Среда обитания

Религия трудна, но награда велика

Религия – это ограничения. Любые ограничения трудны для души. Юноша видит в девушке красоту, и шайтан ему приговаривает: «Обрати внимание на неё, как она красива». Он поддаётся на получение удовольствия от любования её образом. Так душа идёт на поводу у шайтана, склоняется к желанием лицезреть запретное и тянуться к нему. Но тут приходит религия и говорит: «Нет! Это запрещено (харам)!»

Человек утром лежит в тёплой постели. Воздух холодный. Сон сладкий. Но ему религия говорит: «Покинь тёплую постель, проснись от сладкого сна, соверши омовение и сделай намаз».

Голодный видит еду перед собой. Душа желает полакомиться. Шайтан даёт напутствие. Но приходит религия и склоняет его к посту и говорит: «Откажись от еды!»

Торговец видит, как прибыль течёт в изобилии. Душа склоняется к ней и привязывается. Но религия говорит: «Оставь эту прибыль, ведь в ней есть риба (ростовщичество), и оно запретно!»

Следовательно, юноша будет видеть тяжёлой религию, потому что он весь опутан ограничениями. Даже сам Аллах описал Коран тяжёлым, т. е. тяжёлым для души, ибо в нём содержатся обязательства и веления. «Мы непременно ниспошлём тебе весомые слова» (сура «Закутавшийся», аят 5).

Самым тяжёлым обязательством является отказ от приятного, желаемого, сиюминутного удовольствия вместо невидимого удовольствия. Это называется вера в скрытое. Вот почему Аллах приготовил великую награду верующим, которые веруют в сокровенное. Он похвально отзывается о них, разъясняет, что это первое качество верующего и богобоязненного человека: «Это Писание, в котором нет сомнения, является верным руководством для богобоязненных, которые веруют в сокровенное, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (сура «Корова», аят 2–3).

Кто же такие верующие люди, которые уверовали в сокровенное? Это не те, кто просто языком говорят, что они уверовали. Напротив! Молодой человек, уверовавший в сокровенное, – это тот юноша, который, видя своих сверстников, ведущих распутный образ жизни, сам того желает, но борется со своими страстями, воспитывая себя огнём ада, постоянно контролируя себя размышлениями и сдерживанием души. Он оставляет мимолётное удовольствие ради получения удовольствия в Судный день.

Крепко верующий в сокровенное, когда видит своих товарищей, покушающихся на запретное имущество и по этой причине становящихся богатыми, не поддаётся на соблазн и довольствуется малым, проявляет терпение в трудностях в надежде на богатство и свободу в вечном мире.

Верующая в сокровенное мусульманка, когда видит свою подругу, одевающуюся по моде, чтобы щеголять перед людьми, при этом, когда сама мусульманка тоже может себе это позволить и, возможно, желает подобного, однако она идёт наперекор своему желанию, знает цену своему хиджабу и не поддаётся на упрёки об отсталости, делая всё, чтобы быть успешной в Судный день.

Верующий в сокровенное отстраняется от запретного (харам), каким бы оно не было приятным, каким бы оно не было полезным в этом мире, дабы получить награду в Судный день. Это очень трудно для эго человека.

Именно на это указал Ибн Кайим в своей книге «Сборник мыслей»: «Восхищения достоин не тот, кто потакает своим страстям и стремится к комфорту, без разницы касается это дозволенного или запретного. Восхищения достоин тот, кто не потакает своей душе и желаниям и ищет довольства Аллаха».

Сказано: «Наклонностей в природе человека очень много. Такова её особенность. Поминание Судного дня не является таковой особенностью природы человека. Разве тот, кто не знает, что прелести вечного мира намного лучше, сможет прислушаться к обещаниям и угрозам Корана? Природу человека, склонную к мирскому, можно сравнить с льющейся водой. Она устремляется вниз. Чтобы направить поток воды верх, необходимо приложить усилие. Вот почему Аллах побуждает и предостерегает, укрепляя разумных людей. Что касается природы человека, то она многолика. Удивление должно вызывать не то, что она проявляется, а то, что она сковывается».

Сказанное есть истина, потому что добро и богобоязненность – это движение наверх. Зло и нечестие – это движение вниз. Двигаться вверх трудно, а скатываться вниз легко. Будучи на вершине горы ты сможешь сдвинуть глыбу одним движением так, чтобы она легко откатилась до подножия. Однако ты не сможешь её поднять, если не приложишь неимоверные усилия и трудности. Ты сможешь сделать так, чтобы запасы воды из горы Касьюн (Сирия) достигли долины Барди (Сирия). Однако ты не сможешь её подать наверх обратно, кроме как при помощи насосов и другими видами аппаратов, потратив много средств.

Религия – это ограничение. Разум – это ограничение. Закон – это ограничение. Нравственность – это ограничение. Чем больше человек будет идти по пути прогресса, тем больше будет возрастать количество ограничений.

Только у животного нет ограничений, кроме его инстинкта. Животное ходит «нагишом». Если мужская особь встретит женскую, она овладеет ею у всех на виду. Если животное увидит пищу у слабого сородича, то оно силой заберёт еду себе.

Если человек оставит всё, что для него трудно, и будет делать всё, что хочется его душе, – пропадут порядок, нравственность, закон. Человек не будет считаться человеком. Он станет животным, диким животным. Лекарство бывает горьким для больного, а лечение болезненным. Душа не хочет этого и избегает. И если мы пойдём на поводу у души, оставим лекарство – здоровья не будет.

Держать силу воли, дабы не поддаться прихоти души, сдерживаться в гневе, отказаться от желания, подавить запретное половое влечение – всё это тяжко для души.

Да! Религия трудна. Но не всё, что трудно оставляют. Разумен тот, кто понимает, что лучше бороться с временной болью, чтобы потом навсегда жить в довольстве. Например, когда болит зуб, лучше потерпеть боль во время лечения, чтобы потом чувствовать себя спокойно. Или лучше потерпеть хирургическое вмешательство, чтобы потом жить без боли.

Также разумен тот, кто, столкнувшись с временной радостью, за которой может последовать боль и разочарование, оставляет её и отказывается от неё, как бы сильно он не мечтал о ней.

И если тебе скажут: «Идём! Мы дадим тебе всё, что твоей душе угодно, – имущество, удовольствия, женщин. Мы тебе дадим всё, что даже тебе не приходило на ум. Но с условием – на один месяц. Затем мы тебя убьём в пытках, сожжём на огне». Ты примешь эти посулы или скажешь «Нет, нет, я не хочу всего этого»? Так какая польза от временного удовольствия, если после неё последует смерть?

Таков образец сладости запретного мира. Можно пользоваться этим миром в дозволенном, затем после смерти получить вечный покой. Можно также, пользоваться этим миром в запретном, затем, умерев, получить вечное беспокойство и даже жёсткую расплату, попав в геенну огненную.

Взвали тяжесть религии. Поистине, это легче, чем выдержать тяжесть наказания в Судный день.

Автор: Асад аль-Кудали, newislamru
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Джазакаллаху хойрон ингвар.
    (-20)
    7 июля'2012 в 15:07