Среда обитания

Где вся дагестанская рать?

Информация о том, что Минобороны сворачивает призыв на воинскую службу юношей из Дагестана, прошла некоторое время назад в российских СМИ. В частности, «Независимое военное обозрение» в одном из последних номеров 2011 года писало, что вслед за Чечней почти полностью прекращен призыв на военную службу в Дагестане.

Газета приводит слова Начальника отдела подготовки, призыва и набора граждан на военную службу по контракту Военного комиссариата Дагестана Януса Джамбалаева: «Наряд на осенний призыв этого года в Дагестане определен в количестве 3320 человек, однако в ряды вооруженных сил направлен лишь 121 человек»

«Это будут в основном лица славянской национальности, и они будут служить в казачьих войсках. Остальные призывники будут числиться в резерве», – полагает член-корреспондент Академии военных наук, военный социолог полковник Эдуард Родюков.

Высказался на эту тему и полпред в СКФО Александр Хлопонин, который отметил, что сокращать призыв с Северного Кавказа «не совсем правильно». «Нам нужно увеличить объем призывников, тем более что дагестанские ребята готовы встать на защиту родины», – отметил он.

Однако проблема на поверку оказывается глубже и серьезнее, нежели заочный спор Минобороны и аппарата СКФО. Поскольку болезненные разломы российского общества по национальному и религиозному признаку пролегли и через российскую армию.

Потенциальные боевики?

Так почему же в Дагестане, Чечне, Ингушетии потенциальных рекрутов отправляют в резерв, зачисляют в запас без службы? Еще в самом начале нынешнего призыва сообщалось, что уменьшение или отсутствие в армии выходцев из Северного Кавказа объяснялось тем, что из Генерального штаба Российской армии на них не приходят разнарядки.

Журналистам тогда дали понять, что решение не брать на военную службу исходит от руководства главного армейского ведомства или даже от руководства страны. Объяснялось это решение верхов нежеланием, чтобы «потенциальные боевики» обучались военному делу, потому что они впоследствии могут примкнуть к вооруженному подполью и применить эти навыки против федеральных войск, дислоцированных на Северном Кавказе.

Спрашивается, за счет кого сократили военный призыв с Северного Кавказа? А кем восполняется тогда армия? Сами работники военкоматов не скрывают, что из других регионов страны берут всех кого смогут, невзирая на отсутствие физического здоровья.

Офицеры Минобороны нашли своеобразное решение этой проблемы, существенно сократив призыв с Северного Кавказа, поскольку в последние годы становятся известны армейские скандалы из-за поведения призывников из этого региона. Все шире распространяются неуставные отношения среди солдат-срочников и преступные порядки, насаждаемые в воинских частях.

Но это не «продукт» только лишь призывников с Северного Кавказа. Да, призывники с Северного Кавказа изначально формируют клановые сообщества в частях. Это есть и никто этого не отрицает. Но ведь известны случаи, когда в части служил только один дагестанец или чеченец, и он тоже держал «в страхе и в порядке» всю часть.

В Интернете много видеороликов со сценами издевательств кавказцев над сослуживцами славянами. Так, в одной части Балтийского флота южане в военной форме заставили парней-славян танцевать на плацу лезгинку, после чего из их тел выложили слово KAVKAZ. А сцену снимал на мобильный телефон один из истязателей, который тоже, как выяснилось, оказался дагестанцем.

Убежать от дедовщины

Считается, что данное решение принято военным ведомством, чтобы избавить армию от неуставных отношений на межнациональной почве. Предполагается, что по итогам его реализации призывникам уже не будут грозить конфликты с выходцами с Кавказа. Но зато предельно актуализировалась тема снижения плана призыва по «горячим республикам» Северного Кавказа.

Кроме того, с этой весны в армию перестанут призывать не только жителей Северного Кавказа, но также и выходцев с Кавказа, проживающих в других регионах страны. Это решение вызвано тем, что представители Главной военной Прокуратуры считают, что в основном преступные порядки насаждаются в воинских частях именно национальными сообществами.

Генштаб неспособен решить проблемы с дедовщиной. И ограничив призыв молодежи из СКФО, перекладывает эти проблемы на другие ведомства, усугубляя и без того тяжелую социальную ситуацию в северокавказских республиках.

Есть информация, что существует некое «указание» не брать кавказцев в армию и по контракту. То есть для кавказских парней и мужчин исключается и возможность остаться на военной работе после срочной службы.

