Просвещение

О непревзойденности сахабов - сподвижников Пророка Мухаммеда (МЕИБ)

"Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Мухаммед (МЕИБ) - посланник Аллаха, и те, которые с ним, - тверды против неверных, милостивы между собой ..." (Коран, 48:29)

Вопрос: "Есть некоторые предания, в которых говорится, что когда в Исламе будут распространены нововведения (бид'а), некоторые праведные люди из числа верующих и богобоязненных смогут достичь степени сахабов или более высокой степени. Достоверны ли эти предания? Если достоверны, то в чем их суть?"

Ответ. Единодушное согласие ученых (иджма) Ахль ас-сунны валь-джамаа в том, что после Пророков лучшими представителями рода человеческого являются сахабы, является твердым доводом того, что достоверная часть преданий сообщает о частичных заслугах. По частичным (отдельным) заслугам и личным достоинствам возможно иметь какое-либо превосходство, но сахабы, удостоившиеся в конце суры "Фатх" хвалебным Господним описаниям и восхваления в Торе, Евангелии и Коране, с точки зрения общих заслуг недосягаемы. А пока из многочисленных причин и мудростей этой истины мы разъясним лишь три мудрости, содержащие в себе три причины.

Первая причина. Беседа с Пророком (МЕИБ) - это такой эликсир, что личность, удостоившаяся этой беседы в течение одной минуты, удостоится такого света истины, что соответствовало бы многим годам праведной жизни. Ибо в беседе есть влияние и отражение. Известно, что путем отражения и повиновения благодаря этому Великому Свету Пророчества можно подняться на самую высокую степень. Как например, служащий какого-нибудь правителя путем повиновения может подняться на такую степень, на которую не может подняться иной царь. Вот тот секрет, по которому самые великие аулия (праведники) не могут достичь степени сахабов. Даже такие аулия, как Джалаледдин Суюти, который во время бодрствования неоднократно был удостоен беседы с Пророком (МЕИБ), хоть и встречались наяву с Почтенным Посланником (МЕИБ) и удостаивались в этом мире беседы с ним, не могут достичь сахабов. Так как беседа сахабов озарялась светом пророческой миссии Мухаммеда (МЕИБ), т.е. они говорили с ним как с Пророком. После же смерти Пророка (МЕИБ) видение его (МЕИБ) праведниками (аулия) является беседой благодаря его свету велаята. Стало быть, воплощение и появление Почтенного Посланника (МЕИБ) перед их взором исходило в отношении его праведности (велаят), но не в отношении его пророческой миссии (нубувват). Раз так, то насколько степень пророчества выше степени праведности, в такой же степени нужно делать различие между этими двумя видами бесед.

В какой степени беседа с Пророком (МЕИБ) являлась неким светлым эликсиром, становится понятным из этого: какой-нибудь бедуин, который был настолько диким и жестоким, что заживо закапывал свою дочь, после того, как приходил и удостаивался часа беседы с Пророком (МЕИБ), приобретал такое Божественное милосердие, что даже не мог ступить ногой на муравья. И какой-либо невежественный, дикий человек, удостоившись одного дня беседы с Пророком (МЕИБ), затем отправлялся в такие страны, как Индия и Китай, и становился для этих цивилизованных народов учителем истин и примером совершенства.

Вторая причина. Как было доказано и разъяснено в теме об иджтихаде, сахабы, в абсолютном большинстве своем, имеют высшую степень человеческого совершенства. Так как в те времена в великой революции, свершенной Исламом, добро и истина были увидены и материально прочувствованы во всей своей красоте, а зло и ложь - во всей своей скверне. Между добром и злом, истиной и ложью произошел такой разрыв, что они отдалились друг от друга как вера (иман) и безбожие (куфр), и даже как Рай и Ад. Из-за того, что Мусайлима Каззаб являлся примером и глашатаем лжи, зла и обмана со своими лживыми словами, сахабы, обладавшие по своей природе благородными чувствами и стремившиеся к высокой нравственности, чести и достоинству, конечно же, по своей воле не опустились, помогая обману и злу, на уровень Мусайлимы. Обратив свои взоры к высочайшей степени совершенства Пророка, Любимца Господа (МЕИБ), являющегося примером и глашатаем справедливости, добра и истины, они всеми своими силами и стараниями устремились в эту сторону, что было потребностью их нрава.

К примеру, бывают времена, когда на рынке культуры и общественной жизни некоторые вещи дают ужасные результаты и оставляют грязные следы наподобие убийственного яда, и каждый человек, проявив отвращение, стремится прочь от него. А некоторые вещи и духовные сокровища дают такие результаты и оставляют такие ценные следы, которые словно полезное лекарство и бриллиант привлекают к себе всеобщее внимание. И каждый делает все, чтобы приобрести их. Точно так же, во времена Века Счастья (когда жил Пророк) на рынке общественной жизни человека такие вещи, как ложь, зло и безбожие, порождали такие результаты, как вечное несчастье, и таких презренных посмешищ, как Мусайлима Каззаб, и поэтому очевидно, что сахабы, стремившиеся к высокой нравственности и возвышенным идеям, возненавидели и избегали их, как убийственного яда. А справедливость, истина и вера, дающие такой результат, как вечное блаженство, и такие светлые плоды, как Почтенный Посланник (МЕИБ), были словно самым полезным лекарством, словно самым ценным алмазом, который всеми своими силами и чувствами стремились приобрести сахабы (что было для них необходимостью), имевшие чистое естество и возвышенный нрав.

