершении злодеяния и греховного. Здесь это основной принцип.

Например, человек работает воспитателем в детском садике и ущемляет права безгрешных созданий, маленьких детишек, избивает эти создания Всевышнего, не дает им что-то из еды, лишает их прав, и тратит это на себя и своих близких, то в этом случае человек совершает огромный грех. Но тут нельзя целую сферу дошкольного воспитания объявлять греховной, кроме его поступка. Надо, чтобы то, что ты делаешь, не было причиной греха и несправедливости. Чем больше грех и несправедливость, к совершению которого человек имеет прямое или косвенное отношение, тем больше спроса будет с него в Последней жизни и больше гнева Создателя он заслужит. И каждый такой момент, если человек сомневается, нужно разбирать с мусульманскими учеными.

-А что Вы скажете о процессах, получивших название «арабская весна»? Как охарактеризовать эти явления и то, что в общих интересах сошлись зачастую совершенно противоположные стороны, идеологические оппоненты, такие как Ислам и Западный мир?

Сложно мне судить о результатах этой весны и к чему она привела, потому что определенных результатов еще нет. Даже если в некоторых странах и прошли выборы и избрали президента или в других странах были яркие и позитивные изменения, но процесс революционного брожения не остановился, и в любой момент там могут произойти непредсказуемые события, в судьбах этих народов и стран.

В целом - это результат неправильной или нечестной политики, которая была с подачи Запада продиктована лидерам и правителям этих стран. Когда Запад под предлогом демократии насаждал диктатуру и получилось, что демократия западная отличается от демократии в арабских странах, поэтому это было своеобразной, где-то кровавой, где-то бархатной революцией или объявлением этими народами своего несогласия со сложившейся ситуацией, и тут нельзя сказать, что интересы Ислама и Запада сошлись. Это нет так. Просто каждый хочет использовать ту ситуацию, в которой оказались те и другие в свою пользу, чтобы гарантировать для себя будущее, для осуществления тех или иных целей.

Запад более реалистично смотрит на ситуацию, не оплакивает упущенные возможности и не живет грезами того, как бы было все для них гладко, если бы не было этой арабской весны. Наверное, это позиция прагматиков и политиков с большой буквы, которые хотят взять ситуацию под контроль и извлечь максимум выгоды для себя из сложившихся реалий.

В целом, если человек требует своих прав в рамках Шариата, нет ничего в этом плохого. Но если под предлогом требования своих прав мусульмане поднимают оружие против своих правителей или без соответствующего решения общепризнанных исламских ученых объявляют кровь мусульманских правителей дозволенной, то, конечно же, это нарушение канонов Ислама.

-А каковы настроения в самом арабском мире? Здесь, в России, мы слышим совершенно противоположные мнения. Вы только что приехали из ключевого региона арабского мира, из Египта. Чем сегодня живет постреволюционная улица, египетское общество? Тождественны ли египетским процессам события, происходящие сейчас в Сирии?

Я не могу судить о настроениях во всем арабском мире, но если говорить о состоянии египетского общества, то улицу сложно назвать постреволюционной, потому что по сей день там существуют попытки продолжить революцию, и кто бы к власти ни пришел, есть силы, которые будут находить недостатки друг у друга и, наверное, это такая общая тенденция, что пока люди от этой эйфории и волны не отойдут и не будет стабильности и экономического роста, эти проблемы будут продолжаться и давать время от времени о себе знать.

В целом, люди хотят быть услышанными у себя на родине, каждый хочет справедливого распределения национальных богатств между правителями и гражданами. Если смотреть по геополитическим процессам, связанным с теми или иными событиями, то в Сирии ситуация намного сложнее, чем в Египте. Эта страна находится, так скажем, на перепутье разных дорог, разных региональных интересов экономического, идеологического, культурного характера и, могу даже сказать, трансконтинентальных интересов. Поэтому ситуация более серьезная, чем кажется. Мы должны молиться за всех мусульман, чтобы Всевышний образумил их, чтобы они прислушивались к зову своей религии и не позволяли страстям брать верх над разумом, отдавая предпочтение мести, обиде и своим эмоциям перед своими религиозными обязанностями, будь то правитель или подчиненный, и тогда мы сможем надеяться на изменение положения общества в лучшую сторону.

-Сирия канонически является важным и центровым регионом для Ислама и мусульман. Здесь должны свершиться великие пророчества. Можете ли Вы провести параллели описываемых событий с тем, что происходит на этой земле в данное время?

Мне сложно на этот вопрос ответить и поэтому ни «да», ни «нет» сказать я не смогу. Один Аллах знает, какое продолжение будет у этих событий. Там действительно должны свершиться великие пророчества, такие, как приход Исы, мир ему, когда он сойдет с неба с дозволения Всевышнего и противостояние Антихриста с Махди и пророком Исой, в котором одержат верх мусульмане вместе с Махди и Исой. Но являются ли сегодняшние свершения предвестником и прелюдией для этих событий - мне сложно сказать, и об этом ведомо только Всевышнему.

-Российская Умма, как часть исламской общины, в настоящее время переживает достаточно сложный этап становления и развития. Антагонизм в обществе, демонизация Ислама и мусульман, протесты против строительства религиозной инфраструктуры, всплески межнациональной неприязни, убийства исламских проповедников и т.д. Что все это в Вашем представлении? Опережающий рост мусульман и соответственно реакция остальной части общества, не готовой к этому росту? Или это сложности внутреннего становления, интеграции и упущения самих мусульман?

