(На фото - хозяин одноименного банка Олег Тиньков)
На сайте "Тинькофф-банка" на днях была опубликована статья Ксении Ивановой, посвященная главным образом Казани и немного Татарстану в целом. Надо сразу оговориться, что в принципе статья написана с благожелательных позиций, причем, не политических, а обывательских, и представляет собой своеобразную рекламу "третьей столицы России" как подходящего места для жизни.
И будь она выдержана в таком духе вся или же будь она опубликована где-то в социальной сети как частное мнение автора, вряд ли стоило бы на ней останавливаться. Однако статья содержит в себе оценки автором серьезных политических вопросов, а именно вопросов межнациональных отношений. И будучи опубликованными на площадке серьезного банка, принадлажащего весьма публичному бизнесмену, они неизбежно выглядят как их политическая декларация.
Вот о чем идет речь:
"В 2017 году Татарстан занял первое место в рейтинге открытости для бизнеса. Но знакомые предприниматели говорят, что все не так радужно. По их словам, людям с нетатарской фамилией сложно занять высокие государственные посты или добиться больших успехов в бизнесе: татары предпочитают работать друг с другом. Например, в составе кабинета министров республики большинство чиновников — татары. Я с дискриминацией не сталкивалась, но, справедливости ради, я и не претендовала на высокие посты".
Возникает вопрос - если автор указывает ссылку на состав правительства Татарстана, ведущую на страницу, начало которой выглядит следующим образом
почему бы ей не указать, для тех, кто поленится на нее зайти (а таковых будет большинство), что возглавляет это правительство русский по национальности Алексей Валерьевич Песошин? Может быть, потому что уже это наглядно опровергло бы озвучиваемый ею тезис о дискриминации русских в правительстве Татарстана?
Почему бы ей не указать и то, что в руководстве силовых структур, которые в путинской России имеют решающее значение, на уровне республики русские по национальности занимают ведущие позиции: глава МВД - Артем Хохорин, глава Следственного комитета - Павел Николаев, Военный комиссар - Сергей Погодин?
Далее автор воспроизводит стандартные штампы сторонников "русского мира" в отношении языковой проблемы в Татарстане:
"Когда я училась в школе, у нас было два урока татарского в неделю. С годами местный Минобр стал уделять все больше внимания изучению татарского. В конце концов в школах стало больше уроков татарского, чем других иностранных языков и даже русского с литературой. В 2017—2018 учебном году учителей татарского языка и литературы в Казани было 1052, а учителей русского языка и литературы — 753.
Многим русским родителям не нравилось, что уроков татарского становится все больше. Они писали заявления в прокуратуру, чтобы ведомство проверило законность школьной программы. После этого о татарском языке пришлось высказаться даже президенту. Он сказал, что недопустимо заставлять учить язык и снижать уровень преподавания русского. В итоге изучение татарского языка стало добровольным.
Я и мои близкие общаемся на русском. Как правило, татары в Казани хорошо владеют обоими языками. Мои коллеги общаются со мной на русском, а между собой — на татарском. По-моему, они даже не замечают, что говорят на разных языках.
Когда я работала в отделении больницы, где было много татароязычных пациентов, я начала говорить на татарском на бытовом уровне уже через месяц. Сейчас у меня нет необходимости говорить по-татарски, и я все забыла".
Как видно из ее слов, русских жителей Татарстана так перегружают изучением татарского языка, что они тотчас его забывают, как только у них исчезают татароязычные пациенты/клиенты. Кстати, а почему они исчезают? Из ее же слов можно предположить, что потому что "татары в Казани хорошо владеют обоими языками", а вот про русских такого не говорится. Оно и понятно, ведь "в итоге изучение татарского языка стало добровольным", поэтому в Казань теперь можно переезжать, как сделала сама автор в 2002 году и как призывает делать других в своей статье, не опасаясь того, что незнание или нежелание учить татарский язык станет каким-то препятствием.
В целом из таких пассажей на фоне остального содержания статьи складывается примерно такое впечатление: Казань город хороший за вычетом обилия татар в руководстве Татарстана и проблем с языком, но так как последние уже решены, то по мере переезда в нее таких, как автор этой статьи можно ожидать, что со временем она станет обычным русским городом.
Ну, а теперь не об авторе, а о банке, на сайте которого публикуется статья с пассажами о какой-то дискриминации по национальному признаку в Татарстане. И это при том, что несколько лет назад именно этот банк оказался в центре скандала, когда произошла утечка материалов, согласно которым у его кадровой службы действуют установки не брать на работу людей ряда национальностей, рас и вероисповедания.
То есть, судя по этим материалам, практикующий мусульманин из Татарстана вообще не имеет шансов быть принятым на работу в "Тинькофф-банк" (строго говоря, ему бы или ей там и не стоило работать из-за запретности ростовщичества, но это уже другая история). Зато на сайте этого банка висит статья о том, что русские дискриминированы в правительстве Татарстана, и это при том, что это правительство возглавляет русский.
Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа,
8:3
الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلَاةَ وَمِمَّا رَزَقْنَاهُمْ يُنفِقُونَ
которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили.
22:11 "Среди людей есть такой, кто поклоняется Аллаху на острие: если его постигает добро, он успокаивается в этом; а если его постигает искушение, он поворачивается своим лицом, утратив и ближайшую жизнь и последнюю. Это - явная потеря!"
Я не стану приводить аяты где сказано что смерть лучше, чем соблазн (вариант- убиение лучше, чем искушение) или слова Иисуса:
"Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну" (Матф. 5:29-30)."
Ты крайне осторожен в отношении лишить человека быть мусульманином (безусловно все мы грешны, если войдём в Сады Милостивого, то войдем только через Его милость), и меня печалит то, что мусульмане убивают друг-друга. Где же тут середина? Ещё одна аналогия. В какой-то год в Африке расплодилась безмерное количество жирафов и когда они начали пожирать последние верхние листочки акаций, начали внезапно умирать. Оказалось, что акации стали ядовиты. Хариджиты, имхо такая же реакция здорового общественного организма на ожидовление (а это уже не Ислам) веры. И ещё. Хотя мы безусловно рабы Господа нашего, но также мы Его заместители и по Его заветам должны пользоваться предоставленным временным пристанищем.
Да, есть признаки истинно верующего и лицемера и их нужно знать, пытаясь соответствовать одним и не попадать под другие. Но есть еще такая вещь как покаяние, и человек, совершающий какой-то грех, но кающийся в этом и старающийся его преодолеть, может оказаться в итоге ближе к Аллаху, чем тот, кто совершает все предписанное и вроде далек от запретного, но превознесся.
А Аллаху ведомо лучше.
Но вернемся к теории. Раз состояние или статус «мусульманин» это решение юридическое, точно таким же решением оно может быть аннулировано. Независимо от социального положения. Но почему-то немусульманами оказываются хариджиты и их современные последователи, что меня коробит - не за тех, у кого власть и СМИ, а у тебя. Хотя сейчас это народно-освободительное движение, что с точки зрения материалистов, что Ислама.
Исходя из нашего диалога, не кажется ли тебе, что аят 4:93 «А если кто убьет верующего умышленно, то воздаянием ему - геенна, для вечного пребывания там. И разгневался Аллах на него, и проклял его, и уготовал ему великое наказание!» к статусу «мусульманин» не имеет никакого отношения? «Пришла Истина и исчезла ложь». Ещё раз, мусульмане та последняя община, которая доведет эту дунья до конца, за счёт ожидовления Истины Аллаһа. Как проходили народы до неё, которым приходили Посланники.
Ещё один аят 4:76 «Те, которые уверовали, сражаются на пути Аллаха, а те, которые не веруют, сражаются на пути тагута…»
На счет хариджитов у ученых есть разногласия, но насколько я знаю, доминирующий их хукм, что они мусульмане, хотя и заблудшие. Что не отменяет того, что в хадисах они названы худшими из творений (а не просто людей), псами Ада, а также призывается к их истреблению. Но, конечно, это все надо рассматривать аккуратно и в правильном контексте, а то мы сами превратимся в таких же хариджитов.
Касательно вопроса как община доведёт эту дунья до конца, там же написано «через ожидовление Истины Аллаһа». А что такое ожидовление? Это книжники и фарисеи, первосвященники и лжепророки. Ничто не ново под луной. Не зря же сказано «Иса –весть о Последнем часе». Поэтому меня тревожит, когда минуя Коран тут же апеллируют к учёным и дошедшим якобы через них хадисам, не проявляя при этом ( цитирую тебя) «осторожности».
А вот в том, что касается последнего, "коранизм" является не меньшей опасностью, чем хариджизм в политике. Неудивительно, что часто они идут рука об руку, хотя, конечно, и не всегда - часть современных обладателей признаков хариджитов вполне себе апеллируют к хадисам и более того, легко бы затакфирили тех сочувствующих им, кто отрицает таковые.
Вообще, хочу сказать, что я понимаю проблемность буквалистского следования отдельно взятым хадисам в рамках серьезного мышления. Но разве их отметание является ее решением? Ведь та же проблема может возникнуть при опоре на определенные аяты без их глубокого понимания.
Решение проблемы же, оно давно найдено в рамках исламского пространства мысли с его различными школами комментариев, мазхабов, фетв, которые абсолютно не мешали на протяжении веков политической субъектности Уммы. Мусульмане стояли под Веной или сидели в Андалусе и Дели, и хадисы или классические исламские науки им никак в этом не мешали, а сейчас они нападают на них, но вместо политической субъектности выглядят как политические бомжи.