Узбекистан выступил против размещения нового русского воинского контингента на юге Киргизии, о котором договорились президенты России и Киргизии Дмитрий Медведев и Курманбек Бакиев.
МИД Узбекистана заявил, что: «Реализация подобных проектов на достаточно сложной и труднопредсказуемой территории, где непосредственно сходятся границы трех среднеазиатских республик (Киргизии, Узбекистана и Таджикистана), может дать импульс для усиления процессов по милитаризации и возбуждения различного рода националистических противостояний, а также выступлений радикальных экстремистских сил, могущих привести к серьезной дестабилизации обстановки в обширном регионе».
В Кремле заявления Ташкента всерьез не восприняли и теперь наверняка обиженный президент Узбекистана Ислам Каримов сделает ответный ход. Отметим, что он еще в феврале на саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) выступил с «особым мнением» по поводу создания Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), а в июне отказался подписывать соглашение об их создании.
В последнее время Кремль терпит в СНГ одно поражение за другим. Москве не удалось добиться желанного прорыва в создании КСОР. Ключевую роль сыграли плохие отношения с Белоруссией, испортившиеся до наихудшего уровня за все постсоветское время. Однако и решение Ташкента сыграло свою роль в провале инициатив Кремля. При этом если Минск не поставил подпись во многом по конъюнктурным соображениям (тогда была в разгаре «молочная война»), то Ташкент имеет принципиальные возражения. Главное из них – отсутствие в уставе пункта, исключающего использование КСОР для разрешения конфликтов между странами – членами ОДКБ.
Теоретически задача КСОР – защита от внешних угроз, но на практике больше шансов на то, что конфликт вспыхнет между странами – членами ОДКБ. А в Узбекистане сильны настроения, что за водные ресурсы стоит воевать, поэтому Ташкент против всего, что нивелирует его военную силу.
Сегодня ни для кого не является секретом активизация отношений Узбекистана с США, охлаждение которых после андижанских событий 2005 г. отходит в прошлое. США удалось остаться и в Киргизии, власти которой согласились сохранить в стране американский транзитный центр на месте военной базы «Манас». Рост интереса США к Центральной Азии, как к Афганистану, так и к расположенному рядом Восточному Туркестану в пределах Китая, будет и дальше неизбежно способствовать ослаблению позиций России. Уж слишком разные весовые категории сегодня у Вашингтона и Москвы.
Заявления типа такого, которое позволил себе председатель комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками Алексей Островский (ЛДПР): «Я уверен, что руководство Узбекистана понимает свою заинтересованность в развитии конструктивных и долголетних партнерских отношений с Россией, в том числе и по обеспечению стран Центральной Азии водными ресурсами, где от позиции России зависит очень многое», – если к ним относится серьезно, наверняка вызовут настороженность и в самой России.
Где господин Островский собрался брать воду? В бассейне Оби? А кто он такой, даже чтобы просто заикаться об этом?
© 2009, Zarusskiy.Org
Общество
Кремль не посчитался с Каримовым – ответ не заставит себя ждать?
5 августа'2009 в 07:22
мусульман 0