Общество

О целях и задачах исламской журналистики рассказывает Гюльнар Джемаль, участник фестиваля женских мусульманских СМИ в Тегеране

Сегодня героем, а точнее, героиней нашей передачи будет главный редактор журнала «Мусульманка» Гюльнар Джемаль, жена известного политика и философа Гейдара Джемаля и участник фестиваля женских мусульманских СМИ в Тегеране.

– Ханум Гульнар, спасибо, что вы согласились принять участие в нашей передаче. Вы недавно побывали на мероприятии для женщин-мусульманок в Тегеране. Расскажите, как оно называлось, сколько там было участников, из каких стран? Каковы были его цели и задачи?

– Ассаламу аллейкум ва рахмату ллахи ва баракатуху. Бисмиллахи рахман рахим.

Это был фестиваль мусульманских СМИ для женщин. То есть туда приехали только женщины. И издания, которые они представляли, тоже предназначались только для женщин-мусульманок. Примерно 20 стран были представлены. Помимо Ирана, естественно, были: Ирак, Пакистан, Тунис, Сирия, Ливан, Сомали, Гана, Аргентина, Венесуэла. Из Европы была представительница Косово, из Восточного региона были представительницы Индонезии и Таиланда. Из России было два человека – это я и Аделия Файзуллина из Татарстана, которая представляла газету «Муслима» Союза мусульман. А также были из СНГ – Зарафа Худжаева (Таджикистан), Аниса Темирбаева (Кыргызстан) и Гульнара Адамова (Казахстан).

Я представляла журнал «Мусульманка», который издается в Москве с 2008 года. Сейчас мы готовим 13-й выпуск. Журнал выпускается 1 раз в 3 месяца, на русском языке, естественно. Распространяется в России среди говорящих на русском языке – Татарстан, Кавказ, Москва, Санкт-Петербург и т.д.

– У кого-нибудь из участниц были подобные журналы, как у вас?

– Вот в Индонезии издается очень шикарный журнал, он даже, наверно, потолще нашего, у него очень качественная полиграфия. Большое внимание они уделяют дизайну одежды, то есть там много картинок с моделями, что, конечно, сразу привлекает внимание, потому что любая женщина, беря в руки журнал, сначала, естественно, сразу смотрит картинки. И там, в Индонезии, действительно, работают качественные модельеры, очень развита индустрия исламской моды. Дизайн и макет журнала были очень впечатляющими. Конечно, остальные издания, которые там представлялись, были сделаны на среднем уровне, так как понятно, что эти страны не очень богатые и индустрия моды там не так хорошо поставлена. А вот этот был очень впечатляющим…

– По какой линии проводился этот фестиваль? Кто его возглавлял? И какая была главная задача этого мероприятия?

– Организатором и вдохновителем этого фестиваля была госпожа Хиджази. Она является генеральным директором отдела женщин и семьи Организации культуры и исламских связей. Рядом с ней всегда была госпожа Мохаммади, которая была и ведущей, и всегда с нами на связи, решала все наши проблемы. Приехали одни женщины. И мы себя чувствовали, действительно, по-королевски. Из одного шикарного зала заседания мы переходили в другой, еще более шикарный, везде были накрыты потрясающие столы, одно блюдо сменялось другим. И за столом сидели только женщины, а прислуживали нам исключительно мужчины. Притом, весьма респектабельного вида.

– А какая была культурная программа?

– Мы посетили аналог нашей Останкинской башни – Боудже Милад. Увидели ночной Тегеран. Это было, действительно, незабываемое зрелище. Увидели сверху все главные артерии, они все светились в темноте. Ведь Тегеран – это невероятно большой город, который больше Москвы, как я поняла.

Мы посетили дом, где жил имам Хомейни в последнее время, когда он переехал из Кума в Тегеран. Это не может не потрясти, когда глава страны живет в таких скромнейших условиях. Это очень маленькая комнатка, где узенькая кроватка и какие-то самые-самые необходимые предметы обстановки, несколько книг. Он был очень серьезным противником любой роскоши, в его жизни присутствовал просто полный аскетизм.

Нам посчастливилось побывать в Мешхеде. Причем, наше посещение совпало с днем арбаин, это сороковины после дня гибели имама Хусейна. И перед нами, всё время, в течение двух часов, непрерывно шла траурная процессия с огромными барабанами. Они били вот в эти барабаны, одновременно совершая особые ритуальные действия, как бы самобичевание. Хотя на самом деле это не было реальным самобичеванием до крови, как некоторые говорят, а скорее некое театральное действо, но очень трагическое, очень впечатляющее, которое оставило глубокий след у нас в душе.

– А сам город Мешхед вам понравился?

– Конечно! Это потрясающий город, с невероятной архитектурой. Правда, мы были, в основном, только в том месте, где покоится имам Реза (мир Ему!). Конечно, архитектура вот этого всего комплекса удивительно прекрасна. Тот, кто первый раз входит внутрь, всегда уходит потрясенным – там всё сделано из хрусталя, золота и серебра. И человек просто как бы попадает в джаннат, в рай.

– А какая была основная задача этой конференции, этого фестиваля? О чем там говорилось, в основном?

