В Турции возобновились аресты действующих и отставных офицеров. При этом комментаторы турецких СМИ запутались в многочисленных судебных процессах. Одних генералов арестовывают за то, что они совершили когда-то военные перевороты в Турции, других — за то, что им этого сделать не удалось.
Так суд в Анкаре по событиям переворота 1980 года утвердил обвинительное заключение в отношении бывшего президента Турции Кенана Эврена и генерала в отставке Тахсина Шахинкая. Напомним, что событиям 1980 года предшествовало ожесточенное противоборство между левыми и правыми группировками, которое вылилось в открытое насилие. Генерал Эврен давал понять, что действия военных носили упреждающий характер, что он предотвратил государственный переворот, спас страну от анархии. Но, как пишет в этой связи европейский исследователь Даниэль Гансер, после Второй мировой войны и до 1990 года в странах-членах НАТО параллельно с регулярными армиями альянса существовали секретные армии НАТО, которыми руководил тайный комитет безопасности в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. Он занимался дискредитацией или нейтрализацией правительств, которые считались нежелательными для США. «Турция имела и имеет особое значение для геостратегических интересов США, — пишет Гансер, — В период «холодной войны» она имела общие границы со странами Варшавского Договора, в частности, с Советским Союзом, была важна и как антикоммунистический участок фронта против Советов. В Турции тайная армия НАТО участвовала в военном перевороте 1960 года, в военном путче 1971 года, в военном перевороте генерала Эврена в 1980 году». Поэтому привлечение Эврена к судебной ответственности должно было сопровождаться тщательным анализом сложившейся в то время в Турции и вокруг нее политической ситуации, выявлением главных акторов этого события. Но ничего такого не произошло.
Аналогичное отношение проявляется и в отношении обстоятельств военного переворота 1997 года. На днях в ходе полицейского рейда был арестован начальник штаба третьей армии Турции генерал-майор Беркай Тургут и 10 действующих и отставных генералов. Причем, это уже четвертая подобная операция за последний месяц. Напомним, что в 1995 году на парламентских выборах в Турции победу одержала возглавляемая Неджметином Эрбаканом партия «Рефах» («Благоденствие»). В июле 1996 года Эрбакан возглавил коалиционное правительство. Военные, оценив это как приход к власти исламистов, 28-го февраля 1997 года созвали чрезвычайное заседание Совета безопасности, на котором правительству было выдвинуто 20 условий, в числе которых — отказ от мусульманских новшеств, борьба против исламского фундаментализма, признание чисто светского характера государства и т.д. В конце июня коалиционное правительство Эрбакана было вынуждено подать в отставку, а в январе 1998 года Конституционный суд Турции принял решение о роспуске партии «Рефах». Лидер партии Эрбакан оказался за решеткой.
Как заявил в этой связи нынешний госминистр Турции по вопросам Евросоюза Эгемен Багыш, «в результате этого мятежа в Турции закрылись 18 телеканалов и 14 радиоканалов, были возбуждены уголовные дела против 11 тысяч госслужащих и 750 преподавателей, 6 млн. граждан Турции оказались в черных списках». Сейчас прокуратура намерена установить степень участия задержанных генералов в этом, как называют в Турции, «постмодернистском перевороте». Он прошел бескровно и с сохранением действия конституции и работы парламента. Однако, по мнению прокуратуры и многих турецких политиков, смена власти нанесла большой ущерб развитию страны, за что участники тех событий должны понести соответствующие наказания. Отметим также, что в то время военные отправили за решетку и нынешнего премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.
Плюс к этому идущие в стране судебные процессы над сотнями действующих и отставных военных, которые проходят по делу о подготовке в 2003 году переворота — «Операция «Бальоз» (Кувалда) — с целью свержения нынешнего правительства. В числе обвиняемых фигурируют бывший командующий ВМС Турции адмирал Озден Орнек, экс-главком ВВС генерал Ибрагим Фыртына, а также бывший командующий первой полевой армии генерал Четин Доган. Прокуратура утверждает, что армия готовила план по организации взрывов в мечетях Стамбула и введению чрезвычайного положения, и что план переворота был разработан в расквартированном в Стамбуле штабе Первой полевой армии. Авторами сценария называют бывшего в 2003 году командующего этой армии Догана, а также экс- главкомов ВМС и ВВС Орнека и Фыртыну.
Но вот что любопытно. По оценке многих турецких экспертов, прокуроры предпочитают скользить по поверхности политических обстоятельств, стимулирующих турецких генералов на государственные перевороты в 1980 и 1997 -х годах. По этой проблеме нет полной ясности. Больше аргументов в пользу того, что правящая ныне Партия справедливости и развития (ПСР) проводит многоходовую и растянутую во времени полицейскую операцию с серьезной подоплекой: провести масштабную кадровую чистку в армии, максимально ослабить политическое влияние военных. В то же время складывается устойчивое ощущение того, что Эрдоган стреляет из пушки по воробьям. Дело в том, что в военных академиях Турции еще не выветрился корпоративный кемалистский дух, в то время, как в жандармерию и полицию попадают лица, окончившие, как правило, лицеи с исламистским уклоном. К тому же не будем забывать, что, к примеру, государственный переворот 1960-го года в Турции был осуществлен лейтенантами и майорами, которые вывели на первые позиции генералов только из принципов субординации.
Битву с военными правящий режим осуществляет под лозунгами демократии, отказа от введенных военными конституционных положений, что вроде бы должно укреплять позиции Турции в плане вступления в ЕС. Но светская Турция больше привлекательна для Европы, нежели гибридная в идеологии «страна Эрдогана». Это-первое. Второе — военные видят, что взятая сейчас на вооружение внешнеполитическая доктрина, часто именуемая неоосманизмом, проигрывается правящим ныне классом не без прямого участия западного сообщества. К тому же, как считают социологи, в Турции существует значительный процент кемалистов — от либералов до жестких радикалов, на настроениях которых играет главная оппозиционная Республиканская народная партия (НРП). Ее лидер Кемаль Кылычдароглу обвиняет власти в нежелании расследовать все обстоятельства военных переворотов 1980- и 1997-х годов, а лично Эрдогана и некоторых его соратников — в сведении с генералами личных счетов. При этом нельзя исключать того, что НРП может спровоцировать в стране острый политический кризис.
Пока же Эрдоган продолжает наступление. В турецкий парламент направлен законопроект, в котором предлагается привлечение гражданских специалистов для осуществления аналитической работы в таких сферах, как терроризм, внешняя политика, стратегия, военная и национальная безопасность, оборонная промышленность и коммуникации. Таким образом создается новый «мозговой центр» в армии, который еще дальше оттеснит людей в погонах от принятия важных решений.