Ат-Табари привел в «аль-Кабир», от Букайра ибн Маруф от Алкама, … от Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Каково положение народа, который не учит своих соседей и не наставляет их, который не велит им благое и не запрещает порицаемое! И каково положение народа, который не учится от своих соседей, и не получает от них наставление! Клянусь Аллахом, народ будет учить своих соседей и наставлять их, повелевать им благое и запрещать порицаемое, и народ будет учиться у своих соседей и получать от них наставление, или же Аллах ускорит свое наказание. Затем он спустился и его спросили: «Кого ты имел в виду под этим народом?» Пророк сказал: «Ашариинов, это народ, в котором есть ученые, а их соседи – неграмотные бедуины». Это дошло до Ашарииинов, они пришли к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и сказали: «О Посланник Аллаха, ты упомянул один из народов благом, а о нас сказал плохо, в чем наша беда?» Пророк сказал: «народ будет учить своих соседей и наставлять их, повелевать им благое и запрещать порицаемое, и народ будет учиться у своих соседей и получать от них наставление, или же Аллах ускорит свое наказание в этом мире». Они сказали: «О Посланник Аллаха, мы будем наставлять других?» Пророк повторил свои слова, а они повторили свой вопрос. Пророк опять повторил свои слова. Они сказали: «Дай нам отсрочку на год». Им была дана отсрочка, чтобы они обучали своих соседей и наставляли их. Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочитал этот аят: «Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали!» (Коран 5:78-79).
В другом аяте сказано: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться». (Коран 9:122).
Аль-Газали сказал: «Обязательно, чтобы был в каждой мечети или месте города факих, который будет обучать людей их религии. Обязанностью каждого факиха, который завершил выполнение своей личной обязанности (фард уль-айн) и приступил к выполнению общественных обязанностей (фард аль-кифая) является выходить за пределы своего города к окружающему населению, из числа арабов, курдов и других, чтобы обучать их религии и обязанностям шариата. Он должен взять с собой запас еды, чтобы кушать из него, а не кушать еду, которую дают ему, поскольку большая часть ее ворованная».
Признаком успеха в джихаде обучения является то, что каждый мусульманин получил полноценное исламское образование, и получил полное и верное исламское воспитание.
И мы должны вкратце изложить, каковым должно быть полноценное исламское образование.
1. Аллах сказал: «Таким же образом Я ниспослал вам Посланника из вашей среды, который читает вам Наши аяты, очищает вас, обучает вас Писанию и мудрости» (Коран 2:151). Основой обучения в Исламе является изучение Корана и сунны, и это уровень духовных наставников, как об этом сказал Аллах: «Напротив, будьте духовными наставниками, поскольку вы обучаете Писанию и изучаете его». (Коран 3:79).
Мусульманин должен получить знания Корана и сунны, и чем больше будет он знать их, тем больше его исламское знание.
2. Поскольку каждый мусульманин не может извлекать все нормы шариата напрямую из Корана и сунны, то появились науки, целью которых является разъяснение мусульманам норм Корана и сунны, такие как наука единобожия, наука фикха, наука о нравах. Ученые установили для каждой из этих наук основы, правила и условия и каждому мусульманину необходимо овладеть частью каждой из этих наук.
Поскольку основой этих норм является Коран и сунна, то появилась наука, которая разъясняет, как извлекаются нормы из Корана и сунны и это наука «Усуль уль-фикх» (Основы фикха). И с этой наукой также должен быть ознакомлен мусульманин, чтобы быть уверенным в достоверности норм.
3. Поскольку исламская история, это есть описание отношений мусульман с Исламом на протяжении веков, и это источник поучений, и к исламской истории относится жизнь Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников, то мусульманину надлежит изучать и эту науку.
4. Мусульманин должен заботиться о делах мусульман, как говорится в хадисе: «Кто проснулся и не переживал за дела мусульман, тот не из нас» (привели аль-Байхаки, ат-Табарани и Абу Наим). Забота эта невозможна, если вначале не будет знаний. Изучение положения исламского мира, состояния мусульман, должно быть предметом изучения мусульманина.
5. Поскольку наше время переполнено интригами против Ислама и мусульман, то мусульманин должен знать суть этих интриг, так чтобы он мог остерегаться попасть в их сети, и мог очищать исламскую умму от них.
6. Поскольку знание арабского языка и его наук, является ключом для изучения священных текстов этой религии, то мусульманин обязан овладеть это наукой.
