Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения в России антиэкстремистского законодательства в июне 2012 года.
Нормотворчество
7 июня 2012 года в Госдуму был представлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Законопроект в частности предусматривает создание единого реестра доменов и сайтов, на которых размещена информация, запрещенная к распространению в России. Помимо сайтов с порнографическими информацией или изображениями, пропагандой наркотиков,психотропных веществ и самоубийств, в реестр должна быть включена "иная размещаемая в сети Интернет запрещенная к распространению в Российской Федерации информация - на основании вступившего в законную силу решения суда о признании информации запрещенной к распространению". Механизм создания реестра остается неясным, а механизм его функционирования – непродуманным. С одной стороны, это вызывает сомнения в эффективности работы реестра, а с другой, может привести как к неоправданной блокировке доступа к множеству сайтов, особенно не российских, так как их администраторы вряд ли будут оперативно удалять контент по требованию российских правоохранительных органов (теперь на законном основании может повториться история с блокировкой YouTube). Законопроект был направлен на рассмотрение в Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей.
9 июня 2012 года после публикации в "Российской газете" официально вступил в силу подписанный 8 июня 2012 года Президентом РФ Федеральный закон Российской Федерации от 8 июня 2012 г.№ 65-ФЗ г. Москва "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях,митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Помимо прочего,принятый закон не допускает к организации публичных мероприятий лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость по ряду статей УК и КоАП, включая статьи,относящиеся к антиэкстремистскому законодательству. Такое ограничение представляется нам оправданным для некоторых из этих статей, но по меньшей мере спорным для других. Следует также учесть, что по антиэкстремистским статьям выносится весомое количество неправомерных приговоров.
25 июня 2012 года был обнародован законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования правового регулирования противодействия экстремистской деятельности", разработанный Минкомсвязи России (может быть внесен в случае утверждения Правительством). Документ предусматривает внесение поправок в ряд статей КоАП, закон "О СМИ" и закон "О противодействии экстремистской деятельности". Законопроект приравнивает к распространению экстремистских материалов размещение гиперссылок на эти материалы в интернете,что представляется нам опасной мерой, ведущей к ограничению свободы.Кроме того, предполагается введение в КоАП РФ ст. 20.31 (осуществление средством массовой информации экстремистской деятельности), налагающей на СМИ крупные штрафы за распространение экстремистских материалов. Формулировка статьи фактически повторяет формулировку ст.ст. 282 и 205.2 УК, что создает недопустимую ситуацию правовой неопределенности вместо создания "мягкой альтернативы" уголовному преследованию. При этом статью 13.15КоАП предлагается дополнить примечанием о том, что ответственность за нарушения статей 20.3, 20.29 и 20.31 КоАП несут редакции средств массовой информации как юридические лица. Таким образом, в частности, станет возможным приостановление деятельности СМИ всего лишь за обнаруженные на его сайте ссылки на экстремистские материалы, в том числе и в комментариях читателей.
Положительной стороной законопроекта представляется ограничение действия ст. 20.3 КоАП (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики и символики) теми случаями, когда речь о пропаганде или оправдании нацизма и фашизма, и внесение соответствующих изменений в ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Приветствуем мы и предложение удалить из этого ФЗ наиболее одиозных процедур прекращения деятельности СМИ за экстремизм.
20 июня 2012 года Европейская комиссия за демократию через право при Совете Европы (Венецианская комиссия) обнародовала"Мнение" о Федеральном законе РФ № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Документ принят на 91-м пленарном заседании комиссии 15–16 июня 2012 года. Комиссия рекомендовала внести в федеральный закон ряд поправок с целью уточнения и изменения определения экстремизма и связанных с ним терминов, а также ряда других процедур. Основным источником произвола и злоупотреблений антиэкстремистским законодательством, по мнению Комиссии,является, то, что в число экстремистских правонарушений включаются и такие,которые не связаны с насилием или с призывами к насилию. Чрезмерно широкое и неясное определение, а также произвольное применение закона порождают чрезмерно жесткие ограничения фундаментальных прав и свобод, закрепленных в Европейской конвенции по правам человека (в частности, ст.ст. 6, 9, 10 и 11) и нарушает принципы законности, необходимости и пропорциональности. В связи с этим Комиссия рекомендовала российской стороне привести законодательство в соответствие с Европейской конвенцией по правам человека и предложила свои помощь и содействие в этой работе.
...