Всплеск преступности в армии – проблема общая. Устранить в военных частях дедовщину и землячества одним лишь исключением из службы кавказцев вряд ли удастся. Велика также опасность, что повальная безработица, а теперь и непризыв, сделают молодежь региона легкой добычей криминальных структур и экстремистов.

Даги и напряги

Мой коллега, журналист из Волгоградской области Алексей Каулов имеет собственное мнение на этот счет: «Как служивший могу сказать, что всего лишь три или четыре выходца из Дагестана или Чечни в небольшой части могут превратить службу для всех остальных солдат в настоящий ад».

С его слов, солдаты могли бы им противодействовать, если бы личный состав не был разобщен по призывам и землячествам. И офицеры тут, как он утверждает, не помощники. «Все служившие на Урале в последние 12 лет мои друзья жутко ненавидят, так называемых, «дагов», – продолжает он, – Даже те, кто служил офицерами после военной кафедры».

Причиной этого мой приятель видит то, что представители Дагестана в частях создавали такую клановую машину, что даже с младших офицеров сапоги силой снимали, ходили бить солдат из соседних частей, устраивали темную всей трехэтажной казарме и т.д.

«Банда кавказской молодежи легко подминает стандартный уголовный порядок в части, включая офицерство, – заявляет Алексей. – Поэтому думаю, в целях поддержания любви ко всем народам России народам Дагестана до искоренения дедовщины в армии стоит дать отсрочку».

«Исламский треугольник»

Давайте смотреть на проблему иначе. Если молодой человек не призывается на службу в законные армейские формирования, то его призовут незаконные. Отсутствие в армии ингушей, чеченцев, дагестанцев – потеря не только для самой армии. Тысячи ничем не занятых молодых ребят способны оказать серьезное влияние на ситуацию в регионе.

По сути, у молодежи этих республик забирают последний шанс обустроиться после армии, ведь работы и так нет, а без военной службы не возьмут не в пожарные части МЧС, ни в МВД, ни даже в обычную охрану в ЧОП. Куда прикажете им идти, как кормить свои семьи?

И потом, из зоны призыва пока выводят не весь Северный Кавказ, а именно самые густонаселенные республики – Дагестан, Чечню и Ингушетию. Причем эти же республики на Кавказе и самые исламизированные. Это – так называемый «исламский треугольник».

Очевидно, что причина ограничения призыва молодежи из этого северокавказского региона не только в возникновении дедовщины в грубой форме. Причина также и в том, что с увеличением среди призывников количества активных соблюдающих мусульман с Кавказа в армейской среде начали распространяться идеи фундаментального ислама.

Есть случаи, когда даже офицеры становятся приверженцами ислама, причем в его фундаменталистской или салафитской версии. Эта версия объясняет, почему решение Минобороны об ограничении призыва не касается христианской, в основном, Осетии или деисламизированной Адыгеи.

Армия боевиков

Проблема, действительно, существует. Но молодежь на нее отвечает по-своему. «Ничего, – говорит мне в беседе несостоявшийся призывник Исмаил. – Я пойду служить в “Джамаат Шариат”». Стоит пояснить, что «Джамаат Шариат» – это дагестанская диверсионно-террористическая группировка, вошедшая в состав военно-политического образования северокавказских боевиков Имарат Кавказ.

По крайней мере, по выражению лица своего собеседника я не совсем понял, говорил ли он всерьез или в шутку. Но задуматься здесь есть о чем. Поскольку рост симпатий дагестанской молодежи к боевикам – это устойчивая тенденция.

Такому стечению обстоятельств «лесные джамааты» несказанно рады. В отличие от Минобороны России, они не сократили объемы и не прекратили призыв молодежи в свою «лесную» армию. Свой «призыв» у них успешно ведется во всех «вилаятах» – так называемых регионах Имарата Кавказ.

Чтобы понять причину растущей популярности боевиков среди молодежи не нужно даже приводить в пример идеологию сопротивления под исламскими лозунгами. Давайте зададим себе вопрос, в чью пользу складывается выбор, существующий перед современным кавказским парнем?

Боевики в последнее время зачастую отлично экипированы. Они одеты в снаряжение натовского бойца, в берцы американских спецподразделений морских пехотинцев за 240 долларов, вооружены новейшими образцами оружия. Завершает этот образ iphone с закачанными в него лекциями о джихаде и роликами об успешных диверсиях боевиков.

