Продолжение.Начало материала здесь.
Во второй половине дня 9 июня 2012 казанский форум «Национальная самобытность и религия» продолжил свою работу. С краткими речами итогов работы секций выступили Валиулла Якупов, Рафик Мухаметшин, Ильдус Амирханов и Фарит Уразаев – организаторы и руководители деятельности четырех секций.
Остальное время предназначалось для выступлений делегатов с регионов. Яркой стала речь Муккадаса Бибарсова. Зал с большим вниманием слушал негромкое звучание голоса лидера саратовских мусульман. Как известно, Муккадас Бибарсов - один из исламских деятелей Совета муфтиев России, кто обратился к руководству Республики Татарстан, татарскому народу, интеллигенции с обращением недопущения установления скульптуры «Хранительница» Даши Намдакова в Булгарах, историческом месте, неразрывно связанным в народной памяти с принятием нами исламской веры. Делегаты единогласно поддержали предложение Муккадаса Бибарсова о включении в итоговую резолюцию форума пункта о недопущении установления идола. У мусульман большой грех – идолопоклонничество, ибо у нас один Хранитель во всех мирах – это Всевышний.
Нафигулла Аширов, один из немногих в России образованнейших в исламских учениях муфтий, акцентировал в своей речи то значение, которое придается в Коране образованию. Он призывал имамов, хазратов ежедневно совершенствоваться в познаниях исламских наук и Корана. «Мы все татары, мусульмане и можем, и должны объединяться на одной основе - предписаниях Всевышнего, ибо это основа нравственного и физического здоровья всех народов». Свою речь он построил, памятуя, что это форум исламских служителей, а потому постоянно аргументировал свои призывы доводами (далилами) из Священного писания.
Абдурауф Забиров сказал в своем выступлении важные для всех нас слова: «Если Москва – это столица страны, то Казань для татар всего мира – сердце нашего народа, все татары благодарны деяниям, что начал и делает Минтимер Шаймиев и Фонд «Возрождение. Это долгожданное восстановление нашей исторической памяти. Булгары – это хорошо, это нужно. Но можно ли было Татарстану оставить в тени другое значимое в этом году событие – 800-летие принятия Ислама государственным образованием Золотая Орда, в которую входили большие территории центральной России? Это равнозначные события – принятие татарами в X веке исламской веры, образование Булгарского государства и широкое, повсеместное принятие татарами центральной России исламской веры уже в государственном образовании Золотая Орда».
Вполне соглашаясь и понимая чувства Абдурауфа Забирова, тем не менее хотелось бы остановиться на следующем моменте в этой связи. Нам, коренным татарам своей земли очень важно, уповая на Казань, и самим не плошать. Значимость и масштабность события принятия исламской веры татарами центральной России в государственном образовании Золотая Орда, прежде всего, должна была исходить из программ, планов мероприятии, форумов пензенских, рязанских, саратовских, мордовских, нижегородских, касимовских, костромских, ярославских, тамбовских, воронежских, липецких, волгоградских, астраханских, курских, калужских и многих, многих других татар-мусульман. Здесь могли и должны были работать рука об руку национальные и религиозные объединения. И сделать это никогда не поздно, а Татарстан, думаю, не может и не должен игнорировать надежды, возлагаемые татарами центральной России на него.
Говоря, самим не плошать, остановлюсь также на выступлении Фаузии Байрамовой, которая однажды взобравшись на трибуну площади Свободы, так и не может с нее спуститься. Байрамова, в свойственной ей площадному стилю выступлениях, в горячем порыве бросила дикие по форме и содержанию обвинения муфтию Аширову, сказав, что «вместо того, чтобы здесь читать проповеди с аятами из Корана, лучше бы работали в Тюменских, Омских, Курганских, Новосибирских областях, где в селах отсутствуют мечети, нет имамов, а татары начинают поклоняться идолам, в этих целях едут даже в Казахстан».
Уважаемая народом Фаузия Байрамова - давний пахарь общественного поля, но, видимо, до новоиспеченного историка и писателя не дошли, какие испытания выпадали и выпадают на долю ДУМ АЧР и в его лице коренному сибирскому татарину Нафигулле Аширову в их деятельности по созданию исламских общин на исконно мусульманской сибирской земле. Это в Татарстане, наверное, никто не мешал: захотели татары, объединившись, создать общину, пожалуйста, работайте только. Совсем другое дело было с ДУМ АЧР на сибирской земле. Государственное образование сибирских татар давно ликвидировано, а кто же на уровне господствующей православной власти будет попечительствовать мусульманам Сибири? Отвечаю со знанием дела.
