Все большее количество мусульман хочет инвестировать свои деньги в соответствии с принципами Шариата. Участниками исламского финансового бизнеса сегодня становятся даже западные банки.
Где держит свои активы Усама бен Ладен? Как последователь Шариата, бывший строительный подрядчик должен был бы предпочесть так называемую исламскую банковскую систему. Но эксперты по терроризму полагают, что аль-Каида (если она в действительности существует) предпочитает легко перевозимые ликвидные финансовые инструменты, например, золото или бриллианты.
Несмотря на это, некоторые исламские банки, например, система перевода денег Хавала (Hawala credit transfer system) попадают под подозрение в том, что они якобы осуществляют финансовые операции для аль-Каиды и других террористических организаций.
После 11 сентября 2001 года исламские банки часто становятся объектами внимания спецслужб. Перехватываются суммы, исчисляемые миллионами долларов, замораживаются счета и активы. Из-за этого банковская система, работающая по Шариату, теряет лицо.
Вы можете соблюдать Шариат, инвестируя деньги в Дойче-банк
На сегодняшний день не существует четкой границы между исламскими и обычными банками. Так, многие арабские банки открывают «исламские отделения». Сегодня вложить деньги, соблюдая требования Шариата, можно также в крупные западные банки, например, в HSCB, Сити-банк или Дойче-банк. Такие крупные банки как «АБН-Амро», «Сосьете Женераль», «Ай-Эн-Джи», «Джей Пи Морган» и другие также открыли отделения, осуществляющие банковскую деятельность в соответствии с требованиями Ислама.
Объем капиталов, вращающихся в этой сфере, возрастает на 15% в год. «Число исламских банков и инвестиционных фондов возросло и составило более 270, их активы достигли 260 миллиардов долларов, а депозиты – более 200 миллиардов долларов», – заявляет Салех Камел, председатель Генерального совета по исламским банкам и финансовым институтам.
Учитывая, сколько денежных средств находится в руках мусульман – зарубежные инвестиции одной лишь Саудовской Аравии оцениваются в триллион долларов – это не так уж много. Потенциал исламской банковской системы очень велик.
Об этом пишет парижский журнал «Trends», освещающий события в арабском мире: «Сегодня на планете проживают 1,5 миллиарда мусульман, и даже если 2-3% из них станут клиентами исламских банков, получится колоссальная сумма». Остается только предложить такие услуги, которые соответствуют принципам религии.
Доля в прибыли вместо процентов
Для инвестора мусульманского банка наибольшее значение имеет соблюдение принципов Ислама. Шариат запрещает получение процентов, а также вложения в бизнес, связанный с производством алкоголя, табака, свинины или с азартными играми, а также содержащих элемент неопределенности (гарара).
Так, Пророк Мухаммад (мир ему) запретил покупать товар, который в момент заключения договора не находится в собственности продавца — к примеру: «Не покупайте рыбу, пока она находится в воде!». К категории неопределённых сделок может быть также отнесена зависимость исполнения условий договора от события, которое должно произойти в будущем (причём точно не известно, произойдёт оно или нет) или продажа товара покупателю при отсутствии у покупателя всей необходимой информации о данном товаре.
На место, ставшему на Западе традиционным проценту, в исламских банках приходит распределение прибыли между клиентами. Таким образом, повышается риск вкладчика, которому в данном случае не гарантируется определенный размер выплат. В первую очередь, это касается долгосрочных инвестиций, поэтому клиенты исламских банков предпочитают в основном краткосрочные.
Таким образом, фундаментальное различие между исламским и обычным банком состоит в их принципе финансирования проекта. Это приводит нас к вопросу рискового капитала и заемного капитала.
Вспомним, что рисковый капитал – это капитал, получаемый как вознаграждение за участие в процессе производства в зависимости от доли участия. Таким образом, в зависимости от результатов производства, его прирост может быть как позитивным, так и негативным. Последнее понятие неизвестно в случае размещения капитала.
