ПО СЛЕДАМ ОДНОЙ СТАТЬИ О БУДУЩЕМ ИСЛАМА В ТАТАРСТАНЕ И РОССИИ
По чьей-то злой воле, как по мановению волшебной палочки, буквально в течение нескольких дней благополучный Татарстан из островка мусульманской стабильности и процветания был превращен в «зону террористической опасности». Образцово-показательная модель государственно-религиозного консенсуса, которую приводили в пример другим регионам, вдруг стала рассыпаться как карточный домик. Многие задаются вопросом, а случайно ли это или это новый проект по дестабилизации общей обстановки в Российской Федерации, но уже в ее центральных регионах, как Татарстан и Башкортостан.
Совсем недавно основное детище, известного своими критическими заявлениями по обстановке в регионе зам.муфтия Татарстана Валиуллы Якупова – Центр исламской культуры «Иман» отмечало 20-летний юбилей. Но этот , казалось бы радостный повод не помешал тому, что форум религиозных и научных деятелей практически полностью был сконцентрирован на угрозах т. н. «ваххабизма» в Татарстане. Сам В. Якупов в своем выступлении на форуме заявил: «В Татарстане сложилась устойчивая эшелонированная оргструктура, ответственная за пропаганду салафизма». При этом он не оставил без критики и тех немногочисленных госчиновников, которые, рискуя попасть под критику, все же оказывали помощь мусульманским общинам в реализации некоторых их пректов. По словам Валиуллы Якупова, ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества сознательно осуществляют финансирование «ваххабитской» проповеднической машины, выступая фактическими соучастниками терроризма!
Три дня спустя на научно-практическом семинаре «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия» теперь уже бывший муфтий уже не существующего ДУМ Татарстана в составе известного своим экуменизмом ЦДУМ Фарид Хайдаров по кличке Салман заявляет о том, что, якобы, «главным рассадником салафизма в республике является Духовное управление мусульман РТ».
Салафитский вопрос периодически «всплывал» в Татарстане начиная с 2000 года. В 2001 под шумные крики Якуповых и Салманов закрыли набережночелнинское медресе «Йолдыз», поскольку в нем какое-то время обучался уроженец Узбекистана Денис Сайтаков, позднее, как сообщали СМИ приложивший руку к организации взрывов жилых домов в российских городах. Затем последовали публикации в СМИ, в качестве оплотов ваххабизма в республике называвшие Альметьевск и Нижнекамск (нефтяной и нефтехимический промышленный центры Татарстана). К слову, сегодня мэром Казани является Ильсур Метшин, в тот период возглавлявший администрацию Нижнекамска. В этом же городе располагается и нефтеперерабатывающее предприятие ТАНЕКО – ключевой промышленный проект нового главы республики Рустама Минниханова. По этому поводу можно только догадываться о том кому выгодно сегодня представить благополучный во всех отношениях Татарстан угрозой для стабильности России. А также и о том, кто стоит за последними громкими разоблачительными заявлениями бывших и настоящих религиозных деятелей, борцов с мифом «ваххабизма» в Татарстане?
Здесь необходимо напомнить, что ряд мусульманских лидеров Татарстана, среди которых было значительное количество представителей закамских районов Татарстана, выступили с ультиматумом о том, что первый заместитель муфтия Валиулла Якупов должен покинуть свой пост. Поводом послужил его скандальный призыв сжигать исламскую литературу, которая попала под запрет по решению некоторых региональных судов и вместо того что бы предпринять меры по судебной реабилитации книг.
В 2008 муфтий, под непосредственным давлением органов вынужден был сделать все, для того, чтобы спустить на тормозах ультиматум, объявленный В.Якупову. Так Якупов, фактически, сохранил свое влияние, а должность его была переформулирована с «первого заместителя» на «заместителя по работе с государственными учреждениями».
Между тем борцы с «ваххабизмом» не прекращали подталкивать силовые структуры Татарстана и федерального центра к более «радикальным методам борьбы со своими инакомыслящими оппонентами, коих они называли «ваххабитами» или «саляфитами».