Наверное, у всех этих проблем, которые мы наблюдаем вокруг мусульман и в основе своей направленных против нас, таких, как антагонизм и демонизация, протесты и всплески межнациональной неприязни и религиозной нетерпимости, во всем этом, я думаю, есть внутренние и внешние факторы неразрывно связанные между собою, так как проблема эта комплексная.

Мы должны стараться демонстрировать правильный ислам, интегрироваться в общество, при этом сохраняя свои убеждения, быть честными, надежными, порядочными, эталоном профессионализма, в какой бы сфере мусульманин ни работал, и время все расставит на свои места, как говорится, сколько бы не пытались золото запачкать пылью, рано или поздно оно предстанет перед людьми в истинном свете.

В то же время важно помнить о том, что в первую и последнюю очередь Аллах вменил нам в обязанность только то, что нам по силам. И мы обязаны стараться показать истинный ислам, насколько у нас на это хватает сил и возможностей. Мы должны научиться вести себя правильно и адекватно в любой ситуации, не давать повода разным невежественным силам, борющимся со Светом Ислама, что-то утрировать или наговаривать на мусульман по причине того, что некоторые мусульмане сами дают повод для этого.

Очень много среди нас пьющих, несоблюдающих, нечестных в торговле, не отвечающих нормам морали в Исламе, поэтому иногда, они становятся причиной ложных суждений об Исламе. Над этим надо работать и тогда подобных обвинений станет меньше, а если наши оппоненты, не смотря на это, будут несправедливы, то это будет на их совести, и Господь Бог со временем расставит все на свои места.

-На чем бы сегодня Вы хотели сделать акцент, обращаясь к Умме? Какие бы обозначили приоритеты в ее развитии? Какие сильные стороны посоветовали бы отточить и на какие слабые стороны посоветовали бы сделать упор?

У нас есть главный и постоянный приоритет, никогда не теряющий своей важности – изучать свою религию, потому что основные проблемы людей от невежества, проблемы мусульман от незнания своей религии. Вторая обязанность - следовать этим знаниям, а не становиться подобным Сатане и его соратникам, у которых есть знания, но их страсти, гордыня и высокомерие не дают им возможности последовать этим знаниям из-за чего они и попадут в Ад.

Изучать свою религию необходимо хотя бы на уровне минимальных религиозных обязанностей, столпов имана, ислама, понимания сути ихсана, искренности в поклонении, знать о больших и тяжких грехах, и почему их надо остерегаться. С этого надо начинать. Общим для нас всех сегодня моментом является то, что важное значение имеет время и место, в котором оказался один мусульманин или группа мусульман, т.е. учитывать реальность, окружающую среду, политическую ситуацию, социальные и другие особенности этого общества.

Очень важно помнить, что в Москве, в целом по России, и даже я бы сказал, на постсоветском пространстве Ислам переживает мекканский период возрождения или развития, где об Исламе мало кто знает. Мы должны возрождать духовные ценности ислама через призыв к исправлению вероубеждений людей, через обучение мусульман правильному поклонению.

Категорически нельзя быть импульсивными, давать волю своим амбициям, надо прислушиваться к знающим людям, надо исключить из своей лексики оскорбительные высказывания, из своего поведения неправильные поступки, даже если подобной терминологией и такими поступками по отношению к мусульманам пользуются наши невежественные оппоненты. Необходимо появление яркого, хоть и малочисленного слоя мусульман, которые стремятся принести пользу обществу.

Пророк приказывал приводить в порядок свою мораль и свой облик потому, что мусульмане - верующие люди, мы единобожники, мы Умма последнего посланника к человечеству, мы возродители морали, к нам приковано пристальное внимание. Ислам, является спасительным кругом для утопающих в трясине невежества, которых уносит в бездну неверия поклонение мирским и преходящим ценностям. И в этом плане, мусульманин должен становиться свечой, озаряющей путь другим, и при этом не жаловаться, что он тратит силы, потому как и свеча уменьшается в размере, освещая все вокруг себя.

Нужно быть тем, кто терпит трудности и невзгоды на этом пути, проявляя искренность и постоянство и готовность прощать ради Аллаха своих оппонентов, и тем самым растопить лед в сердцах невежественных людей. Ведь пророк, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижники именно таким образом поступали. Для разных ситуаций бывают разные решения, и руку на пульсе этих ситуаций должен держать местный, знающий имам. Как сказал Всевышний Аллах: «Спрашивайте людей поминания, если вы сами не знаете».

В другом месте наш Творец говорит: «Если бы они обратились с вопросом к Посланнику и обладающим влиянием среди них (правителям и ученым), то узнали бы те, которые могут исследовать его».

Поэтому, внутренний духовный поиск, интеллектуальный рост нашей Уммы и всего общества должны стать императивом нашего поведения и установкой для того, чтобы занять достойное место в жизни нашей страны, возвысить Слово Аллаха, став ответственными за собственные жизни, жизни других людей и судьбу нашей Уммы.

Да поможет всем нам Аллах в очищении наших намерений и в следовании прямым путем!

Автор: Мухаммад Туаев

Комментарии 0