Между тем, с тех времен эта дистанция между истиной и ложью постепенно сошла на нет, общественная мораль испортилась. Политическая пропаганда придала большое значение лжи. И в то время, когда страшное безобразие лжи замаскировалось, а сияющая красота истины стала незримой, под силу ли кому-нибудь достичь силы, твердости, благочестия сахабов в их справедливости, искренности, благородстве и беспристрастии или превзойти их степени? Расскажу случай, произошедший со мной, который в некоторой степени осветит затронутую тему, а именно:

Однажды я подумал: почему такие великие люди, как Мухйиддин аль-Араби, не могут достичь сахабов? Затем, когда во время намаза я произносил фразу "Хвала Господу моему Высочайшему", раскрылось ее значение. Не в полном смысле, но некоторая часть ее истины была увидена. Я подумал про себя: "Как было бы хорошо, если бы мне удалось совершить один-единственный намаз так, как мне раскрылась эта фраза! Это было бы лучше целого года поклонения". После молитвы я понял: эта мысль и это состояние указывают на то, что степени сахабов в поклонении недосягаемы. Да, в той великой общественной революции, произошедшей благодаря свету Мудрого Корана, когда, отделяясь друг от друга, расходились противоположности; в те времена воодушевления и подъема, когда зло со всеми своими последствиями, мраком и элементами столкнулось лицом к лицу с добром и совершенствами со всеми их результатами и светом, каждое слово восхваления и возвеличивания Аллаха (зикр и тасбих) выражало все оттенки своих смыслов в новом, раннем и свежем виде; а также под громом той великой революции они пробудили у людей все чувства и духовные тонкости; и даже такие чувства, как воображение и таинство, неусыпно получали и впитывали, соответственно своим потребностям, многочисленные смыслы, которые таятся в этих зикрах и тасбихах. И поэтому сахабы, у которых все чувства были проницательны и бдительны, произнося благословенные слова, содержащие в себе свет веры и восхваления Аллаха, говорили их с полным смыслом и впитывали их всеми своими чувствами. Между тем, после той революции, после того раскрытия, эти чувства, с течением времени, в отношении тех истин, впали в спячку, в беспечность, и те благословенные слова, подобно плодам, со временем, из-за привычности, стали терять свое изящество и свежесть. Словно, высыхая от поверхностного обращения к ним, от их смыслов остается лишь немного влаги, и вернуть их первоначальное состояние возможно только путем долгих и глубоких размышлений. И вот поэтому тех достоинств, той степени, которую достиг какой-нибудь сахаба в течение сорока минут, иной от силы может достичь за сорок дней, а то и за сорок лет.

Третья причина. Как было доказано в некоторых темах, соотношение пророчества (нубувват) и праведности (велаят) подобно соотношению солнца к собственным же отражениям в зеркалах. Таким образом, насколько круг пророчества (пророческой миссии) выше круга праведности, так и сахабы, являющиеся служителями и спутниками пророчества, должны быть выше праведников (аулия). Даже если кто-то из аулия достигнет праведности сахабов, т.е. величайшей праведности (велаят кубра), представляющей собой наследование пророческой миссии и степень верности (сыддыкыят), то все же он не сможет достичь степени сахабов, которые были в этом деле первыми. Из многочисленных сторон этой третьей причины мы разъясним ее три стороны.

Первая сторона. В иджтихаде, т.е. в выведении решений, т.е. в понимании из Божественных Слов того, в чем заключается довольство Всевышнего, сахабы недосягаемы. Ибо происходившая в те времена эта Великая Божественная революция устремляла всеобщее внимание на понимание Господнего довольства и Божественного предписания. Настроение умов было направлено на то, чтобы понять Божественные предписания, сделать из них выводы. Сердца людей волновал вопрос: "Чего же хочет от нас наш Господь?". События того времени происходили таким образом, что это состояние чувствовалось повсюду. Все разговоры велись на эту тему, кружились вокруг этих идей и мыслей.

Таким образом, из-за того, что всё и вся - разговоры, беседы и рассказы были на эту тему, в некоторой степени давая урок обо всех этих идеях; и от того, что они совершенствовали способности и освещали мысли сахабов; и от того, что их способность в вынесении решений и в иджтихаде была готова к воспламенению подобно спичке, степень способности выносить решение и делать иджтихад, которую какой-либо сахаба достигал за день или за месяц, человек, который по уму и способностям находится на одном уровне с ним, в настоящее время не достигнет за десять, и даже за сто лет. Потому что сейчас в центре внимания вместо вечного счастья находится мирское. Внимание человечества направлено на другие цели.

