С музыкой или без, пока все равно поют
Исполнителям духовных песнопений - нашидам в Дагестане велели использовать только разрешенные шариатом инструменты. В Духовном управлении мусульман Дагестана на днях по инициативе муфтия республики Ахмада-хаджи Абдулаева обсуждался вопрос исполнения вынесенной еще несколько лет назад фетвы. Религиозный документ канонического отдела ДУМД, в котором говорится о запрете исполнения духовных стихов под музыку, проделал слишком долгий путь, и несколько лет добирался до своего адресата.
Нашид (с арабского - мусульманское песнопение, традиционно исполняемое мужским вокалом соло или в хоре без сопровождения музыкальных инструментов), разрешены лишь некоторые ударные инструменты.
Как ни странно, в других республиках Северного Кавказа, где большинством представлены мусульмане, такое мусульманское постановление давно уже вынесено и успешно функционирует. На это обсуждение, вместе с учеными-богословами, были приглашены и исполнители духовных стихов. Глубокоуважаемый Ахмад-хаджи - глава мусульманской общины Дагестана призвал исполнителей песнопений в своих репертуарах использовать строго дозволенные шариатом музыкальные инструменты и отказаться от использования фонограммы.
«Содержание и сама форма исполнения должны соответствовать нормам ислама, поскольку духовные песнопения являются определенной формой исламского призыва, при котором обязательно должны соблюдаться нормы шариата», – подчеркнул муфтий.
Он также отметил, что для того, чтобы «песнопения были источниками распространения религии и оказывало наибольшее воздействие на слушателей, нужно, чтобы исполнение шло от сердца, и важно, чтобы исполнитель сам на себе прочувствовал то, о чем он поет».
Многие мировые исламские ученые, по мнению присутствовавших богословов, отрицательно относятся к музыкальному сопровождению духовного песнопения.
Заместитель муфтия по закяту, имам Центральной джума-мечети Махачкалы Мухаммадрасул-хаджи Саадуев исполнителям духовных напевов предложил взять за основу живой напев стихов и выразительный звучный голос. Он подчеркнул, что самый лучший музыкальный инструмент – это чистый и красивый голос. Люди, слушающие песнопения, наслаждаются именно голосом, а не громкой музыкой. И если песнопение исполняется на арабском языке, то следует, чтобы каждая огласовка текста произносилась исключительно правильно, иначе легко может поменяться смысл сказанного или спетого. В таких вопросах, тем более если они рассчитаны на массового слушателя и зрителя, нужно соответствовать требованиям ислама, - сказал Мухаммадрасул-хаджи Саадуев.
С мнением исламских ученых алимов по данному вопросу приглашенные исполнители духовных песен согласились и обещали в своем творчестве придерживаться их рекомендаций и соблюдать все религиозные предписания.