Хотя уже к середине 2000-ых, на примере Северного Кавказа было совершенно ясно, что силовое вмешательство в вопросы внутри конфессиональных разногласий абсолютно бесперспективно. Оно фактически привело к гуманитарной катастрофе, социально-экономическому коллапсу на Северном Кавказе, а в Поволжье – ключевом транспортном и важнейшем промышленном регионе страны, в центре России может привести к результату вплоть до гражданской войны и разрушения самого государства.
Об этом должны помнить разного рода «эксперты» и «исламоведы», которые сегодня призывают нещадно и без всяких разбирательств расправляться с любым проявлением инакомыслия в вопросах принадлежности к тем или иным общепринятым правовым школам ислама. «Взрывной рост числа исламистов в Республике Татарстан, наблюдающийся в последние три года, а также планы кавказских ваххабитов по распространению вооруженного “джихада” на Поволжье, позволяют уверенно предполагать, что ситуация в регионе, если в ближайшее время силовые структуры не примут решительных мер, будет развиваться по кавказскому сценарию», - пишет один из таких новоиспеченных «экспертов» Фарит Хайдаров (Салман), забывая, однако, добавить, что силовые структуры пока что никаких результатов на Северном Кавказе не достигли, они систематически выигрывают бои, но проигрывают войну в целом и призывать делать то же самое и в Поволжье – как минимум антироссийская позиция.
Бывший муфтий от ЦДУМ Фарид Хайдаров (Салман), которого было не слышно и не видно в течение последних нескольких лет, вдруг (а вдруг ли?) объявился в Казани, учредил свой собственный «исламский исследовательский центр» и стал повсеместно раздавать интервью и делать громкие заявления, в которых ответственность за «салафитизацию» республики возложил на руководителя ДУМ Татарстана Г. Исхакова.
«Республика оказалась в расколе – салафиты существуют, это факт, от которого никуда не денешься, партии существуют, существуют и другие нетрадиционные для татарского ислама направления – и все это благодаря тому, что во главе духовной власти был и остается Гусман Исхаков. Ему нужно подать в отставку и уйти, пока еще не совсем поздно, пока ситуация в духовной жизни республики вообще не вышла из-под контроля», -заявил «эксперт». По мнению Фарида Хайдарова (Салмана), салафитского подполья в Татарстане нет, поскольку оно уже интегрировано с официальной духовной властью, ДУМ РТ практически полностью стало салафитским.
Ему вторит другой ревнитель «чистоты татарского ислама» В. Якупов: «Необходимо обществу осознать, что гораздо эффективнее ради мира и спокойствия в родном Татарстане убрать из мечетей всего лишь около двадцати мулл, которые являются ключевым звеном в ваххабитской проповеди, из-за деятельности которых сотни людей избирают ваххабизм как свою веру и духовно гибнут. К сожалению, в результате многолетнего присутствия ваххабитских имамов в ключевых мечетях республики им удалось привлечь к деятельности ваххабитского холдинга многих представителей элиты Татарстана. К сегодняшнему дню ряд чиновников высокого ранга, представители банковского и бизнес-сообщества сознательно осуществляют финансирование ваххабитской проповеднической машины, выступая фактическими соучастниками терроризма». Обо всем этом говорится и в резолюции 21 съезда Центра Исламской культуры «Иман» В. Якупова, прошедшем под девизом «О необходимых мерах по профилактике экстремизма».
В мае 2010 года Валиулла Якупов говорил в интервью: «Проблема Татарстана в том, что значительная часть мусульманского духовенства также стала салафитами, что еще больше затрудняет их идентификацию. Трудность в том, что большинство нашего духовного управления салафизировано».
А вот что говорил Валиулла Якупов в 2004 году в интервью газете «Восточный экспресс» (№41(195) 16 сентября 2004): «На мой взгляд, одной из причин проникновения ваххабизма в Татарстан может быть коррумпированность чиновников. В частности, непонятно, какими принципами руководствуются чиновники, когда разрешают работу одного медресе, которое впоследствии оказывается ваххабитским, и не дают лицензию другому, которое курирует представитель традиционного мусульманского духовенства? Удивительно, что поддержку этим нетрадиционным группам оказывают некоторые чиновники из районных администраций. Так, к примеру, в двух сельских районах республики на средства местных администраций прошел мусульманский летний лагерь, где преподавателями выступали представители нетрадиционного ислама».