Из-за того, что забота о житье с неупованием на Господа одурманила душу человека, а философия материализма ослепила его разум, общественная среда не только не придает силы разуму и способностям человека в отношении иджтихада, но и запутывает его и рассеивает мысли. Втеме об иджтихаде, при сравнении Суфьяна ибн Уейны с любым человеком, который по уму стоит на одном уровне с ним, мы доказали, что того, чего достиг Суфьян за десять лет, современный человек не сможет достичь и за сто лет.

Вторая сторона. Степеней сахабов, в отношении близости к Всевышнему (курбият), невозможно достичь шагом велаята (праведности). Ибо Всевышний близок к нам, и близок больше всего и всех. Мы же бесконечно далеки от Него. Двумя способами возможно приблизиться к Нему:

Первый способ. Через развитие близости Всевышнего к человеку (акрабият), к чему относится приближение (курбият), имеющееся в пророческой миссии, и чего, в отношении наследования пророческой миссии и беседы с Пророком (МЕИБ), удостоились сахабы.

Второй способ. Преодолевая ступени в отношении нашей удаленности от Всевышнего, в некоторой степени удостоиться приближения к Нему; этим способом идет большинство тарикатов и происходит внутреннее и внешнее созерцание.

Таким образом, первый способ является исключительно дарованным (Всевышним), не приобретенным, это - благоволение и любовь со стороны Всевышнего. Этот путь краток, но очень тверд, возвышен, чист и отчетлив. Второй путь является приобретенным, долгим и неотчетливым. Хоть он и имеет много необычных явлений, но по ценности и близости не сможет достичь первого пути.

Например, чтобы сегодня достичь вчерашнего дня, имеется два пути. Первый - это, не подчиняясь ходу времени, с помощью некоей святой силы, поднявшись над временем, видеть вчерашний день, как сегодняшний, в настоящем. Второй - это, преодолев расстояние длиною в год, пройдя длинный путь, прийти во вчерашний день, но, опять же, вчерашний день удержать невозможно, и он уходит. Подобно этому примеру, так и переход от очевидной (внешней) реальности к истине (хакикату) возможен двумя способами:

Первый - это, непосредственно попав под притягательность истины, найти истину в очевидной реальности, не прибегая к посредничеству тариката.

Второй - это преодоление многочисленных ступеней посредством тариката. Хотя последователям тариката и удается уничтожить свой повелевающий нафс, но однако они не могут достичь степени сахабов. Ибо по той причине, что нафсы сахабов были обузданы и очищены, они, благодаря многочисленным инструментам, заложенным в сущности нафса, в большей степени удостоились разных видов поклонения, благодарения и восхваления Всевышнего. После уничтожения же нафса поклонение аулия становится ограниченным.

Третья сторона. Невозможно достичь достоинств сахабов в поступках, их благодеяний в делах и их достоинств в отношении Вечного мира (Ахирата). Ибо подобно тому, как некий воин, при некоторых обстоятельствах, стоя на посту в каком-нибудь важном и опасном месте в течение часа, может обрести такую духовную степень, которая достигается целым годом поклонения, а за минуту умерев от пули, он поднимается на такую степень велаята (праведности), которую от силы можно достичь по меньшей мере за сорок дней. Так же и заслуги сахабов в установлении Ислама, в распространении предписаний Корана и в борьбе ради истин Ислама со всем миром настолько велики, что степень, достигнутую ими за одну минуту, другие не смогут достичь и за год. Даже можно сказать, что все их минуты в том святом служении подобны минуте того воина-шахида. Все их часы подобны часу самоотверженного воина, стоящего на посту в опасном месте: деяний мало, плата за них большая, и цена их высокая.

Да, поскольку сахабы стоят в первом ряду в деле установления Ислама и распространения света Корана, то, по смыслу фразы: "Ставший причиной подобен исполнителю", им достается часть от добрых деяний всей мусульманской уммы. И умма своей молитвой:

"О Аллах! Благослови Мухаммеда, и его семью, и его сахабов", показывает, что часть добрых деяний всей уммы относится к сахабам. И подобно тому, как небольшое преимущество, имеющееся в корне какого-нибудь дерева, принимает большие размеры на ветвях этого дерева, и оно больше какой-нибудь большой ветви. И подобно тому, как небольшое преимущество в начале постепенно формирует некий крупный итог. И подобно тому, как небольшая разница с игольное ушко вблизи центральной точки порой соответствует разнице в метр на окружности. Точно так же, подобно этим четырем примерам, из-за того, что сахабы являются основами и корнями светлого древа Ислама и составляют основу светоносных связей в здании Ислама, и от того, что они являлись имамами Исламской общины и первыми из их числа и были близки к центру Солнца Пророчества и Светильника Истины, их малые деяния - огромны, и их небольшие служения - велики. Для того, чтобы достичь их, надо быть настоящим сахабой...

Автор: "Рисале-и Нур"
подписаться на канал
Комментарии 1
  • ...Альхамдули Лляхи..прекрасная статья...
    (1474)
    9 июля'2012 в 20:50