Сегодня на сайте proufu.ru вышла статья: «Почему в Уфе продают ваххабитскую литературу?» Автор Биктимир Абдрашитов провел собственное расследование, из которого сделал вывод, что в Уфе достаточно просто купить книги сторонников радикальных течений Ислама. Незадолго до этого на сайте ng.ru также упоминалось, что в Казани продают ваххабисткую литературу, в которой некими заинтересованными лицами преподносится попытка дискредитировать руководителя духовного управления мусульман Татарстана Камиля Самигуллина.
Давайте разберемся, что значит ваххабитская литература? К ваххабитам относят приверженцев салафизма (последователи пути пророка Мухаммада, мир ему и благословение). В Башкортостане подавляющее большинство мусульман исповедуют ислам суннитского толка. Сунниты – это последователи Пророка Мухаммада и его сподвижников. Это говорит о том что суннизм и салафизм являются понятиями из одной категории и по сути синонимами.
Откуда появилось разделение и где грань? В следствии идеологического противостояния по линии «традиционный» и «нетрадиционный» ислам возникла необходимость разграничения мусульман и духовных управлений. «Нетрадиционный» ислам формируется в общественном сознании в негативном образе и к нему применяют упрощенный термин «ваххабизм», который активно эксплуатируется СМИ. Иными словами ярлык «ваххабит» можно повесить на любого мусульманина, который не относят себя к «традиционным» группам проофициальных духовных управлений. Более подробно об этой проблеме пишет Карамышев Р. Д. в своей книге «Этнорелигиозная ситуация в Республике Башкортостан (на примере исламской уммы): проблемы, тенденции, перспективы».
Профессор кафедры философии МГУ И. Кантеров, автор ряда книг и учебных пособий по религиоведению,заявил, что сегодня отсутствует емкая дефиниция, позволяющая выявить отличие между религиями и между религиозными организациями. Причем трудность возрастает из-за увеличения численности верующих, изменения религиозного пространства нашей страны. Ученый сфокусировал внимание на понятиях «традиционная» и «нетрадиционная» религии. Как правовой, такой термин безоснователен, а вот к произволу чиновников, вольно трактующих понятия «традиционное-нетрадиционное», увы, приводит. Но не только это. «Вина за массированный взброс этих ложных понятий лежит и на религиоведах, считает эксперт. «Одни забросили свою работу, отказались от объективных исследований, перейдя на позиции религии». Кантеров указал на необходимость четкой позиции экспертов в данном вопросе, потому что это оказывает влияние на судьбы людей, «даже на самочувствие верующих», которые считают, что их права ущемляются.
Ученый подверг критике тех, кто пытается наполнять понятие «нетрадиционность» правовым содержанием и закрепить эту дефиницию на законодательном уровне. В качестве примера он привел бывшего депутата Госдумы А. Чуева, который еще в феврале прошлого года выступил с инициативой законопроекта о «традиционных религиозных организациях РФ», но, к счастью, безуспешно.
Руководитель отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства РФ А. Себенцов говорит: «Настоящая проблема в том, что дикость полная царит. Такое впечатление, что наши уважаемые судьи, прокуроры вышли из леса, получили юридические образование и пришли в этот мир. Как нам быть, когда в храм приходит пожарник и говорит: «Это что тут у вас за пожароопасные перегородки? Убрать немедленно!»? А это: иконостас. Вот примерно такие же у нас и прокуроры».
«Обложили вот тут мусульман, – вспомнил он один из случаев, – забрали у них всю литературу, всего 55 наименований. Суд не глядя признает все это экстремистской литературой. Открываем перечень, смотрим, тетрадь в линейку, обложка зеленая — все! Следующая тетрадь – в клетку в красной обложке. Третья – с арабской вязью. Все, вы уже экстремисты!»
Вернемся к статье Биктимира Абдрашитова. Автор искал в мечетях и книжных полках магазинов книги Камаля аль Занта, Мухаммада Хуссейна Якуба и Аль-Умар Насыр ибн Сулеймана, которые не входят в список экстремистских материалов и не запрещены судами РФ. Почему сегодня СМИ муссирует данный вопрос, называя мусульманскую литературу экстремисткой, опираясь на мнения различных религиоведов, порой даже не считающих себя мусульманами? Делают выводы о том, что салафизм – это зло, а салафитские авторы – это идеологи зла, даже не изучая контекст темы, раскрываемой в книгах.
Если первое, что мы узнали о человеке, характеризировало его с хорошей стороны, то плохие его поступки мы склонны на первых порах не замечать или оправдывать. Или наоборот. То же касается и событий. Именно поэтому мы склонны долгое время считать героями тех, кто однажды впервые предстал перед нами в рыцарских доспехах. Даже если они объективно становятся антигероями по результатам своих действий.
Как думаете, почему многих россиян сейчас сложно убедить в том, что салафизм – это и есть истинный традиционный ислам? Именно так работает эффект первичности, сутью которого является переоценка значимости первой информации относительно последующей.
Искаженное восприятие вбросов новостей СМИ – это результат не только игры на стереотипах. Есть еще группа закономерных ловушек восприятия, называемая эффектами последовательности. Знание их сути – отличный инструмент как манипуляции сознанием общества, так и защиты от нее.
Играя с законами последовательности, мастера политических технологий могут легко сформировать нужную позицию больших групп людей. Давайте же научимся различать эти эффекты, понимать их психологические особенности, ограничивая таким образом возможности манипуляции нашим сознанием со стороны.
прочитайте сами поймёте кому это басня про ваххабизм нужна была
Частое упоминание ислама в СМИ в отрицательном контексте, и есть создание "нужной позиции больших групп людей". И это видно, и это не раз отмечали в своих статьях журналисты и правозащитники. Другое дело, что их не слышат "массы", т.к. массы уже зомбированы антиисламизмом.