Вовсю трубят трубы, громче и громче звучат барабаны войны… Иранская делегация прервала переговоры в Москве, после того как право Тегерана на разработку мирных ядерных программ (иначе говоря – проведение обогащения урана) было поставлено под вопрос. Однако не чертёнок ли из шкатулки в данной ситуации Иран, которым удобно пугать «доверчивых клиентов»? И каковы же реальные намерения США, Израиля и их сторонников, чего они на самом деле боятся, прикрываясь добродетельной маской «спасителей человечества от ядерного Ирана»?
Московская встреча закончилась печально, и вряд ли могло всё быть по-другому. Сильной стране (хоть и в региональном масштабе) отказывают в праве иметь хотя бы мирную ядерную программу. Конечно, реакция Тегерана в сложившихся условиях была более чем предсказуемой.
Но так ли страшно, или точнее говоря – кому будет страшно, если Иран всё-таки сможет полностью реализовать свою ядерную программу и получит боевой атом? Ведь если учитывать сложившуюся обстановку – это может оказать и положительное влияние, обеспечив стабильность в регионе.
Нужно начать с того, что сами иранцы пока ещё не определились со статусом своей ядерной программы. Пока она носит мирный характер, и нет никаких доказательств обратного. Однако именно военный конфликт, особенно со стороны Израиля, может спровоцировать региональную «гонку ядерных вооружений».
Кстати, именно в Иране исламские учёные вывели фетву о недопустимости изготовления, а тем более применения ядерного оружия. Но американцам, израильтянам и прочим, не знакомым даже отдалённо с принципами шариатского права, это, видимо, ни о чём не говорит. Вероятно, они настолько привыкли преступать законы собственной религии, что считают и остальных подобными же невеждами и преступниками.
А между тем, даже в условиях абсолютной недоказанности иранских ядерно-военных разработок, страну уже около 20 лет держат в экономической блокаде, то частично блокируя санкции, то ужесточая их. Израиль, главный оппонент Ирана, около 15 лет утверждает, что «уже через два года Иран будет обладать ядерным оружием», но годы идут, а оружие или хотя бы доказательства его существования так и не появляются.
Если соотнестись с геополитическими процессами, то станет понятно – Израиль явно давит на слабую администрацию Обамы и лоббирует свои интересы. Но шансы последнего явно невелики на очередных выборах осенью этого года. И вполне возможно возвращение во власть неоконсерваторов. К слову, они будут действовать осторожнее, поскольку именно администрация Джорджа Буша младшего серьёзно обожглась в Ираке. Оружие массового уничтожения, несмотря на все военные действия и казнь Саддама Хуссейна, так и не найдено до сих пор. А кто будет отвечать за развал суверенного государства – непонятно, всё-таки на дворе далеко не 13-й век.
Нужно сказать, что если бы «пятёрка» смогла представить в Москве хотя бы приблизительный план «безъядерного Востока», то переговоры окончились бы более удачно. Но в мировых державах как в басне Крылова: лебедь рвётся в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду… Договорённости нет уже среди тех, кто собирается добиваться разоружения Ирана, и будет ли Тегеран серьёзно относиться к действиям стран, не способных согласовать свои позиции?
К слову сказать, в настоящий момент агрессором на Среднем и Ближнем Востоке выступает далеко не Иран, а Израиль. Именно он, опасаясь ядерных разработок Сирии и Ирака, разбомбил их объекты, беззастенчиво пользуясь прикрытием и поддержкой США. Провернуть подобное с Ираном будет намного сложнее.
Иран на порядок сильнее своих арабских соседей, да и свои ядерные разработки укрывает куда лучше. С наскока взорвать всё это просто не получится, и нужно непосредственное участие Вашингтона, который пытается откреститься всеми правдами и неправдами. Бараку Обаме накануне выборов лишняя головная боль совершенно не нужна.
Вообще, если свериться с картой, Ближний и Средний Восток сейчас находятся в ядерных тисках. С одной стороны – Израиль (который хоть и отрицает все обвинения в наличии у него ядерного оружия, согласно косвенным данным обладает им, вероятно с подачи США), с другой – Пакистан. До последнего времени считалось, что официальный Исламабад абсолютно курируется Вашингтоном, но на деле это оказалось не так.
Последние военные просчёты США, особенно немотивированное «присоединение» Пакистана к своей вотчинной территории, заставили Исламабад поставить свои отношения с американцами под угрозу разрыва. Конфликтов с Индией в последнее время нет – и довольно-таки положительную тенденцию в этом дала ШОС. Афганистан в подвешенном состоянии вывода американских войск, да и граница за последнее время была хорошо укреплена. Собственно, именно поэтому взгляд Исламабада устремился дальше, к соседнему (по провинции Белуджистан) Ирану.
Нужно отметить, что Пакистан и Иран – давнишние не только соседи, но и неплохие друзья. Не так давно в Исламабад поступило предложение от Ирана о сотрудничестве в энергетической сфере, в свою очередь Пакистан не поддерживает санкций и экономических блокад против Ирана, проводя с ним довольно много торговых операций.
А между тем израильские истерические выкрики об опасности иранской атомной бомбы прежде всего для Тель-Авива не более чем лозунги (под прикрытием которых можно делать очень много дел). Если бы израильтяне реально опасались развития подобной ситуации, то они уже сейчас начали бы подготовку к её отражению, чего не наблюдается.
Здесь скорее другое. Если не считать Пакистан, который не очень любит вмешиваться в арабскую политику, Израиль сейчас выступает на Ближнем и Среднем Востоке как неофициальный (но от этого не менее опасный) ядерный монополист.
Если допустить военный атом в Иран, то ведь на этом ситуация не закончится. Естественный и постоянный противник шиитского Тегерана – суннитские монархии Персидского залива, и в первую очередь Саудовская Аравия – пойдут тем же путём. Просто чтобы обезопасить себя от Тегерана. У Эр-Рияда есть для этого и возможности и средства, на крайний случай – «бомбу» можно будет и прикупить у Пакистана (который слишком многим обязан саудийцам). Естественно, гонка ядерных вооружений на этом не остановится. Потенциально способны иметь своё ядерное оружие и Кувейт, и Ирак, и даже Египет (где только что на выборах победил представитель «Братьев-мусульман») и Турция. Таким образом, с гегемонией Израиля в регионе будет покончено, несмотря на всю поддержку США. Включиться в гонку ядерных вооружений Израиль не сможет, идя против нескольких стран, у него для этого недостаточно политических и экономических средств.
Более того, в условиях ядерного Ближнего и Среднего Востока Израилю придётся прекратить третирование Палестины и допустить возможность создания на её территории полноценного легитимного государства.
Как ни странно – односторонняя политика сдерживания, как правило, приводит к геноциду. А ядерный баланс между Израилем, шиитским Ираном и суннитским (преимущественно) Пакистаном может дать долгожданный баланс сил в регионе и предотвратит однонаправленные военные действия.
«Не делай другим то, чего не желаешь себе» – эта мудрая истина из Библии оказалась непопулярной в израильско-американской среде. Но там же написано и другое: «Посеешь ветер – пожнёшь бурю» – ветер военной операции против Ирана может обернуться реальной бурей с созданием ядерного оружия и его применением. Сейчас же, согласно мнению большинства экспертов, Тегеран вовсе не стремится к ядерному оружию, но его могут очень «тактично» подтолкнуть к необходимости его создания. И последние неудачные переговоры в Москве – одно из доказательств этого.