Те, кто пришел в ислам сознательно, обязаны понимать основные задачи нашей веры
Чтобы называться мусульманином, мало молиться, быть благочестивым и идти благой дорогой к светлым целям. Это звание обязывает к действию, а чаще к осознанному противодействию злу, несправедливости и равнодушию. Тарик Рамадан размышляет о духовном кризисе мусульман, полагая, что причина его в недостатке знаний, и предлагает пути выхода из этой ситуации.
Нам важно получить представление о том, с какого рода проблемами мы сталкиваемся, когда задумываемся о преимущественно мусульманском обществе, в котором можно жить в соответствии с нашими ценностями. И очень часто я прихожу к выводу, что нам не просто не хватает знаний, или не хватает образования – есть нечто в глубине души, и это называется кризис.
Это религиозный кризис, но если рассматривать его в иной плоскости, можно сказать, что это кризис психологический. Он заключается в том, что либо мы жертвы, либо нас не любят, даже в обсуждениях мы оказываемся не на должном уровне, и постоянно твердим: «Надо стать лучше, надо делать больше». Но если постоянно это повторять – это основы психологии – если постоянно повторять, что не можешь чего-то, или ничего не можешь, то, в конце концов, сам в это поверишь.
Так формируется менталитет жертвы, при котором критикуешь других, тех, кто плохо о тебе говорит. И этим создается и подпитывается собственная пассивность, собственная беспомощность. Этим вопросом мы должны заняться, вернуться к самому началу, когда дело касается наших молодых мусульман - но не только молодежи, я вижу это и в лидерах. Я наблюдаю это в тех обсуждениях, которые мы ведем с некоторыми учеными, неизменно повторяющими: «Ничего не выйдет. У нас ничего не получается. Это трудно».
Духовная уверенность
Давайте посмотрим, как разрешить этот психологический кризис, и с чего он начинается. Очень важно для всех нас, и это личная обязанность каждого, достичь понимания нашей религии и спросить, каковы же, в конечном итоге, ее основные задачи, помогающие нам получить ту уверенность, индивидуальную и коллективную, которая так необходима сегодня, и в которой на протяжении всей нашей истории нуждалась исламская цивилизация.
Тут полезно будет вспомнить некоторые аяты из Корана и хадисы. Когда Пророк (мир ему и благословение) говорил об аль-шадид (могущественных), он спросил: «Кто могущественный среди вас?» Люди сначала подумали, что могущественный тот, кто победит своего врага, но Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Нет, это тот, кто сдерживает охвативший его гнев».
Этот хадис Пророка (мир ему и благословение) говорит нам о первом измерении такой уверенности, а именно, о духовной уверенности. То есть о том, как вы ведете себя наедине с собой. Причем нужно правильно понимать цели и задачи, а для этого необходимо образование. Если вы работаете в сфере образования, вы поступаете следующим образом. Вы сначала задаете себе вопрос: «Каковы цели?» а затем определяете методологию. Так и следует поступать. Это педагогика. Мало говорить: «О, ислам это сплошное образование». Да, весь Коран – это божественная педагогика. Почему Коран посылался более 23 лет? Это для того, чтобы люди поняли, что в этом есть педагогика. Что Всевышний Аллах ведет людей из одной точки в другую. В этом есть педагогика, стратегия и методология, основанная на том, какие цели нам нужно достичь.
Так что, когда дело касается уверенности, давайте исходить из того, какие стоят цели. Чего мы хотим, когда говорим о том, чтобы быть мусульманами? Это то, что касается духовного.
Интеллектуальная уверенность
Во-вторых, дети, пока не достигнут разумного возраста, по природе являются мусульманами, не так ли? Они невинны, они мусульмане. Посмотрите на своих маленьких детей, как они говорят «альхамду ли Ллях». Они могут чем-то вас огорчать, но знайте, что даже не молясь они более мусульмане, чем вы. Они не нуждаются в нияте (намерении), они и так мусульмане. И даже, кстати, дети немусульман – тоже мусульмане, хотя и не знают об этом. Так что это естественное состояние, аль-фитра.
Но потом на смену аль-фитре должен прийти аль-Иман (вера). Вера – это интеллектуальное выражение того, что я теперь понимаю, я говорю, я свидетельствую. Вот почему мы входим в ислам умом и сердцем, когда говорим ашхаду – значит, мой ум получает это, а сердце хранит. Ашхаду, я свидетельствую. Я был мусульманином по природе, теперь я стал мусульманином сознательно. Так что это важное интеллектуальное явление, и теперь вы мукалляф.
