Республики Северного Кавказа вновь побили все российские рекорды по явке избирателей и голосам, отданным в пользу Владимира Путина. Означает ли это, что кавказцы довольны своей жизнью? Или, быть может, они связывают с Владимиром Путиным свои надежды на лучшее?
Северокавказские республики вновь бьют рекорды по явке избирателей и единодушному выбору в пользу Владимира Путина. Явки к урнам варьируются в районе 90 процентов избирателей, как и голоса, отданные в пользу кандидата.
Впрочем, независимые наблюдатели склонны считать реальную, а не «нарисованную» явку максимальной за прошедшие несколько лет – около 30%. Не смейтесь, для выборов федеральных органов власти это очень много, и связана эта активность, скорее всего, с полемикой, которая была развернута в период предвыборной агитации по центральным телеканалам – многие люди поверили словам российских экспертов, что у Путина нет другого выхода, как в ближайшие год-два принять решительные меры в отношении коррупции и регионального произвола.
Но, с другой стороны, разве не кавказские элиты обеспечили ему такой высокий процент на выборах, разве не они, возмутители общества, в очередной раз доказали, что являются оплотом его успеха и залогом стабильности федеральной власти? И все же, чего ждать от выборов кавказцам? Насколько оправданы их ожидания позитивных перемен?
«Не дождетесь, - говорит лидер Русского общественного движения Константин Крылов, – Кавказ нужны в том виде, в котором уже существует. Именно Кавказ является поставщиком людей, которые "кошмарят" русских. С другой стороны, он поставщик тех же самых голосов, с третьей стороны, возможность отделения Кавказа - это постоянная "пугалка" для политизированной части российского общества. Т.е. Кавказ со всех сторон выгоден, кроме, конечно, экономической. В этом отношении, я думаю, что старая политика закармливания кавказских элит будет продолжена, при этом, что будет с кавказскими народами, Путину более или менее безразлично – это понятно, как понятно, и кого будет обижать Путин: тех, кто сделал его выборы столь неудобными и неприятными. Естественно, это совсем не Кавказ».
Закармливание кавказских элит приводит к очередному росту коррупции с ужасными последствиями для местного общества. Коррупция - это не просто украденные деньги, это легкие деньги, которые выбрасываются на внутренней рынок и детонируют рост цен на недвижимость, рост так называемых расценок у полицейского и судьи, которые не хотят отставать от благополучия чиновников, стоимость экзаменов в школах и ВУЗах, медицинские услуги. В конечно счете это приводит к еще большему давлению государства на человека, к еще большему бесправию и росту протестных настроений.
Но, с другой стороны, в отличие от российских городов, требовавших честных выборов, здесь была благодушная тишина. Значит, люди всем довольны, и менять в их жизни ничего не стоит? Этот вопрос я адресовал российскому журналисту Орхану Джемалю.
«На Кавказе нетерпение связано только с одной формой протеста: "Я не буду терпеть. Я взял автомат и пошел в горы", - говорит Орхан Джемаль. - Пока по другому люди "не терпеть" не могут, – этому нужно научиться. Нужно научиться, например, перекрывать трассы. Когда убили Алика Алхаматова, главу Хасавюртовского района, мигом кумыки перекрыли трассу, мигом прилетел президент Дагестана и начал разруливать ситуацию. Почему нельзя сделать то же самое, когда у тебя коррупция или другие преступления совершаются? Почему мобилизовывать людей могут только национальные лидеры? Пока кавказцы не начнут мобилизовываться по гражданским требованиям, - так и будет. Сегодня же форма мобилизации по гражданским вопросам заключается только в одном: "спасти нас может только шариат, мы берем автомат и уходим в лес". Это тоже способ, тоже выход, но он не единственный и не самый эффективный».