Особенную тревогу вызывает то, что в авангарде борьбы с «ваххабизацией» стоят люди откровенно антиисламски настроенные и при этом реально слабо владеющие ситуацией. Журналист, а ныне «эксперт» Центра евразийских международных исследований Казанского федерального университета Яна Амелина, которая на дилетантском уровне занимается вопросами ислама всего три года, заявляет, например, что никакой умеренный ислам или ханафитский ислам реальной альтернативой «ваххабизму» быть не может, а «излечить» салафизм может только православизация татарского населения.
Вот небольшая подборка высказываний Яны Амелиной об исламе и мусульманах в одной из популярных соцсетей: «Агрессивность ислама и его претензии на мировое господство - отвращают нормальных людей. Что касается нравственности, то сознательно выбрать ислам и следовать его установкам может только тяжелобольной в нравственном плане»; «Надеюсь, что все (здраво)мыслящие мусульмане примут православие»; «Для начала надо научить зверьков находиться в приличном обществе» (о чеченцах); «Так называемые "исламские знания" поражают антинаучностью и общим убожеством».
С таким вот экспертами, высказывания которых неплохо бы подвергнуть экспертизе на предмет разжигания межнациональной и межрелигиозной розни (статья 282 Уголовного кодекса РФ), сотрудничают некоторые наши религиозные деятели, которые много лет хранили молчание и вдруг, на руку, к кем-то разыгрываемой уже в центре России «антиваххабитской» атаке вдруг стали активно выступать. А другие наши деятели предоставляют трибуны для вещания таким «юным дарованиям» как Фагим Шафиев. Новоявленный третий микро-муфтий Мордовии с высоты своего положения не стесняется в качестве новости подавать такие умные фразы как «Мусульманская умма России столкнулась лицом к лицу с исламским экстремизмом, - салафитизация мусульманской молодежи идет через обучение ее в зарубежных арабских странах».
Кроме того, опыт показывает, что многие наши «эксперты-исламоведы» сами ой как не свободны от конъюнктурности, чего только стоит один из них, который перед каждыми выборами муфтия Татарстана предрекал поражение Гусману Исхакову и обвинял муфтият Татарстана в ваххабизме, а в 2009 году вдруг стал рассыпаться в похвалах и благодарностях ДУМ РТ за неоценимую помощь в составлении карты религиозных общин и стал заявлять, что ДУМ РТ, фактически, самостоятельная от «плохого» Совета муфтиев России структура.
То, что сегодня с подачи вышеупомянутых личностей происходит – откровенный шантаж, ведь дальнейшее нагнетание истерии будет трактоваться как очень серьезный политический провал нового главы Татарстана Рустама Минниханова. Не так давно из списка «благополучных» уже выбыл Башкортостан. Если такое крайне негативное представление ситуации в Татарстане будет навязано общественности и на федеральном уровне, республика утратит реноме региона, в котором знают и умеют решать исламскую повестку дня, потеряет статус образцово-показательной модели. Когда степень разочарования политикой свободного религиозного развития достигнет определенного градуса, тогда вопросы будут ставиться уже совсем иным ребром, а именно в ключе того, что сценария свободного и при этом благополучного развития ислама для России априори не существует. В таком случае следует ждать массированного прессинга всего мусульманства, не зависимо от правовых школ, свертывания всех программ государственной поддержки ислама и низведения религии до уровня ручного пуделя этих самых «экспертов». И это уже очень серьезная проблема, чреватая последствиями не только для ДУМ РТ или Татарстана, но и в целом для всех мусульман страны и развития ислама в России.
Ни этого ли добиваются якуповы, салманы и их соратники по борьбе с исламской идентичностью российских мусульман? Время покажет!