Запрет материалов за экстремизм
В середине июня 2012 года стало известно о мартовском решении Ленинского районного суда Оренбурга о признании экстремистскими материалами 65 книг, брошюр и статей, изъятых при обыске у жителя Оренбурга Асылжана Кельмухамбетова, осужденного в июне 2011 года по ч. 1 ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации) за создание ячейки"Нурджулар". Среди 65 материалов – книги крупнейших российских издательств, специализирующихся на мусульманской литературе: "Сад", "Новый сад", "Умма", "Новый Свет", "Диля", "Ансар", "Kaynak". Суд запретил практически всю изъятую при обыске у Кельмухамбетова библиотеку скопом на том основании, что данная литература якобы характерна для "представителей движения "Нурджулар", "группа, которой принадлежала изъятая библиотека, относится к международному движению "Нурджулар",а содержание текстов направлено на "изменение субъективной реальности личности, ее системы ценностей и убеждений, взаимоотношений в обществе, при этом осуществляется попытка подсознательного воздействия на психику и воздействия на механизмы веры, то есть формирование осознаваемых ценностей и убеждений на иррациональной основе". Напомним, мы не считаем правомерным запрет трудов Нурси, не содержащих каких-либо крайних высказываний,а также организации "Нурджулар", которой в России и не существовало. Соответственно,мы выступаем и против преследования отдельных верующих, изучающих книги Нурси.Однако в данном случае речь идет не только о книгах Нурси: экстремистскими признаны заодно и другие мусульманские религиозные труды: сборники хадисов пророка ислама Мухаммада "40хадисов" и "Сады праведных" имама ан-Навави, многотомный труд Османа Нури Топбаша "История пророков в свете Священного Корана",переложение Корана для детей и т.д. В числе запрещенных - книга "Крепость мусульманина", изданная Асламбеком Эжаевым, относительно которой имеется заключение, что в ней отсутствуют признаки экстремизма. 25 июня 2012 года члены Общественной палаты отправили ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения суда.
В начале июня стало известно о признании экстремистскими еще двух мусульманских сочинений, не содержащих, с нашей точки зрения, крайних высказываний: в Астрахани были признаны экстремистскими книги Насира ибн Хамада Аль-Аммара "Призыв" (Издательский дом "БАДР")и Салеха бин Фаузана аль-Фаузана "Дружба и непричастность в исламе" (Саудовская Аравия-Баку: Шарг-Гарб, 1996). Обе книги по решению суда подлежат конфискации и уничтожению.
22 июня 2012 года Абаканский городской суд признал экстремистским материалом № 1073–1074 газеты "Пасха Третьего Рима",которая издается в Выксе Нижегородской области по благословению лишенного сана епископа Диомида (Дзюбана). В 2008 году эту газету Синод РПЦ признал вредной для церкви и разделяющей христиан. По заключению экспертизы, на основе которой прокуратура обратилась в суд, в номере газеты "содержится информация, которая может послужить мировоззренческой основой для формирования радикальных религиозных взглядов и содержит высказывания, способствующие возникновению и распространению чувства неприязни к нехристианским религиозным вероисповеданиям, а также высказывания, направленные на пропаганду превосходства и неполноценности граждан по признаку религиозной принадлежности, попытку создания конфликтов между гражданами разного вероисповедания". Ознакомившись с текстами их указанных номеров газеты, мы пришли к выводу, что они вполне типичны для крайне консервативных сторонников епископа Диомида, считающих патриарха Кирилла еретиком, отличаются выраженным антиэкуменизмом и направлены в основном против католиков, однако признаков возбуждения вражды или призывов к насилию мы в них не обнаружили.
Признание экстремистскими вышеуказанных религиозных сочинений, к сожалению, укладывается в сложившуюся в последнее время абсурдную практику запретов религиозных сочинений лишь за то, что их авторы убеждены в истинности и уникальности своей веры.
Между тем, в июне Саентологическая церковь Москвы, Центр управления деятельности по распространению дианетики и саентологии, издательская группа"Нью Эра", а также несколько частных лиц направили жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В жалобе говорится о нарушении ст. 6 (право на справедливое судебное разбирательство), ст. 9 (свобода совести, мысли и религии), ст. 10 (свобода выражения мнений) и ст. 14 (запрет дискриминации) Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Саентологи обратились в Страсбургский суд после того, как в марте 2012 года Московский областной суд подтвердил решение Щелковского городского суда (Московская область), оставившего без рассмотрения кассационные жалобы заявителей на постановление о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение религиозной ненависти) по факту распространения книг Рона Хаббарда.