На их фоне российский солдат в мешковатой форме и кирзовых сапогах, крой которых не меняется уже несколько десятилетий, – не самый притягательный образ для современного кавказского парня.

Ориентация на соседей

В любом случае, кавказские ребята пока еще стремятся в армию больше, чем русская молодежь. Но справиться с их энергетикой и своенравным характером офицеры и сослуживцы уже не в силах. И это притом, что в Дагестане желающих служить в армии хоть отбавляй.

Не только здесь, но и в других кавказских республиках люди готовы платить взятки, лишь бы парней взяли в армию. Мой знакомый работник военкомата говорил мне, что из их родного села у него было 30 призывников, жаждущих пойти на срочную военную службу. Взяли только четырех, разумеется, за определенную сумму.

Параллельно с этим пресловутым решением о прекращении призыва в регионе упорно распространяются слухи о том, что Грузия готова брать по контракту солдат из Дагестана. Равно как и из других «бойкотируемых» призывом северокавказских регионов. Данный вариант не так уж фантастичен.

Поскольку сама Россия проводит набор на армейскую службу по контракту рекрутов из Украины и Белоруссии. На самом же Северном Кавказе среди молодого поколения устойчиво формируется ориентация на Баку и Тбилиси, нежели на Москву.

Пока это касается дел, связанных с торговлей, бизнесом, и в последнее время, с образованием. Не случайно в последнее время появилось много учебных программ по линии Государственного департамента США, рассчитанных именно на северокавказскую молодежь.

Кому страну доверить?

Северный Кавказ – самый многонациональный регион страны. Если сегодня искусственно ограничить призыв кавказской молодежи, то саму российскую армию ждет сильная деформация национальной структуры. Об этом же предупреждает член-корреспондент Академии военных наук, полковник Эдуард Родюков.

«В Москве, чтобы выполнить план призыва, забривают в армию всех подряд – и хромых и косых, а в Дагестане и Чечне потенциальных рекрутов отправляют в резерв, – утверждает он. – Происходит своеобразная славянизация воинских коллективов, структура которых не соответствует структуре населения страны».

Российская армия должная являться отражением общества. Она не может быть мононациональной. Как не может быть мононациональной и сама Россия. Без интернациональности не будет патриотизма, значит и о должной боеготовности войск говорить тоже не приходится. Вопрос о подготовленности призывника также остается открытым.

И потом, в случае славянизации российской армии, встает другой вопрос: что делать со стремительным ростом националистических настроений в среде самой русской молодежи?

Недавно в СМИ прошла информация о том, что в Орловской области выявлена и задержана банда националистов, убивавшая кавказцев и взрывавшая их торговые точки. Шокирующим является то, что эта банда состояла сплошь из курсантов Академии ФСО, а их лидером был майор, преподаватель этой же Академии.

С точки зрения Минобороны России, разумней было бы найти для кавказской молодежи более оптимальные формы выполнения долга перед Родиной. Что было бы более полезно для самой молодежи и для самого Кавказа, и для остальной страны. Но это дело будущего.

А пока неясно одно: если целая российская рать не в состоянии управиться с призывниками с Кавказа, как тогда собирается справиться с проблемами этого региона политическое руководство страны?

Автор: Руслан Гереев
подписаться на канал
Комментарии 2
  • У меня ещё один вопрос - если целая российская рать не в состоянии управиться с призывниками с Кавказа, как тогда собирается справиться с внешним врагом? А если японский самурай? или натовский боец? тогда что? Россия - страна непуганых идиотов. И эта статья как раз про таких идиотов. Минобороны не в состоянии справиться с неуставными отношениями в армии, довели армию до ручки, обворовали, объели и вообще привели в негодность. А теперь руководство минобороны вместо того, чтобы объявить о своей беспомощности и уйти в отставку, (а лучше совершить акт самосожжения) нашли достойный выход - лишить полноправных граждан россии возможности исполнить свою конституционную обязанность, в который раз демонстрируя нам, что конституция РФ бумага бесполезнее, даже, чем туалетная (простите за грубость). Браво! ещё одна демонстрация, что никакой конституции в россии нет, никакого равноправия нет, и в принципе нет прав и свобод человека и гражданина.
    (1890)
    28 января'2012 в 00:12
    • В русне давно нет армии
      (341)
      28 января'2012 в 00:23