В феврале этого года Грузия в одностороннем порядке отменила визовый режим с Россией – соответствующий документ подписал президент Михаил Саакашвили. Согласно его указу, гражданам Российской Федерации для въезда в Грузию и нахождения на её территории в течение 90 дней, виза не требуется.
С инициативой об отмене визового режима с Россией Саакашвили выступил 28 февраля, представляя в парламенте Грузии ежегодный доклад. Отношения между странами были разорваны в сентябре 2008 года по инициативе Тбилиси. Своё решение грузинские власти тогда объясняли «враждебными действиями и военной агрессией России, а также признанием независимости Абхазии и Южной Осетии».
Сказать, что данный указ был воспринят с энтузиазмом в России, нельзя. В ответ на действия Тбилиси Москва заявила, что готова ввести безвизовый режим с Грузией, и, более того, предлагает восстановить двусторонние дипломатические отношения. Для установления безвизового режима «необходимо, чтобы грузинская сторона обеспечила надёжные правовые условия, которые гарантировали бы безопасность россиян, посещающих Грузию», — отметил тогда официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич.
Особой активности среди граждан, желающих воспользоваться безвизовым режимом, пока не наблюдается, учитывая холодную зиму и не по-весеннему снежную погоду в марте. Исключение, может быть, составляют российские армяне, для которых Военно-Грузинская дорога — единственная магистраль, связывающая их с отечеством. Основной поток пассажирского и грузового автотранспорта — транзитный.
Движение автотранспорта по Военно-Грузинской дороге, связывающей Россию со странами Закавказья, сейчас затруднено. Всю зиму автомагистраль функционирует с перебоями. Нередко пресс-служба МЧС по Северной Осетии распространяет такую информацию: «В связи с сильными снегопадами, по согласованию с грузинской стороной, распоряжением комиссии по чрезвычайным ситуациям правительства Северной Осетии, движение транзитных автотранспортных средств запрещено на участке Владикавказ — населенный пункт Ларс в обоих направлениях до особого распоряжения».
Отмена визового режима для всех россиян никак пока не повлияла на увеличение пассажирского потока на КПП «Верхний Ларс». По данным пограничного управления Северной Осетии, после отмены Грузией визового режима, маршрут по Военно-Грузинской дороге через КПП «Верхний Ларс» и КПП «Дариали» пока не пользуется большой популярностью среди россиян. В основном, в Грузию стали выезжать грузины, проживающие в Северной Осетии; немногочисленные граждане из Чечни, Ингушетии, Дагестана. Основой поток пассажиров по-прежнему составляют граждане Армении и Азербайджана, следующие из России в Закавказье и обратно.
Конечно, проживающие на Северном Кавказе грузины первыми приветствовали отмену визового режима. За проезд из Владикавказа до Тбилиси таксисты, в основном, грузины-мохевцы из Казбекского района, имеющие кроме российского ещё и грузинское гражданство, берут от 1000 до 1500 рублей с человека. Частые пассажиры: мелкие предприниматели, общественные деятели, ученые из СКФО, пытающиеся восстановить утраченные контакты с грузинскими коллегами после августа 2008 года.
Наибольшей популярностью Грузия, объявившая о своей кавказской политике, пользуется у этносов, территориально граничащих с Грузией: чеченцев, ингушей, народов Дагестана, черкесов. Для чеченцев отмена визового режима — хороший повод посетить родственников, проживающих в Ахмедском районе Грузии, где исторически проживают чеченцы-кистинцы. Кроме того там обосновались многочисленные беженцы из Чечни, бежавшие в период двух чеченских воин. Для ингушей важно восстановить культурно-исторические контакты, например, через граничащий с Грузией Джейрахский район, где расположены известные средневековые памятники культуры и археологии.
Пожалуй, с осетинами — народом, с которым грузин связывают давние национально-культурные и религиозные узы, — восстановить отношения по-прежнему сложно. Война августа 2008 года — событие, остающееся самым трагическим в новейшей истории осетино-грузинских отношений, надолго разобщившее и бытовые и родственные контакты, существовавшие веками между двумя православными народами. Из Северной Осетии в Грузию, в основном, выезжают проживающие здесь грузины — навестить родственников; и немногочисленная группа любителей горнолыжных курортов — бизнесмены, могущие позволить отдых в элитном курорте Гудаури.
Пробный камень
Впрочем, жители региона и раньше могли ездить в Грузию без виз. Ведь еще 15 октября 2010 года Тбилиси отменил визы для жителей Северокавказского федерального округа.