Такова была картина на уровне руководства Тюменской области, когда еще не было разделения на автономные округа ХМАО и ЯНАО и в последующем, с разделением. Например, на уровне чиновников правительства ХМАО, курировавших религиозные вопросы, созданию исламских общин под крылом ДУМ АЧР ставились бесчисленные преграды, личностью Аширова запугивали лидеров национальных татарских и башкирских общин. Не одно давление лично испытала от замаскированных, например, в организацию «инвестиционные технологии», где за татарскими фамилиями зримо стояли Дворники. Не подумайте, что это трудяги-дворники, нет, они из разряда фамилий Дворковичей) .
Кстати, скажу, что касается личности самой Байрамовой. В середине 90-х на сибирскую землю приезжал эмиссар-писатель из Татарстана, который попытался присоединить общественную организацию города Нижневартовска «Ватан» к кампании шельмования партии «Иттифак» в лице ее площадной деятельности Байрамовой. Как руководитель первого татарского общества и позднее первой татарской автономии в ХМАО я не посчитала нужным работать на мельницу третьих лиц. Воздерживалась ранее публично говорить на эту тему, но приходится.
На сибирской земле тысячи татарских сел с коренным этническим мусульманским народом. Сибирские города строили, добывали нефть и газ в большинстве своем строители и нефтяники татары. Только в городе Нижневартовске по секретной статистике ( данные второго секретаря горкома партии КПСС С.С. Верина) татары составляли семьдесят тысяч из двухсот сорока тысячного населения города по переписи 1989 года.
Я видела, как по линии РПЦ МП с огромной поддержкой власти проходило установление православия в городах, даже в отдаленных стойбищах хантов и ненцев. Исламскую веру восстанавливали в душах людей исключительно с Божьей помощью, на голом энтузиазме активистов из татарских общественных организаций, этнических мусульман. Констатирую - в создании и регистрации первых и последующих исламских общин в городах и поселках Сибири главную роль играли татарские общественные организации. Так была зарегистрирована в 1989 году первая в Ханты-Мансийском округе исламская община в городе Нижневартовске. А уже в 1993 году общество «Таң/Заря» города Нижневартовска (переименовано было в Отечество/ «Ватан» в 1993 г.) обратилось в в ДУМ Республики Татарстан, в город Набережные Челны, в мечеть «Покаяние»/ «Тәүбә” о присылке исламского служителя. Другой вопрос, что были и есть среди выпускников исламских училищ/медресе случайные люди, по своему воспитанию не предназначенные быть предводителями общины пророка Мухаммада. И уже потом с этими служителями власть начинала игры и давала указания с кем работать, с Таджутдином или Ашировым.
Без активизации татарских национальных организаций, без поддержки татарских активистов сел, деревень, городов Духовным управлениям мусульман трудно, сложно, а порой и невозможно начинать работать. Национальные организации этнических мусульман и Духовные управления, имамы должны работать поддерживая друг друга и рука об руку, только тогда можно надеяться на подъем исламской веры, а значит нравственности среди татар, башкир и других мусульманских народов России. Имам, как и вера, не может придти на неподготовленную почву. Но зачем площадной деятельнице обо всем этом раздумывать, когда предоставляется трибуна и можно бросать направо и налево обвинения.
Выступления, которые бы раскрывали эффективный подход к решению огромного количества проблем, стоящих перед исламским сообществом, в том числе татарского народа, были единицы. Не могу таковым назвать выступление имама-мухтасиба Рашида Бултачеева из Рязанской области, который в течение получаса из двухчасового отведенного времени на всю работу форума, пересказывал историю татар Касимовского царства (государство в тюркском обозначении - ханство/ и последующих веков. Да и не собирался, думаю, форум, чтобы выслушивать отчеты о проводимых мероприятиях Ураза, Корбан байрамы. Или похвальбу Гаяза Закирова из Нижегородской области с перечислением: «У нас есть мечети, институт Фаизханова, агентство «Медина»…».
Хотелось услышать, насколько в регионах созданы профессионально работающие с нормальным штатом и оснащенными офисами редакции исламских масмедиа; как они работают с исламским населением региона; опыт работы исламских массмедиа с государственными СМИ; сравнительное отношение властных структур к мусульманам региона, к работе Духовных управлений мусульман; количество в регионе татарских сел и их потребность в имамах; анализ присылаемых в регион выпускников исламских училищ и вузов; численность татарского народа в том или ином регионе и посещаемость ими мечетей; достаточность мечетей в регионе; уровень охвата созданной исламской общиной татарского населения села, деревни, города; охваченность детских садов, школ и взрослых слоев татарского населения исламскими уроками, курсами и школами; обеспеченность халяльной продукцией в регионе; финансовая стороны обеспечения работы по разным направлениям…
Делегаты форума меня во многом разочаровали, а потому множественные парадные награждения имамов, уж извините, нисколько не радовали. Я понимаю, награждение может являться стимулом для достижения новых высот, но не обесценить бы эти награды.