Своими прекрасными костюмами, живыми характерами и интригой сериал «Великолепный век» привлек внимание многих людей. Одной из "изюминок" сериала можно назвать главную героиню – Хюррем Султан, за присущие ей силу и независимость.
Была ли она исключением или она представляет позицию, которую занимали все женщины в османском обществе?
Распространенный западный взгляд на ту эпоху содержит ложное убеждение, что гарем являлся чем-то вроде личного борделя, полного полуодетых наложниц, которые слоняются без дела в ожидании своего господина. Такое неправильное представление вполне можно понять, если вспомнить, что очень немногие иностранцы вообще видели гарем. Этот образ должен был восхищать и занимать воображение западного человека, которого сдерживали рамки, принятые в его обществе!
В действительности даже в гареме императора, в котором в силу различных причин султаны предпочитали наложниц официальным женам, их количество было строго ограничено и составляло очень малую часть от женщин, живших в гареме. Большинство мужчин, живших в более скромных условиях, брали только одну жену. Возможно, их отпугивало от полигамии требование, чтобы со всеми женами обращались одинаково (что практически невозможно), а также желание сохранить покой в доме!
Гарем на самом деле являлся женской половиной дома, и кроме жены в нем могли обитать мать хозяина дома, другие его родственницы, их дети и множество рабынь, исполнявших повседневную работу по хозяйству. В гареме смешивались женщины всех возрастов, рас и социальных статусов. С рабынями в основном обращались хорошо, а те, кто попадал в гарем молодыми девушками, обучались ремеслам. Рабство было по большей части явлением временным, после освобождения женщина могла выбирать – оставаться ли ей в этом доме или, как часто случалось, выходить замуж и уезжать. Женщинам из гарема импонировало то, что они подбирают хорошую пару для своей рабыни, кроме того они также были щедры при выдаче приданого.
Важно понимать, что в османском обществе рабство не было позорным пятном. Сына рабыни признавали сыном его отца и многие мужчины, включая султанов, были детьми рабынь. Часто рабство было лучшим способом для девушки подняться по социальной лестнице. Это объясняет, почему европейские благодетели, пытавшиеся покончить с традициями рабства, были с негодованием встречены семьями потенциальных рабынь!
Считается, что женщины жили в отдельной части дома, чтобы дела, которые ведут мужчины, не отвлекали их от воспитания детей и ведения хозяйства. Конечно, матери полностью посвящали себя детям. Однако было бы ошибкой считать, что женщины были пленницами гарема. В большинстве домов им разрешалось свободно покидать гарем и посещать женщин из других домов, а также ходить на пикники и за покупками. К ним также приходили посетители: друзья, торговцы и артисты; существует множество документов, свидетельствующих о праздниках, которые часто проводились в гареме.
Между тем, жизнь в гареме не состояла только из развлечений – здесь также работали. Глава гарема (жена или ее свекровь) организовывала работу рабынь и занималась семейным бюджетом. Позже девочек этому начали обучать специально: для них проводили занятия, темами которых были ведение ежедневных расчетов и приготовление пищи.
Возможно, самым удивительным является то, какой финансовой свободой пользовались эти женщины. До того, как женщина выходила замуж, семьи договаривались о размере «махра». Он состоял из денег и недвижимости, которую жених дарил невесте. Это имущество принадлежало лично ей, и она была вольна распоряжаться им, как пожелает. Во времена Османской империи одну часть махра выплачивали до заключения брака, а вторую оставляли на случай развода или смерти мужа – это обеспечивало женщине финансовую независимость (и служило для мужчины стимулом к тому, чтобы избежать развода!).
Жизнь женщины в гареме детально описана Аслы Санджар в ее прекрасной книге «Османские женщины: мифы и реальность» (опубликованной The Light, Inc., 2007). Османские законы гарантировали права женщин, которые, согласно проведенному Санджар исследованию, не боялись воспользоваться этими законами и «в основном получали поддержку суда».
Если некоторые из этих прав кажутся нам сейчас само собой разумеющимися, то мы можем сравнить их с положением женщин восемнадцатого и девятнадцатого веков в Британии. Здесь имущество женщины принадлежало ее мужу, который, если ему этого хотелось, мог развестись с ней и оставить ее без гроша. Среди аристократии романы на стороне были вполне обычным делом, и если материально о внебрачных детях обычно заботились, то они никогда официально не признавались отцами.
Поведение Хюррем Султан, несомненно, является отражением ее характера и чувств к ней султана Сулеймана. Однако и другие османские женщины, по крайней мере те, которые принадлежали к высшим классам, обладали столь же значительным положением в обществе. Санджер цитирует З. Дакетта Ферримена, который в 1911 году сказал о статусе османских женщин: «Турецкую жену называли рабыней и невольницей. Она ни то, ни другое. На самом деле статус, который обеспечивает ей закон, хотели бы иметь большинство жен в Европе, и до недавних пор англичанки были более ограничены в правах, чем турчанки».