7. Поскольку все эти науки предназначены для познания трех основ – Аллаха, Пророка и Ислама, то также необходимо подробно изучить эти три основы. И «Армия Аллаха» должна разъяснять необходимость изучения всех этих наук.
Нет сомнения, что люди отличаются по своим способностям, возможностям и свободному времени. И невозможно, чтобы все овладели на одинаковом уровне всеми этими науками, однако является обязательным, чтобы был минимальный уровень, которым владеет каждый мусульманин, а для тех, у кого есть большие возможности – путь открыт.
И даже минимальный уровень меняется в зависимости от личности. Так минимальный уровень знаний рабочего, у которого нет свободного времени отличается, как количественно, так и качественно от минимального уровня знаний студента.
Из предыдущего отрывка нам стало ясно, что науки и обучение им является обязанностью мусульманина. И ясно, что ответственность ложится в первую очередь на того, у кого есть знания. Однако факихи рассказали, что тот, кто выучил один вопрос, тот стал знающим его, и он обязан обучать ему, и в деятельности по обучению должна быть полная и постоянная взаимопомощь между всеми мусульманами, чтобы мусульмане находились на высоком культурном уровне. И это единственный путь, чтобы мусульмане спаслись от смуты. В Сунан ад-Дарими приводится хадис: «Наступят испытания (смуты), так что утром человек будет просыпаться мусульманином, а вечером становиться неверным, за исключением того, кого Аллах оживил знанием». Несмотря на то, что в иснаде этого хадиса есть слабость, однако смысл его достоверен.
Вместе с тем, как следует из аята приведенного в самом начале, должны быть люди которые специализируются на науке и обучении. Они должны быть в каждой семье, местности, городе или селении, и в каждой группе должны быть те, кто специализируется на науке.
Может быть, самую большую пользу Исламу приносит то, что есть мусульмане, которые специализируются на изучении исламских наук, и имеют достаточный уровень в этом.
Некоторые не придают исламскому знанию должного значения, и считают его последним делом, и это – глупые невежды. Без знания никогда не возродится Ислам.
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Достоинство знания выше достоинства поклонения, и лучшее в вашей религии – благочестие» (привел ат-Табарани в «аль-авсат» и аль-Баззар). Пророк также сказал: «Превосходство знающего над поклоняющимся подобно моему превосходству над нижайшим из вас. Поистине, Аллах, и ангелы Его, и обитатели небес и земли, и даже муравей в своей норке и даже кит в море призывают благословения на тех, кто обучает людей благому!» (привел ат-Тирмизи)
Также сказал Пророк: «Один факих страшнее для шайтана чем тысяча поклоняющихся» (привел ат-Тирмизи).
Привел ат-Тирмизи от Анаса: «Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, были два брата. Один из них работал, а второй был постоянно с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и учился. Работающий пожаловался Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на своего брата, на что Пророк сказал: «Может быть тебе даруется удел из-за него». Также Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Вступившему на какой-нибудь путь в поисках знания Аллах (за это) облегчит путь в Рай».
Есть часть знаний, которыми не довольны отдельные люди – как например правительство, тагуты и кафиры. Должны ли мы скрывать этот вид знания? Всевышний Аллах сказал: «Воистину, тех, которые скрывают ниспосланные Нами ясные знамения и верное руководство после того, как Мы разъяснили это людям в Писании, проклянет Аллах и проклянут проклинающие» (Коран 2:159)
«Воистину, те, которые скрывают ниспосланное Аллахом в Писании и покупают за это малую цену, наполняют свои животы огнем. Аллах не станет говорить с ними в День воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания. Они купили заблуждение за верное руководство и мучения – за прощение. Насколько же они готовы терпеть Огонь!» (Коран 2:174)
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Того человека, у которого просили о знании и который его утаил, в День воскресения взнуздают огненной уздой» (Привели ат-Тирмизи и Абу Дауд)
Мы обязаны разъяснять весь Ислам всем мусульманам, и даже всем людям. Это не означает, что мы должны оставить мудрость и предосторожность, так что враги смогли бы ставить нас в тяжелое положение. Это не значит, что мы должны отвечать на вопросы, целью которых является только нанести нам вред и создать проблемы. Это все должно учитываться, также, как должно учитываться, что надлежит обучать всему Исламу, полностью акыду (вероубеждение), полностью поклонение и полностью методологию.