Mукалляф означает, что вы несете ответственность перед Аллахом за все свои поступки. За свое поведение. Мукалляф в данном случае означает некую интеллектуальную уверенность, или необходимую интеллектуальную независимость. Так что сначала духовное, а затем появляется еще что-то, когда вы сознаете: «я должен быть мусульманином своим умом и пониманием». И если вы исходите из аль-таклиф, когда нужно сказать, что я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, чтобы войти в ислам, это означает, что вашему интеллекту необходима соответствующая уверенность. Вы должны знать, что говорите. Вы должны быть независимы, в интеллектуальном плане.
Социально-экономическая независимость
Мы подходим к следующему пункту, который также следует из ислама. Итак, мы говорили о духовности. Мы говорили об интеллектуальном измерении, но есть кое-что еще. Вспомните высказывание Пророка (мир ему и благословение): «Ислам стоит на 5 столпах». Вторым из этих столпов является закят. Что такое закят? Суть его не только в том, чтобы отдавать деньги, но и в том, чтобы люди, которые их получают, смогли с их помощью получить независимость. Закят – это не просто оказание помощи людям, его цель – помочь им стать независимыми. Значит, одним из условий уверенности является социальная и финансовая независимость.
Так что давайте обратимся к Корану и пророческой традиции, и когда мы прислушаемся к тому, что говорил Пророк (мир ему и благословение), мы поймем, что нужно знать цели. В конце концов, если мы хотим говорить – с кем угодно в мире, в Соединенных Штатах или в мусульманских странах – важна прежде всего духовная независимость, интеллектуальная независимость и социально-экономическая независимость.
Итак, цели очень важны для нас, но есть еще кое-что. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Помните о смерти».
Помните о смерти, и особенно здесь, на Западе, под психологическим давлением и переживая психологический кризис. Под психологическим давлением, с которым вы сталкиваетесь как мусульмане, ощущающие себя мишенью всевозможных дискуссий по всему миру, и переживая психологический кризис, помните то, что сказал Пророк (мир ему и благословение).
Помните, когда он подвергался нападкам людей, которые были из его же племени, которые были курейшитами? Первый аят, который был ему ниспослан о джихаде, это был не джихад с оружием в руках. В этом аяте говорится примерно следующее: «Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу» (Сура «Различение», аят 52. Перевод смыслов Э.Кулиева). Ваше оружие – это божественное откровение. Но оно является оружием тогда и только тогда, когда вы понимаете это откровение.
Вы здесь, чтобы быть смелыми
Так что нужно знание и понимание, но также интеллектуальное сопротивление. Джихад, о котором мы сейчас говорим, встречается и в сунне. Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Самый лучший джихад, это когда можешь встать и сказать правду в лицо тирану».
В этом есть нечто очень важное. Вы здесь не только для того, чтобы быть духовно независимыми. И не для того, чтобы быть интеллектуально независимыми, или социально и экономически независимыми. Вы должны быть смелыми. Одна из главных целей ислама – это независимые храбрые верующие. Смысл этого, на самом деле, следующий: храбрые означает, что вы здесь для того, чтобы изменить мир. Вы самая лучшая община, до тех пор, пока вы призываете к одобряемому. Вы здесь для того, чтобы изменить себя и изменить мир, но вы не сможете изменить мир, если не будете храбрыми. Нужно научиться говорить правду. Это одна из целей.
Поэтому, например, когда сподвижники Пророка участвовали в битве при Бадре, один из них подошел к Пророку (мир ему и благословение) и спросил его насчет того, что касается войны и стратегии: «Это твое мнение или это откровение?» Посмотрите, какая интеллектуальная смелость, человек идет к Пророку (мир ему и благословение), не ко мне, не к вам, он спрашивает у Пророка (мир ему и благословение): «Это твое мнение? Потому что если это твое мнение, я против него, но если оно исходит от Бога, я подчинюсь». Вдумайтесь. Какая преданность. Будьте смелыми. Говорите то, что думаете. Задавайте правильные вопросы.
Вот что означает уверенность: духовная независимость, интеллектуальная независимость, социально-экономическая независимость и смелость. Смелость значит, что я готов выступить против несправедливости. Я готов выступить против коррупции. Готов выступить против диктатуры. Готов сопротивляться дьяволу. Это то, что я из себя представляю как мусульманин. И, понимая наши цели, давайте теперь перейдем к реальности того, что нам нужно сейчас в нашем обществе, сталкивающемся с современными проблемами …
Отрывок из выступления доктора Тарика Рамадана на конференции Исламского общества Северной Америки «Любить Бога, любить ближних, жить в гармонии».