Как заявлял тогда заместитель министра иностранных дел Нино Каландадзе: «Указанное решение вводится в рамках политики либерализации правительства Грузии, и исходя из продолжения традиционных отношений с народами Северного Кавказа». Жителям Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Адыгеи с конца 2010 года предоставлена возможность безвизового пересечения российско-грузинской границы через КПП «Верхний Ларс».
Официальный Тбилиси объяснил своё решение, в частности, заботой о правах северокавказских жителей, желающих пересечь КПП «Казбеги — Верхний Ларс» на сухопутном участке грузино-российской границы. Для этого они должны были получать визу для въезда в Грузию в Москве, в секции грузинских интересов при посольстве Швейцарии. МИД России расценил как провокацию решение грузинских властей объявить в одностороннем порядке введение безвизового режима для проживающих на Северном Кавказе граждан РФ.
Решение упростить переход через КПП «Казбеги — Верхний Ларс» вызвало неоднозначную реакцию среди части политиков и экспертов и в самой Грузии, которые высказали различные мнения: от поддержки инициативы Саакашвили, до заявлений о возможном начале «ползучей агрессии» со стороны Северной Осетии. Так, по мнению грузинского политолога Пааты Закареишвили, решение правительства Грузии об отмене виз для жителей республик Северного Кавказа является политическим, а не социально-экономическим решением.
По мнению же члена Общественной палаты РФ, президента российской Ассамблеи народов Грузии Гочи Дзасохова, такая отмена Грузией визового режима для жителей северокавказских республик «несёт в себе провокационный характер, направленный на дестабилизацию ситуации в России».
«Невъездные» осетины
Однако отмена визового проезда до сих пор действует не для всех: некоторые жители Казбегского района (Грузия), проживающие на территории Северной Осетии, не могут туда попасть.
Для подавляющего большинства уроженцев осетинских сёл Кобинской котловины и Трусовского ущелья, оставшихся в составе Казбегского района Грузии, — въезд на территорию Грузии запрещён. В Степандцминда, ранее именовавшейся Казбегским районом, граничащей с североосетинским участком российско-грузинской границы, расположено около 30 осетинских селений. Этот край у истоков рек Терек и Арагва простирается на юг и на север от главного кавказского хребта, составляя восточную часть исторической Осетии: Дарьяльское, Тырсыгомское, Кудское ущелья и Кобская долина.
Проживавшие здесь осетины экономически были интегрированы в Северную Осетию. С распадом СССР осетины оказались по разные стороны границы. Общение затруднено после 2006 года, когда РФ закрыло границу с Грузией на КПП «Верхний Ларс». Находившиеся в РСО-Алании осетины и грузины-мохевцы из Казбегского района оказались отрезанными от своих домов.
Ситуация особенно ухудшилась после 2008 года: осетинские сёла, расположенные в этом районе практически уничтожены. Население вымерло или же выехало в Северную Осетию, а обезлюдевшие дома разрушаются под натиском непогоды и мародёров. Сегодня осетинское население Казбегсого района насчитывает лишь единицы. Ситуация не изменилась для этой категории граждан и после отмены виз Грузией в 2010 году, и теперь, после февральского решения отмены виз для всех россиян.
Председатель общественной организации «Дарьял», объединяющей выходцев из Казбекского района Грузии, основатель сайта www.cobag.ru, Гаирбек Салбиев так характеризует ситуацию:
«Не один и не два человека, которые оттуда приезжали, предупреждали, чтобы я ни в коем случае туда не ехал. У спецслужб Грузии на КПП «Дариали» есть списки нежелательных элементов. Я в грузинской прессе часто встречаю термин „наши осетины“ и „не наши осетины“. То есть я „не их осетин“. Некоторые наши ребята: кобинцы, труссовцы пытались туда проехать, но их не пропустили спецслужбы Грузии. Они не хотят, чтобы их имена называли, потому что боятся за свои дома, которые находятся в Казбегском районе. Свой отказ пограничники мотивируют тем, что для бывших жителей осетинских сёл в Центральном управлении МВД Грузии составлены списки лиц, которых запрещено пропускать в Казбегский район. Фамилия Гаибрека Салбиева в их числе. Известно около 20 фактов, когда осетин после прохождения ими паспортного контроля на КПП „Дариали“ не пропускают далее на территорию Грузии».
Как пояснил Саблиев, периодически, грузинские спецслужбы интересуются у проезжающих КПП «Дариали» пассажиров из Северной Осетии о деятельности Гаирбека Салбиева и организации «Дарьял». В Грузии их деятельность считается сепаратистской: они обвиняются в попытках отделения Казбегского района от Грузии. Сам общественный деятель подобные обвинения категорически опровергает.