Напротив, заемный капитал диктует цену своего участия в виде заранее определенной процентной ставки, которая не зависит от результатов его применения и от того, являются ли они положительными или же отрицательными.
Таким образом, в исламской финансовой системе риск участия финансиста оправдывается тем, что он становится собственником всех активов или их части. Естественно, это увеличивает риск вкладчика и его ответственность.
Подобных рисков и ответственности не существует, когда обычный банк просто дает взаймы деньги на основе должного выполнения обязанностей, но, не приобретая прав собственника на те активы, в которые производятся вложения.
Положение собственника активов делает исламский банк ответственным за поддержание активов в хорошем рабочем состоянии для того, чтобы клиент оставался довольным приносимыми ему доходами, для получения которых он вносит некоторую плату (которую можно считать платой за аренду активов). Кроме того, существует обязанность уплаты налогов с собственности – своей доли в активах, так же как и со своих доходов, получаемых от ее использования.
Что будет в случае краха, лишающего арендатора его доходов? Арендная плата немедленно перестанет расти, и так будет до того момента, пока активы не вернутся в нормальное рабочее состояние. Кто будет заниматься их восстановлением? Конечно же, владелец активов. А кто является владельцем? Исламский банк.
Страшный сценарий для обычного банка, не правда ли? Поэтому «обычный» банкир, не знакомый с принятием на себя вышеупомянутых рисков, будет неохотно работать рука об руку со своим коллегой из исламского банка. А делая это, он будет изо всех сил стараться избавиться от тех «недостатков», которые вовсе не кажутся таковыми исламскому банкиру, воспринимающему риск как нечто естественное.
Риск и вознаграждение
Другим различием в подходах обычного и исламского банков является взгляд на соотношение уровня получаемой им прибыли с риском, который он берет на себя, осуществляя исламскую банковскую операцию. В то время как «традиционный» банк обычно удовлетворяется установленным уровнем возврата своих займов, он противится идее подвергнуться большему риску, участвуя в исламской банковской операции и становясь собственником части активов, если только не будет убедительного возрастания уровня возврата капитала.
С другой стороны, исламский банк остается перед дилеммой, связанной с тем, что он не может получить больший уровень возврата капитала из-за рыночных сил, которые работают против этого.
Юрисдикция
Обычные банки заключают с клиентом соглашение об услугах, основанное на гражданском кодексе, и им это удобно. Однако когда дело доходит до сотрудничества с исламскими банками и проведения соответствующих операций, они должны руководствоваться Шариатом, который им незнаком.
Хотя во многих мусульманских странах Шариат и признан высшим источником права, там сегодня существуют также параллельные, очень активно действующие системы права, основанные на гражданском кодексе. Исламский банк же в любом случае заявляет, что первостепенная роль принадлежит Шариату. И это озадачивает «традиционный» банк.
Временами задача убедить «обычного» банкира признать Шариат как юрисдикцию становится крайне трудной. Бывали случаи, когда это приводило к срыву сделки.
Механизмы исламского банкинга
Мудараба. Это договор, по которому одна сторона (рабб аль-маль) предоставляет свой капитал в распоряжение другой стороны, выступающей в роли управляющего капиталом (мудариб). Полученный доход распределяется между владельцем капитала и управляющим в оговоренных долях. Убытки же несёт владелец капитала, а управляющий не получает вознаграждения за свой труд.
По мнению мусульманских правоведов, потери, понесённые мударибом в виде трудовых, временных и иных затрат, не менее значимы, чем финансовые расходы владельца капитала. Иными словами, договор мудараба основан на системе разделения прибылей и убытков. В наше время мудараба активно используется в операциях, осуществляемых исламскими банками и другими финансовыми учреждениями, действующими в соответствии с нормами и принципами Шариата.
