Общество

НЕПОГРЕШИМЫ ТОЛЬКО ПРОРОКИ

Доктор Абд аль-Малик Абд ар-Рахман ас-Саади
Из книги «Истинное понимание нововведения в Исламе»

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и всем праведным его сподвижникам! Кого Аллах направил на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он сбивает с него, того никто не поведет верным путем. Свидетельствуем, что никто не достоин поклонения, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварищей, и что Мухаммад – Его раб и Посланник, да благословит его Аллах и приветствует.

А затем…

Мусульманин обязан следовать принципу, о котором сказал Малик ибн Анас (да будет доволен им Аллах): «От каждого человека берется и отвергается, кроме того, кто в этой могиле», имея в виду Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Из этого следует, что ошибка присуща каждому ученому, за исключением пророков (мир им всем), какой бы ученой степени он не достиг или каковы бы ни были его набожность и богобоязненность.

И Абу Ханифа бывал прав и ошибался, и аш-Шафии, и Малик, и Ахмад, и Ибн Таймийя, Аль-Газали, Ибн аль-Кайим, Ар-Рифаи, Аль-Джиляни, и современные шейхи.

Однако вызывает сожаление, что некоторые мусульмане и в особенности молодежь, читая мнение какого-либо ученого – современного или прежнего, и находя его соответствующим своему направлению, или приходя к убеждению, что этот ученый прав, становятся фанатичными в поддержке этого мнения, как будто ученый, высказавший его, достиг степени непогрешимости и ему нельзя оппонировать или же говорить, что он ошибается, даже если станет ясным, что доказательства противоречат этому мнению.

Иногда такой фанатик ненавидит того, кто высказывает противоположное мнение, – шайтан побуждает его страсть и внушает ему, что эта ненависть и злоба исходит из защиты Ислама и Сунны. Он приобретает качество, не одобряемое Исламом, – тем самым Исламом, за который он борется и ради которого он ненавидит. А разве Аллах и Ислам вменили ему это в обязанность?

В стремлении к соблюдению Сунны и отдалению от новшеств некоторые люди проявили чрезмерность в вопросах нововведения и, следуя за своей плотью или придерживаясь пути некоторых групп, которые называют «нововведением» всякое новшество, которого не было при Посланнике Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его почтенных сподвижниках, стали использовать это слово в отношении самых простых вещей, забывая (или делая вид, что забывают) широту и пластичность Ислама и то, что он охватывает все времена и места, все появляющиеся дела и события вплоть до Судного Дня.

Они отрицают многое из того, чего не было во времена пророчества и установления законов, из появившегося со времен сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и тех, кто был после них, в том числе собирание Корана, введение первого азана в пятницу, добавление миката «зату ирк» для тех, кто оправляется в хадж из Ирака.

В следовании за Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и в любви к нему, в стремлении обрести его нравы некоторые, следуя Пророку да благословит его Аллах и приветствует) в его словах, действиях, нравах и состояниях, пошли по пути суфизма, но забыли, что этот путь требует, прежде всего, духовного воспитания, и отклонились от принципов суфизма, установленных его имамами. Они решили: «Ученые знают внешнее, а мы знаем скрытое».

Когда один из них совершает какой-либо поступок, отличный от практики Ислама, и его спрашивают, почему он поступил именно так, он отвечает: «Вам не понять, ибо вы видите только явное», или: «Мы в Хакикате, а вы – в Шариате». Они отдалились от ученых, фикха, и начали говорить слова и совершать действия, не одобряемые Шариатом, и забыли о том, что Ислам объемлет и внешнее, и скрытое, и Хакикат, и Шариат: ведь Хакикат и Шариат – словно два брата-близнеца, один из которых не обходится без другого, и если они разойдутся, то это приведет к разложению, тщетности деяний, уменьшению веры.

Таким образом, составные части молитвы и ее внешние проявления – это Шариат, а искренность в молитве и проявление ее благотворного воздействия в поведении мусульманина, в его жизни – это дух молитвы и ее Хакикат. Воздержание от еды и питья во время поста – это его внешнее проявление и Шариат, а познание тайн поста и осознание мудрости его обязательности – дух поста и его Хакикат. Аналогично можно рассмотреть и другие виды поклонений.

Внешнее и скрытое, Шариат и Хакикат, подобны апельсину, у которого есть сердцевина и кожура, кожура – это внешнее проявление, а сердцевина – это дух, и когда снимут с сердцевины кожуру и оставят ее, то они оба испортятся, поскольку одно не может быть без другого.

