Политика

М. Бибарсов: Мусульманские партии имеют право на существование

Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил подумать о том, возможна ли в России "православная" или "христианская" партия. В коллективном блоге "Православная политика" он заявил, что Церковь позитивно воспринимает перспективу создания таких партий либо внутрипартийных групп, "но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения", поскольку Церковь - "для всех, а не для сторонников одной политической силы".


"Создания партий по религиозному признаку не допускает закон, но никто не запретит формировать "православную" или "христианскую" партию без формального упоминания об этом в названии - вспомним, что христианские демократы в Европарламенте именуют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции - Партией справедливости и развития", - напоминает автор.


Свое мнение о предложении В. Чаплина мы попросили высказать сопредседателя Совета муфтиев России, руководителя Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддаса Бибарсова.


- Как Вы относитесь к предложению Всеволода Чаплина допустить к политике религиозные партии?


Партии, общественно-политические структуры, отстаивающие религиозные принципы, имеют право на существование. Это соответствует мировой демократической практике – вспомним европейских христианских демократов, исламские, индуистские и иудейские партии.


В любом случае если будет широкий запрос на христианскую или исламскую партию, то она так или иначе возникнет. Все формальные ограничения легко будут обойдены. В той же Турции, которую в пример ставит Чаплин, например, тоже есть запрет на создание религиозных партий, который не мешает т.н. умеренным фундаменталистам быть у власти в течение 10 лет.


Признаться, успехи турецкой Партии справедливости и развития по применению традиционных ценностей и моделей в современном мире впечатляют не только Русскую православную церковь. После событий в арабских странах о них не говорит разве что ленивый.


Потом есть еще один замечательный пример. В кувейтском парламенте традиционно представлен целый спектр исламских общественно-политических сил – и суфии, и салафиты, и братья-мусульмане, и шииты. С ними же рядом заседают левые, либералы, националисты. Такое согласование интересов лежит в основе политической системы этого государства, благотворно на нее влияя. Не случайно концепция аль-васатыи (исламской умеренности, центризма, сбалансированности) родилась именно на кувейтской почве.


Теоретик аль-васатый Адель аль-Фалях, глава министерства вакуфов и исламских дел Кувейта, является сегодня ближайшим другом России в исламском, арабском мире. Он был награжден орденом Дмитрием Медведевым, а распространение аль-васатыи, приветствуется нашими властями.


- Вы в 90-е годы стояли у истоков нескольких исламских общественно-политических организаций. Возглавляли "Мусульман России". Расскажите об этом опыте. Противники религиозных партий постоянно говорят об угрозе с их стороны национальной безопасности страны.


Да, в России в 90-е годы было аж несколько мусульманских общественно-политических движений и партий. Одна из них оказалась в числе системообразующих организаций блока "Единства", из которого впоследствии вышла "Единая Россия".


Конечно, этот опыт не всегда был удачным, но, самое главное, что в то сложное время они помогли дать ответ на крайне серьезный тогда вызов сепаратизма. Все эти организации принципиально отстаивали единство России и федерализм.


По своей сути партия, выступающая с исламских позиций, является противоядием против сепаратизма. Ведь, выражая потребности мусульман на высшем уровне, она консолидирует их и интегрирует в единое политико-правовое пространство РФ; собирает и отражает их согласованный запрос в едином общероссийском пространстве, а не содействует реализации целей и задач отдельных региональных групп. Наоборот, отсутствие такой партии способствует сепаратизму.


Поэтому расширение политической системы за счет допуска коллективных представителей региональных и этно-конфессиональных групп – вопрос национальной безопасности и развития России как современного, единого, социального, демократического, федеративного государства.


Мусульмане в основной своей массе заинтересованы в сохранении единой России, как по патриотическим, так и по чисто прагматическим соображениям. В условиях дезинтеграции северо-евразийского пространства они, очевидно, окажутся еще более задвинутыми на задворки истории, а некоторые регионы может охватить хаос и «война всех со всеми» даже не по югославскому, а сомалийскому сценарию. Чисто интуитивно люди это понимают. В то же время они совершенно оправдано, ищут каналы для расширения своего участия и влияния на общегосударственном уровне.


- Но разве существующие партии не работают с мусульманами, не пытаются выражать их запросы?


Все соперничающие между собой партии – системные и несистемные – говорят о более важных вещах, как им кажется. По "исламскому вопросу", как мы называем комплекс проблем мусульманского населения, особенно не высказываются.


