Политика

Топор информационной войны

Топор информационной войны

 

На прошлой неделе федеральная электронная газета «Век» опубликовала статью некоего Дмитрия Иванова «Дагестанский фронтовик. Рамазан Абдулатипов — Путину: олигархов равноудалить, имамов аттестовать», которую в последующем перепечатали многие сайты. Также в просторах интернета как по заказу появились многочисленные труды с уничижительной личной и профессиональной характеристикой временно исполняющего обязанности президента Дагестана Рамазана Абдулатипова.

     

Аналитики и обыватели задаются вопросом, кто стоит за развернувшейся дискредитацией ВРИО. При этом упоминаются имена, известные не только в Дагестане, но и в России, и даже мире. Об этом говорится в материале корреспондента Ахмеда Магомедова, который, оценивая ситуацию, полагает, что Дагестан вновь входит в одну и ту же политическую реку.

Бесполезный карт-бланш

В феврале 2006 года главой Дагестана стал Муху Алиев. Его назначение, а также первые годы на посту прошли относительно спокойно, зато к концу четырехлетнего правления политические и прочие страсти вокруг персоны Алиева достигли беспрецедентного даже для России и республики накала.

В ту пору существовало небезосновательное мнение, что в силу ряда причин объективного и субъективного характера первый президент Дагестана главным образом не устраивал московских политиков и олигархов – выходцев из республики, которые под руководством одного из богатейших людей России Сулеймана Керимова и инициировали процесс дискредитации Алиева на информационном пространстве.

Какие разговоры тогда велись в Первопрестольной, какие суммы денег в уютной тиши кабинетов передавались из рук в руки, никто в реальности не знал, зато обыватель с вожделением знакомился с многочисленными материалами журналистов федеральных СМИ, где описывалась неприглядность всей политической кухни Дагестана при первом президенте республики. Доставалось не только Алиеву, но и всей его родне, знакомым, подчиненным, главным образом генеральному директору Махачкалинского морского порта, депутату парламента Дагестана Абусупьяну Харзарову.

На таком фоне голос местного официоза вообще не был слышен. 17 февраля 2009 года в Махачкале Алиев на пресс-конференции с обидой и радостью посетовал, что против него была задействована «демагогия в федеральных СМИ, провокационные статьи, телепередачи, но этот спектакль с позором провалился в центре и республике».

Ровно через год Алиеву пришлось распрощаться со служебным креслом, а на его место пришел Магомедсалам Магомедов, факт, в частности, наглядно показал неумение республиканской власти адекватно отвечать на вызовы политической злобы дня.

Второго президента Дагестана центральные медийные ресурсы по большому счету почти не критиковали, материалы журналистов в основном носили показательно-отвлеченный, а то и рекламно-имиджевый характер.

Симптоматично, что на главном обличительном виртуальном сайте страны «Компромат.Ru» (http://www.compromat.ru/) не появилось ни одной статьи, посвященной теневой стороне работы Магомедова, хотя компроматы на того же Алиева тут в свое время публиковались с завидной регулярностью.

Лишь 24 января 2013 году сайт перепечатал материал издания «АПН» «Дагестану не сносить главы» под авторством Олега Ясина. Никакой критики и компромата в нем не было, содержание статьи разъясняет ее подзаголовок: «Магомедсалам Магомедов и Сулейман Керимов просят дать последний шанс». Ясин писал, что Магомедов срочно вылетел в Москву на встречу с президентом России Владимиром Путиным с целью обсудить вопрос возможной собственной досрочной отставки.

Журналист, ссылаясь на информацию издания «КоммерсантЪ», отмечает, что Кремль предъявил массу претензий к Магомедову, он, дескать, «так и не сумел навести порядок в Дагестане и не сумел решить ни одной задачи, которые ставились перед ним перед назначением на этот пост». Козлом отпущения также сочли Сулеймана Керимова, который «в свое время активно способствовал назначению Магомедсалама Магомедова на пост президента Дагестана». Ясин отмечает, что в декабре 2009 года кандидатура Магомедова на пост руководителя республики была представлена бывшему президенту России Дмитрию Медведеву именно Керимовым.

Глава страны тогда дал добро на смену высокой власти в Дагестане в обмен на обещания олигарха инвестировать в экономику региона и навести порядок в республике: «Таким образом, Кремль надеялся, что связка Магомедов-Керимов, получив карт-бланш на радикальные перемены в республике, если не добьется успеха на почве борьбы с терроризмом, то хотя бы не допустит экономических провалов и социальных выступлений». Далее следовал вывод, что дуэт бизнеса и политики не оправдал доверия Центра, поэтому Магомедов повторил печальную судьбу карьеры Алиева.

Хромая утка

Абдулатипова на пост Кремль назначил 28 января 2013 года, через несколько месяцев он может либо лишиться приставки ВРИО, либо вернется в один из вузов страны, чтобы стать ректором (не исключается и другой вариант трудоустройства), но в любом случае понятно, что нынешний служебный статус Абдулатипова хронологически идентичен статусу конца правления Алиева и Магомедова: он находится в положении хромой утки.

Для тех, кто не в курсе разъясняю, что термин в политической системе означает президента с истекающим сроком пребывания на посту, от которого мало что зависит, а все внимание общественности сосредоточено на будущих кандидатах.

