Среда обитания

Заглядывая в будущее: три ужасных сценария и один хороший для Сирии

На втором году сирийской революции на горизонте вырисовываются три возможных сценария. Но, как говорят арабы, «даже сладчайший из них горек».

Начавшиеся  год назад мирные акции протеста в городе Дераа, на юге страны, с требованием довольно ограниченных реформ, переросли в народное восстание, требующее уже кардинальных изменений, а затем поднялась вся страна и призвала к  смене режима.

Припертый к стене сирийский режим отвергает любые компромиссы с оппозицией и готовится к жестоким  карательным мерам по всей стране.

Баланс не особо обнадеживающий. Более восьми тысяч сирийцев убиты, четверть миллиона стали беженцами, несчетное количество брошено в тюрьмы и подвергается пыткам,  оппозиция вооружается для самообороны, а ее региональные сторонники выступают заодно с Западом.

В последние дни режим добился некоторых  тактических успехов в оплотах оппозиции Хомсе и Идлибе, что  придавало президенту Башару Асаду и его приспешникам уверенности в себе.

Основанная на холодном расчете стратегия сирийского режима оказалась гораздо более жизнеспособной, чем у свергнутых диктаторов Ливии и Туниса.

Он говорит о реформах и тщательно выбирает выражения для прикрытия  своего чрезмерного применения силы,  лишая западные державы оправданий для вмешательства.

Но время работает НЕ на Асада. И не на  Сирию.

Вооружение сирийской народной оппозиции, несмотря на продолжающееся подавление протестов, практически подорвало усилия режима, сведя на нет его военные успехи.

Увы, еще тысячам суждено умереть, и Сирия может скатиться в пучину гражданской войны, если заблуждающееся руководство страны не сделает правильные выводы.

Если 2011 год был годом разногласий, то  2012-й может оказаться решающим годом.

Народ проявляет впечатляющую способность противостоять карательным мерам и самоорганизовываться.

Время работает на тех, кто готов пожертвовать всем для свободы народа, а не тех, жертвует своим народом ради собственных привилегий.

Пока что обе стороны борются за поддержку извне: Иран, Россия и Китай – с одной стороны, большая часть Лиги арабских государств, Турция и страны Запада – с другой. Время – это роскошь, которую Сирия не может себе позволить.

Алжирский сценарий

Два десятилетия назад, светскому  военному режиму в Алжире удалось жестко подавить оппозицию, добившуюся значительных успехов на  выборах – в немалой степени благодаря явной поддержке Франции, и неявной – США.

Гибель десятков тысяч мирных жителей и сотрудников сил безопасности была «оправдана» в западных кругах на основании права режима на борьбу с террористами и экстремистами в суверенном государстве.

Режим Асада надеется, что Россия и Китай предоставят ему аналогичное прикрытие, чтобы «закончить работу».

Он считает, что вето Москвы в Совете Безопасности ООН превратится в стратегическое вето в отношении любого иностранного /западного  военного вмешательства в восточном Средиземноморье.

Асад рассчитывает, что  такая поддержка России позволяет Сирийским элитным силам и Республиканской гвардии успешно подавлять революцию,  так же как французы позволили алжирским генералам «зачистить» оппозицию.

Сейчас, как тогда, западные, российские  и китайские лидеры не имеют особых политических или моральных разногласий относительно гибели арабских гражданских лиц или «сопутствующих потерь». (Следует отметить, что «сопутствующие потери» – это самое недостойное выражение в английском языке, вошедшее в обиход, по-видимому, во время вьетнамской войны).

В отличие от алжирской оппозиции 1992 года, восстание в Сирии в 2012 году силой не победить.

Времена изменились. Революция осознания, прокатившаяся в прошлом году по всему региону,  достигла своего расцвета в Сирии, и не может быть побеждена с помощью насилия.

Увы, пока они это поймут,   может быть уже слишком поздно.

Ливийский сценарий</s

Автор: Марван Бишара
подписаться на канал
Комментарии 0