И это происходит как раз по вине самих мусульман. У нас нет влиятельных структур и возможностей для донесения наших проблем до власти, элиты, общества. Поэтому-то нужно какое-то движение, которое бы взяло на себя данную задачу.


Например, остро стоит проблема запрета исламской литературы, в том числе канонической и классической; преследование активистов и даже официальных лидеров мусульман в отдельных регионах; вмешательство некоторых чиновников в деятельность религиозных организаций; противодействие строительству мечетей. Есть также вопросы, связанные с внедрением исламской экономики, религиозным образованием, общественной работой. И многое другое.


Совет муфтиев России много об этом говорит. Но его голос в силу статуса религиозной организации ограничен.


- Вы настаиваете именно на партии или возможны другие варианты?


Не обязательно исламская партия, может быть, общественное движение. Главное – это результат.


Более того, если даже мы говорим об исламской партии или движении, то имеем в виду, скорее, не узко ориентированную структуру, которая политическим языком выражает корпоративные конфессиональные интересы. Речь идет о силе, ориентированной и отстаивающей интересы всего общества и государства с позиций общечеловеческих мусульманских ценностей. Если уж когда-то зайдет разговор об исламской партии, то это должна быть исламская партия современного типа.


Помимо решения трудностей мусульман и вообще верующих, такое движение должно будет отстаивать интересы семьи, защищать здоровье всей нации, высокие стандарты и бесплатность образования, поддерживать моральный климат в обществе, содействовать развитию реальной демократии, самоуправления, федерализма, регионов, всех народов России и их культур.


К сожалению, многие из этих вопросов мейн-стримовскими партиями почему-то не считаются важными. Ни по государственному телевидению, ни на Болотной площади об этом почти не говорят.


- В принципе, на Ваш взгляд, мусульманское сообщество России готово сегодня к появлению такой мусульманской политической организации?


Потребность, возможности, ресурсы, люди есть. Уже выросло целое новое поколение российских мусульман. Эти люди, которые становятся ядром современной российской уммы, минувшее десятилетие читали в оригинале первоисточники Ислама и труды современных богословов, черпали информацию о жизни единоверцев и их опыте за рубежом из Интернета и из личных поездок, в целом жили в гораздо более свободных условиях, чем их родители. Для них Ислам – образ жизни и мысли, а не набор ритуалов на свадьбах и похоронах.


Мусульманский средний класс, активная часть нашей уммы должна быть услышана. Эти люди настроены конструктивно и могут внести свой вклад в решение самых разных проблем.


Российская политическая элита пока не знает, как ей вести себя с общественно-политическими запросами верующих людей. Пришло время найти механизмы включения этого ресурса, этого потенциала в процессы развития страны.


Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов

подписаться на канал
Комментарии 3
  • власти чувствуют, что политическое сознание и активность мусульман развивается. сначала пытались уничтожить это новое явление, сажая активных мусульман,но загнали в подполье. теперь решили найти выход "для пара". Разумеется эта "исламская партия" направлена на укрепление демократии,т.е.законов неверия,а не на развитие ислама,но это хороший знак. как бы ни хотели власти, им придется против воли быть инструментом в руках Аллаха для распространения Ислама. потому что в обществе так или иначе будет обсуждаться тема ислама...это как эффект 11 сентября - что бы ни говорили об исламе и мусульманах,но это привлекает внимание к теме и люди толпами приходят к исламу.))))
    (376)
    25 января'2012 в 00:08
    • Христиано-исламская партия...:)
      (-1228)
      25 января'2012 в 09:19
      • На данный вопрос, у нас сказали, что относятся крайне скептически.
        Из-за пантюркизма и всяких ваших халифатных про-арабских чаяний.
        Нам чужие прынцы не нужны. Своих обстулзадом-беев достаточно. :)

        Как-то были и у нас сильные монархические мечты.
        Типа,подавайте нам обратно Романовых, хотим в крепостничество и в бояре.
        Романовы быстро нарисовались.
        Посмотрели на них и ойкнули.
        Романовых расхотелось.
        Некоторым все ж и по сию пору хочется царя, но идеального. :)

        http://romanovtoday.livejournal.com/

        Вы себе все-таки получше принца выберите. Референдум однако надоть. :)
        (-1228)
        27 января'2012 в 12:35