По популярности и распространённости в работе различных финансовых институтов, функционирующих в соответствии с нормами мусульманского права, к мударабе примыкает мушарака. Участники такого договора вносят свой капитал и делят полученную прибыль в соответствии с оговорёнными долями. Что касается убытков, то они распределяются пропорционально долям партнёров во внесённом ими капитале.
При этом было бы ошибкой утверждать, что работа исламского банка основана исключительно на принципе разделения прибылей и убытков. В деятельности исламских банков предусмотрены также договоры, основанные на долговом принципе.
Например, по условиям такого договора, как мурабаха, банк принимает на себя обязательство отыскать и купить в соответствии с заявленными клиентом критериями товар, а клиент обязуется выкупить данный товар у банка. В цену продаваемого клиенту товара банк включает стоимость оказанной им клиенту услуги. Данная надбавка к основной цене может быть выражена как в процентном отношении, так и в виде определённой фиксированной суммы. Как правило, цена товара, включая наценку, выплачивается покупателем (клиентом) в рассрочку.
Таким образом, существенным отличием исламского банка является право осуществлять не только банковские, но и торговые операции. Однако законодательство многих стран запрещает банкам осуществлять торговые и иные небанковские операции, и это препятствует интеграции исламских банков в международные финансовые структуры.
Исламские банки повсюду
Исламское банковское дело является относительно молодым. Так, Исламский банк развития (Islamic Development Bank) – международный финансовый институт при Организации Исламская конференция, координирующий экономическое и социальное развитие мусульманских общин по всему миру был – учрежден в 1974 году. Примерно в то же время стали появляться другие исламские финансовые учреждения
Долгое время банковская и иная финансовая деятельность в мусульманском мире развивались по западному образцу. Перед мусульманами, не желающими нарушать требования Шариата, стоял выбор: либо следовать фетвам так называемых модернистов, объявлявшим банковский процент дозволенным, что было категорически отвергнуто исламскими учеными всего мира, либо — не пользоваться банковскими услугами вообще или пользоваться под принуждением в условиях крайней необходимости. Справедливости ради следует отметить, что до второй половины XX века большинство мусульман не являлось пользователями банковских услуг.
Ситуация изменилась с развитием экономик мусульманских стран. В это время происходит рост национального самосознания, сопровождающийся возрастанием роли религии в жизни мусульман. О том, насколько повысилось значение Ислама в мусульманском обществе, свидетельствуют многочисленные факты.
Так, если ещё несколько десятков лет назад мусульманские богословы безуспешно взывали к верующим, призывая их платить закят, то вскоре рост самосознания верующих достиг такой степени, что во многих странах стали собираться значительные суммы, и для координации сбора данного налога были учреждены специальные ведомства.
В 1963 году в Египте в местечке ан-Наггар был создан первый исламский банк — «Мит Гамр Бэнк», работавший на основе беспроцентного финансирования. В том же году в Малайзии была учреждена Сберегательная корпорация для мусульманских паломников, помогающая накопить сбережения для совершения хаджа.
Однако подлинного расцвета исламское банковское дело достигло начиная с 70-80 годов XX века. В 1975 году в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ) начал работу Дубай Исламик Бэнк. В 1979 году в Судане появилась первая исламская страховая компания. Стала развиваться исламская модель финансовой отчётности в рамках концепции исламской экономики в целом.
Ныне практически во всех странах, где проживают значительные мусульманские общины, функционируют различные институты, в основе деятельности которых лежат положения Шариата. Лидером здесь является Малайзия, где принято специальное законодательство, регулирующее вопросы исламской экономики и финансов: закон об исламском банковском деле 1983 года, закон о такяфуле (исламском страховании) 1984 года и другие. Своя модель исламской (таухидной) экономики реализуется в Иране после исламской революции 1979 года. Однако все мусульманские страны, включая Иран, внимательно изучают шаги по исламизации экономики в Малайзии.