По словам Салбиева, речь идёт об экономической интеграции Казбегского района в Северную Осетию. «Экономически, Казбегский район невозможно представить без Осетии», — считает Салбиев. Здесь во Владикавказе, уроженцы Казбегского района: и осетины, и грузины-мохевцы часто собираются обсудить проблемы. Они желают понять друг друга, найти хоть какое-то решение. Гаибрек Салбиев полагает, что проблему удалось бы решить, если бы грузинские власти разрешили осетинам возвращаться в родные края, навещать свои сёла и постепенно разрушающиеся дома и хозяйства. «О возвращении на постоянное место жительства из-за экономической отсталости и низкого уровня жизни в регионе, пока речи нет», — поясняет Саблиев.
Сельскохозяйственная деятельность и торговля жителей района не только осетин, но и грузин-мохевцев была неразрывно связана с Северной Осетией. Сюда привозили на продажу сыр, овощи, мясо. В Северную Осетию перегонялся на зиму крупнорогатый скот. После закрытия в 2006 году российско-грузинской границы, традиционный уклад сельского населения был нарушен. Многие жители осетинских сёл Кобинской котловины Трусовского ущелья, перегонявшие на зиму свои стада на пастбища в Северную Осетию, не смогли вернуться домой в Грузию. Многие крестьяне разорились. Уже шестой год эти люди не могут вернуться домой. По странному совпадению ни отмена виз для северокавказцев, и даже недавнее решение об отмене виз всем россиянам, не распространяются на осетин, ещё недавно населявших практически всю территорию Казбегского района.
В заявлении о безвизовом проезде указано, отметил руководитель общественной организации, для каких целей это было сделано: для воссоединения братских народов Кавказа и для приграничной торговли. Однако Салбиев считает это нелепым, потому что президент Грузии сделал этот шаг в одностороннем порядке. Обращения выходцев из Казбегского района в международные правозащитные структуры пока никакого результата не принесли. В начале года о нарушениях своих прав выходцы из осетинских сел Казбегского района проинформировали Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Верховного комиссара ООН по правам человека, Европейскую комиссию за демократию через право, Комиссара Совета Европы по правам человека.
На днях среди осетин, выходцев из Трусовского ущелья, распространилась новость. Во въезде в Грузию на грузинском КПП «Дариали» было отказано 80-летнему Шамилю Дзантиеву. Шамиль Дзантиев — отец мэра Владикавказа Сергея Дзантиева. Отчий дом Шамиля Дзантиева расположен в селении Сосолта Трусовского ущелья. Въезд в ущелье, где расположены десятки осетинских селений, самим осетинам запрещён. Исторически в этом ущелье проживали только осетины — грузинского населения здесь никогда не было. Теперь при въезде в Трусовское ущелье в селении Четырс установлен КПП грузинских пограничников, запрещающих въезд в глубь ущелья к другим осетинским сёлам. Примерно в пяти километрах от населённого пункта Четырс находится и селение Дзантиевых — Сосолта. Но вернутся на родину Шамилю Дзантиеву вряд ли ещё удастся. Ему, престарелому старику, доживающему свою жизнь вдали от родного очага, въезд в Грузию, как и сотням осетин проживавших до 2006 года в Казбегском районе, — запрещён.
Опасный закон
Возмущение осетины высказывают и пунктом указа, который гласит, что люди, приезжающие в Грузию, не должны пересекать Южную Осетию. Несмотря на отмену визового режима для россиян, Грузия не намерена отменять закон о посещении т. н. «оккупированных территорий» Южной Осетии и Абхазии. Нередко граждан РФ, посетивших Абхазию и Южную Осетию, задерживают в Грузии, и им, согласно действию указанного закона, предусматривается арест на срок до 4 лет или же выплата крупного денежного штрафа. Закон о посещении «оккупированных территорий», который, кстати, призвали отменить в качестве компромиссного решения российские дипломаты, отпугивает многих желающих посетить Грузию россиян.
Летом прошлого года президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что Россия готова рассмотреть предложения об облегчении визового режима от руководства Грузии, но не от Саакашвили, которого считает «нерукопожатной» фигурой.
В свою очередь, глава МИД РФ Сергей Лавров говорил, что визовый режим с Грузией отменён не будет, но Россия сохранит цивилизованные отношения с Тбилиси в отношении порядка въезда и выезда граждан.