– Ну, поскольку съехались туда представители мусульманских СМИ, то естественно речь шла о работе СМИ, о том, какими путями западная пропаганда ведет свою работу по созданию идеологии исламофобии в мире. Есть специальные, очень тонко разработанные технологии по созданию исламофобских убеждений, которые людям буквально внедряются в подкорку: они даже не понимают «почему», но уже считают, что ислам – это «плохо». Нам читались лекции, где глубоко анализировались вот эти технологии, и обсуждались возможности и пути противостояния этому, то есть, как научить людей смотреть широко на мир, как помочь встряхнуть с себя марево навязанных им штампов, которые учат их воспринимать ислам как какой-то источник насилия, терроризма, угрозы и вообще всякой отсталости, где женщины живут чуть ли не в средних веках, угнетенные и так далее.

Естественно, особое место уделялось теме женщины в исламе, обсуждались пути пропаганды роли женщины в исламе, потому что это одна из болевых точек. Ведь западный мир воспринимает исламскую женщину как существо второго сорта, которое абсолютно не имеет ни прав, ни возможности как-то себя реализовать, и находится под полной властью мужчины. И они находят такие аяты Корана, которые это как бы «иллюстрируют». В действительности же, если реально изучить ислам и шариат, то мы увидим, что исламская женщина наделена очень большими правами и чувствует себя гораздо более независимой и в большей безопасности, чем западная женщина.

– А какое впечатление у вас сложилось об иранских женщинах, с которыми вы много общались?

– Ну, это незабываемое впечатление! Потому что иранские женщины чувствуют себя невероятно комфортно по сравнению, может быть, с другими женщинами Востока. Потому что в Иране как раз эти права реализованы на 100 процентов – там как раз они чувствуют себя очень независимо, возможности их совершенно безграничны, то есть они могут и учиться, и работать. И в парламенте есть женщины, и министры есть женщины, и на самых разных ступенях власти есть женщины. Нося чадру и будучи такими религиозными и традиционными женщинами, они при этом абсолютно спокойно целый день проводят на работе и на руководящих постах. И не видят в этом никакой проблемы. Хотя, конечно, говорится, что семья – это главное, и что женщина должна быть, прежде всего, матерью и преданной женой. Но, тем не менее, мы видим повсюду таких абсолютно «бизнес-леди».

– Как относятся исламские женщины к феминизму?

– Феминизм – это изобретение западных женщин. И суть его заключается в том, что они добиваются абсолютного равенства между мужчиной и женщиной. Но мусульмане исходят из того, что Всевышний создал мужчину и женщину разными и наделил их разными обязанностями. Тем не менее, в исламе тоже есть понятие «равенство прав», но не равенство как таковых между собой мужчины и женщины. А мы равны как мусульмане, во-первых, потому что и мужчина, и женщина – рабы Аллаха, и они равны в том, что они имеют какие-то свои права и обязанности, и вместе будут стоять на Страшном суде. То есть, в этом смысле как бы и нет разницы. Все мы ожидаем рая или ада. Все мы будем отвечать за свои грехи. Как для мужчин, так и для женщин, существует и шариат, и все столпы ислама, и все обязанности. И всё, что есть в исламе, дано и мужчине, и женщине – и в этом смысле они равны. Но это как бы другое несколько равенство. Поэтому, конечно, безусловно, исламские женщины против феминизма вот этого, западного, толка, потому что он приводит к стиранию границ между полами, к таким ужасным явлениям, как гомосексуализм, смена пола, к дисгармонии в природе и обществе. Феминизм – это такая сила, которая в итоге разрушает общество, разрушает институт семьи, институт материнства и в результате приводит к деградации.

– Каким образом принципы борьбы с исламофобией вы реализуете в своем журнале «Мусульманка»?

– Помимо таких вот «чисто женских» тем, без которых нельзя обойтись в женском журнале, у нас есть такой «смысловой блок», где мы стараемся разбирать самые болевые точки, касающиеся жизни нашей уммы, ее мировоззрения, каких-то именно кризисных моментов. Потому что многие мусульмане в нашей стране, не будучи, к сожалению, хорошо образованными, разные старые традиции, которые называются «адат», путают с шариатом. И это, собственно, и приводит к тому, что ислам воспринимают как что-то темное, отсталое, страшное. Потому что реальный ислам, чистый ислам нашего пророка Мухаммеда создан на все времена и великолепно встраивается в современное модернистское общество.

– Где же можно почитать или купить ваш журнал?

- В Москве есть довольно много точек, где продается наш журнал. Это, в основном, конечно, мечети, а также несколько магазинов, которые ориентированы на продажу товаров исламского характера. Можно зайти на наш сайт – там есть как раз перечисление всех этих магазинов. Это сайт www.musulmanka.ru Достаточно в поисковике просто набрать «журнал «Мусульманка».

Дорогие радиослушатели, это было интервью с главным редактором журнала «Мусульманка» Гюльнар Джемаль, которая недавно вернулась из Тегерана, где она принимала участие в международном фестивале женских мусульманских изданий. Свои вопросы к ней вы можете оставлять и на нашем сайте.

Автор: Аида Соболева
подписаться на канал
Комментарии 0