Одним из основных институтов шариатского банкинга является Исламский банк развития. При поддержке правительств он 55 стран реализует проекты в экономически отсталых странах – соучредителях. В конце 70-х годов первые чисто шариатские банки появились в Кувейте, Дубаи и Судане. В 80-х исламский банковский бизнес охватил также Азию – был учрежден Малазийский исламский банк (Islam Malaysia Bank).
С начала 90-х годов банки, работающие по Шариату, можно найти по всему миру. К оживлению в этой сфере бизнеса привели рост интереса к Исламу, а также экономические достижения некоторых из мусульманских стран.
Как правило, исламские финансовые институты консультирует совет улемов (богословов-правоведов), который занимается интерпретацией Корана и Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Различная интерпретация источников
Попытки применить к сегодняшнему бизнесу правила, установленные свыше 1400 лет тому назад, приводят первоисточники к различным интерпретациям. Существует большое количество литературы, освещающей нормы исламской финансовой системы, но тем не менее, общепринятые правила до сих пор не выработаны.
Начиная с 1999 года существуют два исламских рыночных индекса: DJIM – аналог индекса Доу-Джонса, а также FTSE. При исчислении этих индексов учитываются только компании, ведущие бизнес, соответствующий Шариату. Фирмы, занимающиеся производством алкоголя, табака, свинины, а также запрещенными видами развлечений, не включаются (или исключаются).
К исламским банкам проявляют интерес и немусульмане
В силу перечисленных причин руководство финансовых структур, действующих по Шариату, уделяет особое внимание надежности инвестиций. Необходимо, чтобы объем долгов каждой компании, получающей деньги от исламского банка, был небольшим. Если он превышает установленный уровень, деньги в такую компанию не инвестируются.
По этой причине из списка фирм, получающих финансирование, была исключена WorldCom, и это произошло за год до ее банкротства. Такая мера позволила сохранить свои деньги вкладчикам исламских банков. В апреле 2003 года по тем же самым основаниям было запрещено финансирование компаний AT&T и Motorola.
Взвешенная инвестиционная политика и аналогии с системой «этических инвестиций», в которой запрещено вложение средств в производство вредных для здоровья товаров, могут сделать исламские банки привлекательными для представителей других религий и атеистов. Запрет процентов также встречает большую поддержку со стороны немусульман. С точки зрения британского эксперта по финансам Варена Софис, «проценты налагают бремя, препятствующее росту количества рабочих мест, создают денежные кризисы и усугубляют проблемы в торговле».
В отрасли предвидится дальнейший рост
Помимо всего прочего, исламский бизнес набирает обороты по той причине, что его поддержка считается одним из способов оказания сопротивления антимусульманской политике Запада. Многие видят в Исламе средство индивидуального и общественного спасения.
Но есть и сложности. Пока понимание полезности и необходимости развития исламского банковского дела не нашло широкого отклика в сердцах мусульман-специалистов по банковскому делу. А тот факт, что многие поколения мусульман-профессионалов в сфере экономики и права являются выпускниками западных вузов и имеют практический опыт в сфере ведения бизнеса по западным стандартам, пока не удается использовать на благо исламской экономике.
Согласно исследованиям, проведенным Институтом исламского банковского и страхового дела, 55% опрошенных мусульман предпочли бы держать деньги в исламских банках. Но пока счета в таких банках имеет лишь 21%. В следующие 8-10 лет эта доля может достичь 50%.
Тарик ар-Рафай, вице-президент Исламского отдела американского банка HSBC, говорит: «Самое важное сейчас – предложить столько услуг, сколько требует рынок». С его точки зрения, шариатский характер банков должен стать одним из средств привлечения клиентов: «С точки зрения рынка, соответствие предоставляемых услуг требованиям Шариата приводит в банки новых клиентов. Таким образом, соблюдение религиозных принципов окупается».
По материалам Gulf News, Qantara.de и др.
P.S. Материал 2008 года, но на мой взгляд актуален, и в наиболее популярном изложении...