Естественно, имена возможных преемников Абдулатипова пока не озвучены, процесс не любит лишнего шума, а вышеупомянутая статья Дмитрия Иванова представляет собой фотокопию якобы письма Абдулатипова, направленной на третий день после назначения в адрес главы страны Владимира Путина и предисловия Иванова с жесткой критикой ВРИО. Обращение Абдулатипова к главе страны начинается словами «Благословение Всевышнего и Ваша воля определили вектор моей дальнейшей жизни», затем ВРИО делится своими рецептами по оздоровлению ситуации в республике. Абдулатипов справедливо полагает, что вину за кризис в Дагестане несет исключительно местная власть. «И, прежде всего, главным кризисным фактором выступает деформированная власть.

Разрушены правовые и культурно-нравственные основы нормального функционирования власти и общества… Если Россия, в целом, под Вашим руководством продвигается к демократии и к рыночному капитализму, то Дагестан все больше уходил в феодализм».

По мнению главы республики, средневековые атрибуты во многом определяют характеристики власти и общества, политической и культурной среды Дагестана, когда «мэра города охраняет 150 милиционеров, а рядовому гражданину никакой безопасности обеспечить не можем. Руководителя территориального органа федерального ведомства сопровождает 10-12 джипов с одинаковыми номерами, а тысячи людей не могут найти работу».

«Эта среда «пожирает» каждого очередного руководителя, которого федеральный центр направляет в Дагестан. Каждый новый руководитель пытался не изменить эту среду, а вмонтироваться в нее, сотрудничая с криминалом и коррупционерами, которые в основном сосредоточены в органах власти и управления. Целый ряд чиновников — руководителей республиканских, федеральных и местных органов власти воспроизводят эту искаженную среду, занимая долгие годы свои должности, воруя и убивая, смыкаясь с бандитами и экстремистами.

Очищение органов власти от этих одиозных деятелей – первоочередная задача по стабилизации обстановки в Дагестане», – пишет Абдулатипов. Он хочет силами ФСБ, МВД, прокуратуры, следственного комитета России и Дагестана очистить управленческий олимп «от тех, кто годами бесчинствует, ворует, убивает, предает, пользуясь при этом своими должностными полномочиями».

Звучат и предложения по реформированию исламского сегмента общественно-политической жизни Дагестана, впрочем, они оригинальностью не блещут, так как Абдулатипов, следуя по стопам Екатерины II, предлагает провести аттестацию имамов мечетей, исламских учебных заведений, ввести практику подготовки текстов проповедей в мечетях после пятничной молитвы и так далее.

Оппоненты Абдулатипова

Естественно, почти весь Дагестан солидарен с характеристикой Абдулатипова бюрократии республики, хотя здесь сейчас больше всего интересуются двумя вопросами: а было ли письмо вообще, и кто инициирует процесс дискредитации ВРИО? В администрации главы Дагестана не исключили, что шеф действительно мог обратиться к Путину, да и стиль письма схож со стилем ВРИО.

В свою очередь, в качестве оппонентов Абдулатипова упоминаются совершенно разные силы. Отдельные эксперты считают, что эти люди могут находиться в команде ВРИО, что маловероятно, учитывая небольшой стаж работы Абдулатипова и специфику мышления местного чиновника. Другие полагают, что под ВРИО усиленно копают в Москве, эта версия выглядит более предпочтительной.

Упоминается имя предшественника Абдулатипова на посту президента Дагестана Магомедсалама Магомедова, которого назначили одним из советников президента России Владимира Путина, он, мол, мог похитить и передать письмо ВРИО кому надо, дальше уже подключался федеральный ресурс акул пера.

Если же знать, что москвичей-дагестанцев больше всего нервирует покушения на собственные экономические и прочие интересы, складывающаяся ситуация может быть рассмотрена сквозь призму противостояния команд Сулеймана Керимова (куда входит и Магомедов) и Абдулатипова. Первые удары уже нанесены, победителем пока чувствует себя ВРИО: человек Керимова, экс-гендиректор «Нафта-Москва» Олег Липатов добровольно-принудительно оставил пост вице-премьера Дагестана. Схожая судьба может постигнуть и нынешнего руководителя Махачкалинского морского порта Ахмеда Гаджиева, он родной брат депутата Госдумы России и самого близкого к Керимову человека, Магомеда Гаджиева.  

Многообещающе и угрожающе звучат обещания Абдулатипова начать аудиты проектов, за которыми стоят крупные олигархи, ведь ВРИО буквально на днях сообщил, что в Дагестане нет ни одного проекта, куда инвесторы реально вкладывали свои средства, в подавляющем большинстве случаев  финансирование шло за счет государственных денег.

Существует также мнение, что информационная шумиха вокруг Абдулатипова отражает ожесточенность закулисной борьбы в Кремле, ВРИО – креатура Путина, а его оппоненты, дискредитируя Абдулатипова, по сути, дискредитируют главу страны.

Сегодня ВРИО чувствует себя относительно комфортно, но уже завтра могут нагрянуть нежданные и неприятные для него перемены. Победа в одной схватке еще не означает полную победу, тем паче, что у оппонентов Абдулатипова намного больше финансовых и прочих возможностей, у них есть устоявшиеся связи в коридорах московской власти, они в конце-концов при необходимости могут просто подкупить всю бюрократию Дагестана, которую по большому счету не очень-то радуют намерения ВРИО в части реформирования власти.

Время играет против Абдулатипова, ему надо действовать на опережение, ища в первую очередь поддержки у общества, он должен взяться за действительное реформирование всех ветвей власти, вначале он мог бы уволить «мэра города» с охраной 150 милиционеров и «руководителя территориального органа федерального ведомства» в сопровождении 10-12 джипов, в противном случае Абдулатипов пойдет по стезе предшественников, которые также славились умением красиво и много разговаривать… 

Комментарии 0