Новый курс в одном из старейших университетов Германии вполне отвечает требованиям тысяч немецких мусульман, желающих видеть именно немецких имамов и преподавателей религии, уверена Йылмаз, дочь приехавших некогда в эту страну турецких гастарбайтеров.
Без интеграции – никуда
Обучение на степень бакалавра – первая из целого ряда программ, которые будут запущены в Оснабрюке, Нюрнберге и Франкфурте.
Эти программы, на реализацию которых правительство в ближайшие пять лет выделяет 20 млн. евро, направлены на обучение целого поколения выросших в немецкой культуре религиозных лидеров и ученых.
Выполняя роль консультантов, общественных деятелей и организаторов, работая с молодежью, имамы налаживают прочную связь между мечетью и повседневной жизнью в Германии.
Сейчас большинство из двух тысяч германских имамов – иностранного происхождения, в основном из Турции, что некоторые критики считают существенным препятствием на пути интеграции мусульман в немецкое общество.
«Большинство из них привязаны к своей культуре, языку, своей родине», – говорит Бюлент Укар, профессор исламского религиозного образования в университете Оснабрюка, где в прошлом году впервые открыли ускоренный курс погружения иностранных имамов в немецкий язык и культуру.
«У всех этих имамов хорошие намерения, но они просто не в состоянии выполнять свою работу. Они не могут способствовать интеграции, поскольку не говорят по-немецки», – считает он.
Еще одна проблема для страны – нехватка таких немецкоязычных имамов, которые могли бы наладить контакты с выросшей здесь мусульманской молодежью.
«Молодые люди ничего не знают, а невежество опасно. Когда не можешь чего-то объяснить, становишься агрессивным», – объясняет участвующий в новой учебной программе в университете Тюбингена Захич Сичич.
«Вот почему молодежь должна больше знать об исламе – чтобы не было этого агрессивного потенциала».
«Ислам больше не является чуждым»
Вводя исламские теологические программы, правительство Германии признает, что эта религия вносит вклад в общественное благо.
«Видите, мы уже стали неотъемлемой частью всемирно известного университета, – говорит профессор Тюбингенского университета Омар Хамдан. – Ислам больше не является чуждым».
Действительно, в стране, правительстве которой рассматривает религиозные общины как своих партнеров, появление исламских теологических центров свидетельствует о том, что эта религия в значительной мере воспринимается как часть социальной структуры Германии.
«Мы стоим на равных с другими школами богословия. Мы такие же основные, как и другие религии», – добавляет Хамдан.
А ведь совсем недавно, в 2009 году, вся страна была охвачена спорами, спровоцированными финансистом Тило Саррацином, который обвинил в своей книге иммигрантов-мусульман в подрыве устоев, снижении уровня образования и культуры немецкого общества.
Масла в огонь подлила канцлер Меркель, заявившая о провале мультикультурализма в Германии.
Эти замечания вызвали довольно гневную реакцию. Тогдашний президент Кристиан Вульф подчеркнул, что ислам является неотъемлемой частью немецкого общества. Многие политики также призвали признать ислам в качестве одной из официальных религий этой преимущественно христианской страны.
Государство финансирует
Профессор права в университете Геттингена Кристин Лангенфельд, специализирующаяся на отношениях государства и религии, весьма одобрительно отзывается о новой концепция правительства Германии по отношению к различным вероисповеданиям.
«Значимой вехой» называет она создание финансируемых государством центров исламского богословия.
«Мы надеемся, что в довольно скором будущем больше не придется приглашать имамов из-за рубежа … Что исламские теологические центры будут способствовать современному пониманию ислама, позволяющему мусульманам жить в Европе бок о бок со многими другими религиями», – говорит Лагенфельд, являющаяся членом Экспертного совета немецких фондов по вопросам интеграции и миграции.
«[Эти теологические центры] – путь к интеграции, равенству и признанию».