Также и поступки в Исламе: невозможно отделить одно от другого. Суфий поступает согласно скрытому и явному, факих знает внешнее и скрытое, истинный праведный суфий – это праведный истинный салафит, и наоборот.

Поэтому имам Ан-Навави в своей книге «Макасид» установил критерии истинного суфия и сказал: «Необходимо быть убежденным в истинности того, кто получил знания и действует согласно им, соблюдает этикет (адаб) и дружит с праведниками».

О мои братья! Воистину, враг выжидает удобного случая, чтобы навредить вам, и ищет слабые места, чтобы разделить сынов Ислама на почве второстепенных вопросов в науках Ислама. Так не разделяйтесь же из-за второстепенных вопросов! Аллах Всевышний сказал: «Не уподобляйтесь тем, которые распались на группировки и разошлись во мнениях, после того как к ним пришли ясные знамения. Уготовано им суровое наказание» (Коран, «Алю Имран», 105).

И ваши предки в границах логики и источников Шариата имели разногласия по отдельным вопросам, но это не привело к расколу между ними, и не стали они из-за молитвы-сунны до пятничной молитвы, или же из-за салавата после азана, или же из-за складывания рук на груди при молитве, или же из-за неясных слов дервишей раскалывать молодежь на два или более направлений, одно из которых воюет с другими, подозревает их в нововведении и заблуждении и ненавидит их. Напротив, каждый из них уважал иджтихад другого, и нет оправдания злобе и грубости тем, что она вызвана необходимостью помощи сунны и защиты Ислама и вероубеждения, – ведь Ислам запрещает злобу, даже если она ради Ислама и ради его победы.

Объединяйте ваши ряды, оставьте крайности! Воистину, вы – общины умеренности, а не упущения и чрезмерности. Сказал Всевышний: «Так мы сделали вас общиной умеренности». Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Самые лучшие дела – срединные». Читайте жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) сочинения о нравах и этике, книги, учащие поминанию Аллаха и защите Ислама, и оставьте вопросы фикха специалистам, углубившимся в него.

Если бы ты был врачом, то согласился бы ты с тем, чтобы человек, не занимавшийся медициной и не изучавший ее, однако прочитавший что-либо о медицине в газете или журнале, утверждал, что он – врач, подобный тебе, поскольку знает правила оказания первой медицинской помощи из книг, не получив эти знания от специалистов?

Воистину, врагов Ислама злит единство нынешней исламской молодежи, и они ожидают от вас ненависти друг к другу, поскольку они, разделив мусульман на народы и группы, сегодня направляют свои силы на разделение мусульман на суфиев и салафитов, так что тот, кого ты призываешь к Исламу или благим поступкам, делит Ислам на две части и говорит: «Какому Исламу следуют суфии или салафиты?» Так заставьте же себя очистить замыслы мусульман от этой слабости, которая коснулась их, чтобы силы мусульман объединились против наших недругов. Аллах вам всем поможет в этом.

Вот что говорит имам Ибн Таймийя в «Фатава»: «Осуждаемый Аллахом и Его Посланником фанатизм, раскол, разногласие, разговор без знаний следует запрещать, и никто не имеет права входить туда, куда запретил входить Аллах и Его Посланник. Кто, приложив усердие, посчитал одного имама или шейха более достойным, чем другой имам или шейх? Мусульмане могут разойтись во мнениях – делать ли тарди (произнесение свидетельств по два раза про себя до произнесения их вслух) или нет? Читать фразы икамат по одному разу или по два? Совершать утреннюю молитву во время предрассветного сумрака или же во время зари? Читать ли в утренней молитве кунут или нет? Читать ли бисмилля в молитве вслух или про себя или же вовсе не читать?

Таких вопросов много. Это вопросы иджтихада, о которых спорили праведные предки и имамы, но каждый из них признавал иджтихад другого, и тот, кто был прав по этим вопросам, получает два вознаграждения, а кто сделал иджтихад и ошибся, тому – одно вознаграждение, и ошибка его простительна. Тот, кто предпочитает следование аш-Шафии, не будет отрицать того, кто предпочитает следовать за Маликом, а тот, кто предпочитает следование за Ахмадом, не будет отрицать того, кто предпочитает следовать аш-Шафии, и тому подобное…».

подписаться на канал
Комментарии 0