Политика

Иран-Турция: Анкара между молотом и ядерной программой Тегерана

Последний раз, когда Турция пыталась выступить в роли посредника между Ираном и международным сообществом в связи с ядерной программой Тегерана, дело закончилось дипломатическим фиаско. Сегодня, два года спустя, Турция предпринимает новую попытку. Будут ли результаты иными?

14 апреля в Стамбуле пройдет заседание с участием Ирана и государствами так называемой группы "5 1" (Китая, России, США, Великобритании, Франции и Германии) в попытке не допустить выход конфликта вокруг ядерной программы Ирана за опасную грань.

Особых надежд на эти переговоры никто не возлагает, но под угрозой может оказаться не только исход давнего конфликта с Тегераном, но и давние попытки Турции выйти в региональные посредники-миротворцы.

Эти попытки достигли своего апогея в 2010 году, когда Анкара проголосовала против санкции ООН в отношении Ирана и вместе с Бразилией достигла договоренности об отправке низкообогащенного урана Ирана в Турцию для обмена на высокообогащенное топливо для иранского научно-исследовательского ядерного реактора.

В данном соглашении, достигнутом в обстановке "трансформации" Турции, по выражению бывшего высокопоставленного турецкого дипломата Синана Ульгена (Sinan Ulgen), в "напористо-амбициозную региональную державу", Европа и США не узрели ничего нового, а ряд критиков заклеймили Турцию и ее правящую происламскую Партию справедливости и развития "марионеткой Тегерана".

После чего начался возврат Турции в объятия своих традиционных западных союзников. В прошлом году Анкара согласилась разместить на своей территории натовский радар, являющийся элементом ПРО против Ирана. Кроме того, Турция предпринимает шаги по соблюдению санкций США и ЕС в отношении Ирана.

"Сегодня Анкара является надежным союзником по Ирану, – комментирует ситуацию британский парламентарий Ричард Хоуитт (Richard Howitt), входящий в состав совместного парламентского комитета ЕС-Турция. По его словам, Турция пользуется доверием со стороны своих западных союзников и на стамбульской встрече по иранской ядерной программе попытается найти какое-либо взаимоприемлемое решение.

Правда, более тесное взаимодействие Турции со своими западными союзниками мало способствует укреплению доверия Ирана к репутации "честного посредника" своей традиционной соперницы. Шаги Турции против сирийского правительства, являющегося тесным союзником Тегерана, вкупе с ее влиянием в преимущественно шиитском Ираке определенно вызывают все возрастающую тревогу в Тегеране.

"С точки зрения Сирии, позиция Турции кардинально отличается от позиции Ирана, что для Ирана не слишком приятно", – отмечает Мурат Билхан (Murat Bilhan), бывший главный стратег внешнеполитического ведомства Турции.

Кроме того, свою роль здесь играют и религиозные разногласия. Сирийская оппозиция состоит главным образом из последователей суннитской ветви ислама, тогда как президент Сирии Башар Асад и многие представители его режима являются алевитами и шиитами. Премьер-министр Турции Эрдоган является правоверным суннитом, как и большинство представителей его партии.

В настоящее время Анкара занимается укреплением своих связей с такими суннитскими государствами, как Саудовская Аравия и Катар.

Многие в Иране наблюдают за этой общей тенденцией и усматривают в ней лишь проблемы. В ходе подготовки к стамбульской встрече Тегеран потребовал перенести ее в другое место, сославшись на утрату доверия к Анкаре.

Хотя премьер Эрдоган категорически отрицает наличие суннитскл-шиитских разногласий с Ираном – аналогичное религиозное расхождение не оказывает никакого воздействия на крепкую дружбу Анкары с преимущественно шиитским Азербайджаном – подобные разногласия могут сослужить дурную службу в обстановке повышенной напряженности, предостерегает профессор международных отношений стамбульского Университета Кадир Хас Соли Озел (Soli Özel).

"В регионе, где скрещены клинки по линиям раскола, я решительно не знаю, как Турции удастся удержаться над схваткой", – подчеркивает он.

Однако Турция, похоже, все больше и больше отходит от своего курса на политику "нулевых проблем" со своими вздорными соседями вне зависимости от прошлых разногласий.

Провал попыток Турции нормализовать отношения с соседней Арменией после того как против этого стал возражать давний союзник Турции Азербайджан свидетельствует о том, что правящая Партия справедливости и развития "возвращается к традиционному, прагматичному политическому курсу", считает профессор международных отношений стамбульского Университета Бахчешехир Ченгиз Актар (Cengiz Aktar).

Как этот прагматизм скажется на стамбульских переговорах, покажет время. "Я не знаю, сможет ли Турция добиться каких-то результатов, – отмечает британский депутат Хоуитт. – В случае Ирана мы хватаемся за соломинку".

На взгляд же эксперта по международным отношениям Озела, Иран, несмотря на напряженность, прекрасно понимает, что именно Анкара является его самой большой надеждой на обретение мирного решения ядерной проблемы.

"Иран по-прежнему нуждается в подобном одолжении со стороны Турции, поскольку это единственная страна, которая реально серьезно пытается достичь какого-то политического решения", – подчеркивает он.

Автор: Дориан Джонс, независимый журналист из Стамбула
подписаться на канал
Комментарии 2
  • ...сегодня уже 19 апреля...
    (1474)
    19 апреля'2012 в 17:41
    • Видимо автору понравиось статья и он очень хотел ею поделиться. :)
      (53)
      20 апреля'2012 в 11:14